Пассия во 2-ю Неделю Великого поста
Пассия – в переводе с латинского означает страдание – особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа. В нашем храме в минувший воскресный день состоялось второе подобное богослужение. На нем присутствовали настоятель храма протоиерей Георгий, иеромонах Амвросий, иерей Вячеслав, иерей Алексий, иерей Петр и, вернувшийся после сорокоуста, диакон Андрей.
Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм.
Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой – 26 и 27 главы от Матфея, на второй – 14 и 15 от Марка, на третьей – 22 и 23 от Луки, на четвертой – 18 и 19 от Иоанна. В этот раз читалось евангелие от Марка. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
На пассии мы слышим трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы. Например, исполняется стихира "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного", которую поют во время целования Плащаницы Христовой, а перед чтением Евангелия звучит прокимен "Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий..." Эти молитвы возносят нас на Голгофу, напоминая о конечной цели Поста – сораспятии со Христом.
На пассии обязательно произносится проповедь с поучением об Искуплении. В эту Неделю, 2-ю Неделю Великого поста, проповедь произнес иерей Петр Михалев. Ее можно прослушать здесь.
«Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист – Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами. Не удивительно, что пассию так любят русские православные христиане. Правда, в некоторых кругах бытует мнение, что пассия – порождение католицизма. В ней усматривают подобие католических месс Баха для Страстной недели (известные "Страсти по Матфею", "Страсти по Иоанну"). Это мнение неосновательно. Напротив, митрополит Петр составлял последование в противовес пышным католическим богослужениям, из-за которых многие приверженцы внешнего благолепия принимали унию. Дух пассии совершенно православный: случайное сходство с католическими службами по форме растворено глубочайшим духовно-нравственным содержанием» (Портал Azbyka.ru).
В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.
Статью подготовили: Стареев Михаил, Демидов Сергей.