Рождество Пресвятой Богородицы
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
диакон Алексий Кириллин
Рождество Пресвятой Богородицы – один из Богородичных двунадесятых праздников, связанный с воспоминанием появления на свет Пресвятой Девы Марии от бесплодных родителей Иоакима и Анны, во исполнение многочисленных явных и неявных пророчеств Ветхого Завета.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОБЫТИЯ ПРАЗДНИКА
История искупления человека от власти греха началась сразу после грехопадения первых людей, Адама и Евы. Сам Бог сказал змею-искусителю: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15). Эти слова считаются самым первым пророчеством о рождении Спасителя без мужа. Однако, до этого события оставалось еще несколько тысячелетий.
О своем первенце, Каине, Ева сказала: «Приобрела я человека от Господа» (Быт. 4, 1), видимо, как-то связывая с ним надежду на спасение. Однако, поскольку предрасположенность ко греху передается и потомкам людей, Спаситель должен был быть рожден необычным способом, от Девы, Которая Сама должна была быть наиболее чистой и праведной, насколько это возможно для человека. И до Ее рождения человечество ожидал долгий путь. Каин же не только никак не послужил делу спасения, но напротив, убив своего младшего брата, Авеля, следующего сына Адама и Евы, стал первым убийцей (Быт. 4, 8). Потомок Каина, Ламех, по его собственному признанию, уже убил не только взрослого человека, но и ребенка (Быт. 4, 23), после чего злоба людей лишь усиливалась.
Каин не только никак не послужил делу спасения, но напротив, убив своего младшего брата, Авеля, следующего сына Адама и Евы, стал первым убийцей
Наконец, Бог уничтожил погрязшее во грехе человечество всемирным потопом, сохранив лишь праведника Ноя с его семьей (Быт. 6-8). После потопа Бог пообещал больше не устраивать подобного потопа, а Ной и его потомки стали вновь заселять землю. К сожалению, произошедшие от Ноя «новые» люди оказались не лучше прежних: предрасположенность ко греху продолжала передаваться из рода в род. Среди людей, забывающих и искажающих представление о Боге, стало появляться язычество.
И все же, Бог не оставлял людей, иногда давая им явные и неявные указания на то, что их спасение от греха произойдет, хотя зачастую, они и не вполне понимали их. Прежде всего, Он выделил Авраама, праведника, неподверженного язычеству. Ему предстояло дать начало народу, почитающему Бога, среди которого и должна родиться та Дева, Которая станет Матерью Спасителя.
Один из потомков Авраама, Иаков, получивший обманом благословение от отца, спасаясь от гнева своего брата, забежал в пустынное место и лег там отдохнуть. Во сне он увидел лестницу на небеса, по которой сходили и восходили ангелы (Быт. 28, 12-19). Он сразу понял, что это не простой сон, а особое видение от Бога, хотя смысл его и не мог понять. Лестница же была прообразом Пресвятой Девы, через Которую Сам Бог, воплотившись, «спустится» к людям для их спасения. Тот же Иаков, уже возвращаясь обратно через много лет, получил новое знамение. Ночью он вел борьбу с таинственным противником, который в конце поединка коснулся сустава бедра Иакова и повредил его, однако и дал ему свое благословение и новое имя Израиль, которое можно перевести и как «борющийся с Богом», и как «возлюбленный Богом» (Быт. 32, 24-30). Это наименование сохранилось за народом, произошедшим от многочисленного потомства Иакова.
Переселившись от голода в Египет, этот народ со временем попал там в рабство. Более, чем через 400 лет после Иакова, Моисей, рожденный в этом народе, но чудесным образом попавший на воспитание в царский дворец и выросший в нем, из-за предательства соплеменников, был вынужден бежать на Синайский полуостров, где долгие годы был простым пастухом. Однажды он увидел несгораемый куст (Неопалимую Купину), из которого услышал голос Божий, призывавший его вернуться в Египет на спасение своего народа (Исх. 3, 1-6). Сама же Неопалимая Купина так же была прообразом Пресвятой Девы, носившей в Себе воплотившегося Бога, подобно тому, как куст «содержал в себе» огонь, не паливший его.
Выведенный Моисеем из рабства, народ израильский заселил обетованную ему Палестину. Каждая супружеская пара этого народа, надеялась, что именно у нее родится Спаситель. Поэтому дети, и особенно многодетность, так почитались в древнем Израиле, а бездетность считалась большой бедой. И тем не менее, неоднократно появлялись бездетные пары, впоследствии посещенные особым благословением от Господа и рождавшие удивительных детей: пророка Самуила (1 Цар. 1), силача Самсона (Суд. 13). Даже сам прародитель израильского народа, Авраам со своей женой Саррой, не имели детей долгие десятилетия.
Каждая супружеская пара этого народа, надеялась, что именно у нее родится Спаситель.
Продолжались и пророчества. Великий царь Давид изрек знаменитые Псалмы 44 и 131, пронизанные указаниями о Пресвятой Деве, такими как «Дщери царей в чести Твоей, предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего. И возжелает Царь доброты Твоея: зане Той есть Господь Твой и поклонишися Ему» (Пс. 44, 9-11) и «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея» (Пс. 131, 8). Его сын, царь Соломон, написал Песнь Песней, одним из смыслов которой является так же пророчество о Ней. Именно к Ней относятся слова «Вертоград Заключенный» (Песн. 4, 12-15) и другие (Песн. 2, 2; 4, 7-9; 6, 9-10; 7, 12-14; 8, 1-10). Пророк Исаия, успокаивая царя Ахаза, произнес пророчество: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 10-16). Оно осталось недопонятым, ведь Ахаз опасался конкретного военного противника, угрожавшего его столице, а пророчество простиралось на века вперед. Были и другие пророчества о Богородице. Она представлялась и как затворенные Врата Храма, которыми войдет Господь Бог (Иез. 43,27 – 44, 4); и как Дом (или Храм), построенный Премудростью Божией (Притч. 9, 1-11); и как «Нерукосечная Гора» (Дан. 2, 34-35), т.е. камень, который оторвался от горы без посторонней помощи, и разбил истукана, олицетворявшего могущество земных империй; и как «Руно Орошенное» (Суд. 6, 37-38), т.е. кусок шерсти, чудесно покрывшийся росой, в отличие от окружающей травы, что являлось прообразом чудесного Зачатия Девой Младенца Христа. Прообразом Пресвятой Богородицы считается и Скиния, походный храм народа израильского, поскольку она была домом, в котором постоянно особым образом осуществлялось присутствие Бога. Именно поэтому, на праздниках, посвященных Пресвятой Богородице, читаются слова Апостола Павла о Скинии (Евр. 9. 1-7).
СОБЫТИЕ ПРАЗДНИКА
О самом событии Рождества Богородицы не говорится в Евангелии. Сведения о нем сожержатся лишь в апокрифических Протоевангелии Иакова (I-V) и «Книге о Рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» (Евангелии Псевдо-Матфея).
Благочестивые, но бесплодные супруги, Иоаким и Анна, были, несмотря на свою благотворительность, предметом насмешек окружающих. В конечном итоге, принесенный Иоакимом дар в Иерусалимский храм был отвергнут первосвященником Иссахаром. Потрясенные супруги могли лишь в отчаянии молить Бога смилостивиться над ними.
И вскоре, каждому из них был послан Ангел, сообщивший о грядущем рождении у них Дочери, Которую следовало назвать Марией (что переводится как «Госпожа» или «Надежда»), посредством Которой будет дано спасение всему миру.
И действительно, на удивление всем насмешникам, Иоаким и Анна родили Дочь, немедленно пообещав посвятить Ее на служение Богу в Иерусалимский храм. Это не проявление родительского равнодушия, а свидетельство глубочайшей веры и благодарности Господу.
БОГОСЛОВИЕ СОБЫТИЯ ПРАЗДНИКА
Данный праздник, как и все прочие, посвященные Пресвятой Богородице и Ее иконам, призваны напоминать о том, что Спаситель, будучи Богом, стал для нашего спасения человеком, воплотившись во чреве Девы, не будучи собственно потомком никого из людей, и не неся в себе первородного греха. В то же время, именно родившись, а не как-то призрачно возникнув, Он по природе стал именно человеком.
МЕСТО СОБЫТИЯ ПРАЗДНИКА
Предполагаемое место рождения Богородицы в Иерусалиме отмечено православным монастырем и католической базиликой.
Монастырь св. Анны. Фото Yandex.
Католическая базилика св. Анны. Фото автора.
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА
Как и все Богородичные праздники, Рождество Пресвятой Богородицы – относительно поздний праздник. То, что это событие так или иначе отражалось в календаре, можно судить по словам свт. Иоанна Златоуста и блж. Августина (т.е. IV-V вв.), а так же по единству даты праздника не только у православных с католиками, но и с иаковитами (что говорит о возникновении праздника до VI в.). Уже в VIII в. праздник уже крепко установлен в богослужебном круге Православной Церкви. К этому времени принадлежат многочисленные слова и проповеди, составленные прпп. Андреем Критским и Иоанном Дамаскиным . Проникает он и на Запад (вероятно, не без помощи Папы Сергия, VII в.).
ЖИЗНЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В жизни Пресвятой Богородицы до того, как Она родила Спасителя, произошло три важных события, являвшихся следствием друг друга, каждое из которых, так или иначе считается отправной точкой дела нашего спасения: Рождество, Введение во Храм и Благовещение. Особенности обстоятельств Рождения Богородицы обусловили посвящение ее на служение Девой в Иерусалимский храм, которое и отмечается как отдельный праздник.
Введение во Храм Пресвятой Богородицы
Совершаемый Марией подвиг Девства в некотором роде является прообразом монашества, но для ветхозаветной иудейской традиции был новшеством. Иудеи ожидали Мессию Спасителя, однако представляли Его как человека, рожденного обычным образом. Пророчества о рождении от Девы (Ис. 7) и о семени жены (Быт. 3, 15) оставались не проясненными. Именно поэтому жизнь Марии казалась необычной и странной. Для хранения Ее девства с Ней был обручен благочестивый пожилой вдовец Иосиф, имевший собственных взрослых детей. Будучи обрученной Иосифу, Она узнает от Архангела Гавриила о Своем избрании быть Материю Господа, и несмотря на Свои понятные недоумения о том, как это может быть, приняла это (Лк. 1, 28-37).
Дуччо ди Буонинсенья. Благовещение.
Дионисий. Благовещение. Ферапонтов монастырь. www.dionisy.com
Согласно Евангелию от Матфея, Иосиф, узнав о Ее беременности, и, вероятно, заподозрив, что Она нарушила Свой обет, хотел тайно отпустить Ее. Однако явившийся ему во сне ангел (так же, вероятно, Гавриил) рассеял его сомнения: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 20-21).
В целом же, о Пресвятой Богородице в Евангелии рассказано не так уж много. Узнав о Своей беременности, она отправилась к Своей родственнице Елисавете, жене священника Захарии, Которая, подобно Ее собственной матери, Анне, долго не могла родить, но, после явления Ангела ее мужу, ждала ребенка, ставшего впоследствии Иоанном Предтечей. При этом, как сказано в Евангелии, в момент встречи Марии и Елисаветы, младенц «взыграл» во чреве последней (Лк. 1, 39-56).
Дионисий. Встреча Марии и Елисаветы. Ферапонтов монастырь. www.dionisy.com
Далее, с участием Марии описываются события Рождества Христова (Мф. 1, 18 – 2, 3; Лк. 2, 1-20) и принесения Его в Иерусалимский храм, когда Она получает от старца Симеона пророчество о Ее будущих материнских страданиях (Лк. 2), ведь еще пророк Исаия, пророчествуя о грядущем Спасителе, назвал Его «Муж скорбей». Так же, в Евангелиях описаны бегство в Египет от царя Ирода, решившего погубить родившегося Христа (Мф. 2, 19-21), видя в Нем угрозу своей власти; и история о том, как Христос, будучи 12 лет, потерялся, оставшись в Иерусалимском Храме, беседуя с мудрецами и открывая им тайны Своей Премудрости. Когда Мария высказала Ему свою скорбь, Он ответил: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2, 49).
Матиас Грюневальд. Рождество.
Джотто. Бегство в Египет.
Именно по просьбе Своей Матери, Христос совершает свое первое чудо: претворяет воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской (Ин. 2, 1-11). Этим событием мы обосновываем то, что молимся Ей о своих нуждах, в надежде на Ее ходатайство и заступничество.
Дуччо ди Буонинсенья. Свадьба в Кане Галилейской.
Дионисий. Свадьба в Кане Галилейской. Ферапонтов монастырь. www.dionisy.com
В другой раз Мария и братья Иисуса Христа (т.е. сыновья Иосифа от первого брака) пришли к дому, где Он проповедовал, желая видеть Его. Он же ответил, что для Него материю и братом является тот, кто исполняет Его заповеди (Мф. 12, 46-50; Мк. 3, 31-35; Лк. 8, 19-21). Таким образом Он не отрекся от Своих близких, а напротив, показал, что каждый для Него может встать в один ряд с ними. То, что Он никак не отрекался от Своей Матери показывает и то, что будучи распятым на Кресте, Он дает последнее указание любимому ученику: взять Марию к себе и заботиться о Ней (Ин. 19, 26-27), и то, что по Преданию, именно Своей Матери Он явился первой сразу по Воскресении.
Дуччо ди Буонинсенья. Жены-мироносицы у Гроба
Пресвятая Богородица присутствовала при Вознесении Господнем и Сошествии Святаго Духа на Апостолов. После этого повествования о Ней в книгах Нового Завета прекращаются. Однако, из Предания Церкви известно, например, о Ее (вероятно, легендарном) посещении горы Афон, ставшей спустя много веков самым известным в мире центром монашества, и о том, что Апостол Лука много беседовал с Ней, составляя свое Евангелие, и даже зарисовал Ее, дав начало обширной Богородичной иконографии (целый ряд почитаемых икон усваиваются его кисти).
Гверчино. Апостол и Евангелист Лука, рисующий Деву Марию
О Своей предстоящей кончине Она узнала от Архангела Гавриила. Чтобы проститься с Ней, чудесным образом в Иерусалим собрались все Апостолы, кроме Фомы. Когда же и он прибыл, для него вскрыли гробницу Пресвятой Девы, но тела Ее там не обнаружили: Она была воскрешена и вознесена на Небо.
СВЯЗАННЫЕ ПРАЗДНИКИ
Празднику предшествует один день предпразднства. Попразднство длится четыре дня и завершается отданием, когда богослужение праздника повторяется без полиелея и чтения паримий. На следующий после праздника день совершается память свв. Иоакима и Анны.
За 9 месяцев до Рождества Пресвятой Богородицы, 9 (22) декабря отмечается праздник Ее Зачатия.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы является образцом богослужения всех прочих богородичных праздников, посвященных различным Ее иконам и т.д. Общий порядок богослужения, а так же прокимны, паримии, апостольские и Евангельские тексты в них используются, как правило, одни и те же.
БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА
Служба праздника совершается по Минее (по ссылке приводится богослужебный текст на церковнославянском языке и его перевод на русский язык). В случае попадания на воскресенье, присутствуют и элементы воскресной службы. Такой вариант в данной статье не рассматривается. Богослужение состоит из Всенощного Бдения (великой вечерни, утрени с полиелеем и выносом Креста, первого часа) и Литургии. Уставом перед Всенощным Бдением предусмотрена еще малая вечерня, которая обычно не служится.
Очень во многих текстах праздника внимание акцентируется на бесплодии Иоакима и Анны, как символе духовного бесплодия человека, которое чудесным образом, Божиим вмешательством, разрешается. Об этом говорится почти во всех стихирах на «Господи воззвах…». Всего их семь, включая Славник. Богородична нет. В первой, кроме того, приводится образ Бога, "восседающего на "разумных престолех" (т.е. на ангельских существах), уготовившего Себе Престол на земле (Пресвятую Богородицу). Вт второй - Богородица названа "Дверью к востоку", с отсылкой к Иез.44. В третьей Богородица сравнивается с другими неплодными женами (Саррой, матерью Самуила Анной и собственной матерью), и подчеркивается Ее преимущество над ними, поскольку Она родила не просто ребенка, а Сына Божиего. И повторяется ассциация с дверью. Слово "преславно", применительно к Ее собственному появлению на свет, в данном случае можно перевести как "вопреки естеству". В предпоследней стихире упомянуто то, что совершаемое чудесное Рождение является частью грандиозного Божественного плана по спасению и перерождению человека.
Читаются три паримии на темы, уже упомянутые выше: о видении Иаковом чудесной лестницы (Быт. 28, 10-17), о вратах храма (Иез. 43, 27 – 44,4) и о Доме Премудрости (Притч. 9, 1-11). Эти паримии стандартны для большинства Богородичных праздников.
В первой стихире на литии о празднуемом событии говорится как о «начале нашего спасения». Интересно, что эта же роль усваивается и другим ключевым событиям, связаным с жизнью Пресвятой Богородицы: Введению во Храм, Блговещению («Днесь спасения нашего главизно…») и Рождеству Христову, Богоявлению, что, конечно, также справедливо. В этой же стихире приводятся гипотетические "слова" Евы ко Христу, имеющие смысл примерно: "Родись во освобождение мне". Во второй стихире упомянута Неопалимая Купина (Исх. 3, 1-6). В последней стихире Богородица названа Мати Живота, точно так же, как и в тропаре на Успение.
В стихирах на стиховне используются стихи Псалма 44 (10 и 12), который, как уже говорилось, вообще выражает пророчество о Божией Матери. В последней стихире Божией Матери усваивается целый ряд эпитетов: «Прежде чрева предвиденная», «Бога нашего Мати», «Девства Сосуд», «Ааронов прозябший жезл от корене Иессеева», «пророческое проповедание», «праведных Иоакима и Анны прозябение». Сравнение с жезлом сложное: в нем указывается на чудесным образом проросший жезл первосвященника Аарона (Числ. 17, 1-10) и на происхождние Марии из рода Иессея (т.е. из царского рода, Давид был сыном Иессея). Проросший жезл обычно рассматривается как прообраз Креста Христова (напр., в службе на Воздвжение), но в данном случае, видимо подразумевается, что бесплодная пара смогла родить дочь, подобно тому, как проросло мертвое дерево.
Тропарь, глас 4:
Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный.
В тропаре праздника поется о том, сколь радостно Рождество Пресвятой Девы, потому что из Нее произойдет Спаситель (Солнце Правды), который снимет с людей проклятие и победит смерть.
Интересен первый седален по кафизме на утрене. Он составлен от имени царя Давида. Дальний предок как бы с удовлетворением отмечает исполнение Божиих обетований, данных в том числе и ему.
Величание
Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтим святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим Рождество́ Твое́.
По полиелее поется величание праздника, посвященное как Пресвятой Деве, так и Ее родителям, и избранный псалом, содержащий стихи псалмов 131, 86, 45, 95, 64, 92, 44. Седальны по полиелее продолжают тематику других текстов праздников и новых тем не вводят.
Прокимен на утрени. Гл. 4. Помяну имя Твое / во всяком роде и роде.
Стих: Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви.
Перед чтением Евангелия произносится прокимен на основе стихов Псалма 44. Евангельское зачало (Лк. 1, 39-49,56) повествует о путешествии Пресвятой Девы Марии к Елисавете, к теме данного праздника не относится, и стандартно для большинства Богородичных праздников. В стихире по 50 Псалме Богородица очень необычно названа Чертогом Света и Книгой Живого Слова. Канон праздника в целом повторяет те же образы, что уже были описаны, но есть и ряд оригинальных тропарей.
В первой песни первого канаона во втором тропаре Богородица названа "Ходатаицей первого блаженства", под которым подразумевается то первоначального блаженство, которое люди имели до грехопадения, и путь к которому с пришествие Христа стал вновь открыт. В последнем тропаре Богородица названа Мостом Жизни, с помощью Которого падшие люди были вызваны из ада.
В первой песни второго канона, в третьем тропаре, прославляется праведная Анна, "бесплодная по плоти, не бесплодная у Бога", поскольку от нее произошла Та, Кто родила "Зиждителя" (т.е. воплотившегося Бога).
В третьей песни, во втором тропаре первого канона вновь напоминается, что Богородица, в Которую Господь "изволил вселиться", произошла от неплодных родителей.
В четвертой песни второго канона вспоминается пророчество Иакова об одном из своих сыновей, Иуде (Быт. 49, 9), в котором было таинственным образом указано, что именно среди его потомков родится Спаситель. Действительно, Пресвятая Богородица принадлежала к колену Иуды.
В ирмосе и первом тропаре пятой песни первого канона говорится о том, как пророчества стали ясны и осуществились. Во втором тропаре вновь вспоминается жезл Аарона.
В шестой песни второго канона вспоминаются первые люди, Адам и Ева, которым предстоит избавление от ада, а в следующем тропаре цитируется Псалом 44 ("Приведутся девы во след Тебе...").
Кондак, глас 4:
Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея.
Кондак противопоставляет подозрения людей в отношении греховности Иоакима и Анны (что, по их мнению, и было причиной их бесплодия) и реальный грех первых людей, избавлению от последствий которого и послужила Богородица.
В Первом тропаре седьмой песни первого канона упоминается Моисей, вся жизнь которого была цепью проообразов Нового Завета. Но даже он, будь он рядом, был бы поражен тем таинственным служением, что предстояло Богордице
В ирмосе восьмой песни первого канона традиционно говорится о трех отроках в печи вавилонской (Дан. 3), однако, в данном случае, эта история рассматривается так же, как пророчество о Богородице, сходное с Неопалимой Купиной. Во втором тропаре говорится о том, как прекращение неплодства Анны прекратило прекращение неплодства мира к благим делам. Во втором каноне в третьем тропаре говорится о "преображении" Анны из всеми презираемой неплодной женщины в святую, а в последнем - о том, как чудесным образом Бог воплотился от Девы, не знавшей замужества.
После восьмой песни, традиционно для двунадесятых праздников, отсутствует Песнь Пресвятой Богородицы, вместо которой исполняется ирмос девятой песни (задостойник), а каждение осуществляется во время самой девятой песни.
Задостойник, глас 8:
Велича́й, душе́ моя́, / пресла́вное рождество́ Бо́жия Ма́тере.
Чу́жде ма́терем де́вство / и стра́нно де́вам деторожде́ние; / на Тебе́, Богоро́дице, / обоя́ устро́ишася. / Тем Тя, вся племена́ земна́я, // непреста́нно велича́ем.
В последнем тропаре девятой песни первого канона Богородица вновь прославляется как "Виновница" нашего примирения (там "присвоения") с Богом. Слово "напрасное" в данном случае имеет смысл "внезапное".
Хвалитных стихир четыре, включая славник. Богородична нет. В первой в фразе "благодать плодородити светло начинается" более верно употребить глагол "начинает" (т.е. "благодать начинает приносить первые плоды"). Интересно также словосочетание "Боговместимая Отроковица" (т.е. способная вместить Бога). Во второй стихире вновь повторяется образ прекращения неплодства человека в богоугождении как прекращение неплодства прав. Анны. В третьей стихире Богородица, родившаяся от Анны, названа "Забралом девства", т.е. как бы хранившей его так же строго, как забрало охраняет лицо воина.
На Литургии принципиальных особенностей нет. Прокимен перед Апостолом основан на Песни Пресвятой Богородицы (из Лк. 1, того самоо фрагмента, что читался на утрене). Апостольское зачало читается о том, как умалил Себя до человеческого образа и воплотился (Флп. 2, 5-11). Аллилуиарий – на основе Псалма 44. Евангельское чтение – о Марфе и Марии и о Блаженном Чреве (Лк. 10, 38-42; 11, 27-28). Все эти чтения свойственны большинству Богородичных праздников, и не являются индивидуальной особенностью рассматриваемого.
Прокимен, глас 3, песнь Богородицы: Вели́чит душа́ Моя́ Го́спода, / и возра́довася дух Мой о Бо́зе, Спа́се Мое́м.
Стих: Я́ко призре́ на смире́ние рабы́ Своея́: се бо от ны́не ублажа́т Мя вси ро́ди.
Аллилуиа, глас 8: Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́.
Стих: Лицу́ Твоему́ помо́лятся бога́тии лю́дстии.
Файл с текстом службы, в котором выделены все упомянутые места, можно открыть здесь (рекомендуется в отдельной вкладке).
ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА
Композиция иконы праздника весьма насыщена, но достаточно проста. В ней обычно доминирует красный цвет, который в данном случае связан с важностью и торжественностью события. В центре композиции на ложе изображена Анна в окружении служанок, помогающих при родах. В нижней части иконы изображена сцена купания новорожденной Богородицы, причем Она изображена младенцем, но с нимбом. Так же, на иконе, изображается Иоаким, либо один, либо с Анной и младенцем Марией. Особенно интересной является фресковая роспись на тему Рождества Пресвятой Богородицы, выполненная Дионисием в Богородице-Рождественском Ферапонтовом монастыре. Престольному празднику большая композиция, занимающая одно из видных мест среди всей росписи монастырского собора.
Дионисий. Фрески Ферапонтова монастырь. Рождество Пресвятой Богородицы. Фрагменты. www.dionisy.com
Простота иконы Рождества Пресвятой Богородицы компенсируется сложностью и разнообразностью других Ее икон. Все их многообразие сводится к четырем основным типам.
Икона Пресвятой Богородицы «Знамение»
«Знамение» («Оранта»). Богородица изображается в фас, молящейся, с воздетыми руками. На уровне Ее груди изображается сфера с фигурой Богомладенца – Спаса Эммануила (иногда может отсутствовать). Так изображается рождение Бога во плоти от земной Девы и иллюстрируются библейские слова: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14) и «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 35). Иногда на иконе могут изображаться Небесные Бесплотные Силы. Изображение Богоматери Оранты нередко можно увидеть в росписи алтарных апсид. К этому типу икон относятся: «Невеста Неневестная», «Знамение» Новгородская, «Курская Коренная», «Нерушимая стена», «Ярославская Оранта».
Смоленская икона Пресвятой Богородицы
«Путеводительница» («Одигитрия»). Такой тип иконы изображает путь ко Христу. Богоматерь держит младенца одной рукой, а другой указывает на Него. Примерами икон такого типа являются: «Смоленская», «Абалацкая», «Грузинская», «Иверская», «Иерусалимская», «Казанская», «Кипрская», «Споручница грешных», «Тихвинская», «Ченстоховская», «Троеручица».
Владимирская икона Пресвятой Богородицы
«Умиление» («Елеуса»). Умиление – не вполне корректный, хотя и утвердившийся перевод слова «Елеуса». Более правильно такой тип икон называть «Милующая». Так же встречается наименование «Гликофелуса», «Сладкое лобзание». Такие иконы похожи на Одигитрию, однако на них внимание Матери и Младенца обращено не на молящегося, а друг на друга. Так иконографически выражается любовь и взаимопонимание между Ними, а так же между человеческой душой и Богом, когда она находится в общении с Ним. Примерами таких икон являются «Владимирская», «Феодоровская», «Гребневская», «Донская», «Жировицкая», «Почаевская», «Ярославская».
Икона Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина»
«Акафистная». Так условно именуются многочисленные иконы со сложной композицией, иллюстрирующие какие-либо произведения о Богородице (акафисты, тропари) или ветхозаветные пророчества, в т.ч. те, которые были упомянуты выше. При этом, собственно изображение Богоматери на таких иконах может относиться к какому-либо из упомянутых выше типов, но к нему добавлены многочисленные уникальные детали. К таким иконам относятся «Неопалимая Купина», «Всех скорбящих Радость», «Гора Нерукосечная», «Живоносный Источник», «Нечаянная Радость», «О Тебе радуется».
СОВПАДЕНИЯ
День Рождества Пресвятой Богородицы одновременно является днем празднования в честь некоторых Ее икон, среди которых Курская Коренная, которая в этот день была обретена. На месте обретения иконы была основана Коренная Пустынь.
Икона Пресвятой Богородицы «Курская Коренная»
В день Рождества Пресвятой Богородицы произошла Куликовская битва, поэтому именно этому празднику посвящен древний храм в Старом Симонове, на территории которого были похоронены павшие воины (в т.ч. канонизированные воины-монахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя, память которых совершается в предшествующий празднику день). На самом поле в его окрестностях находятся мемориальные храмы прп. Сергия Радонежского и Рождества Пресвятой Богородицы. С Куликовской битвой связано и посвящение московского Богородице-Рождественского монастыря (первыми инокинями в нем стали вдовы и дочери погибших воинов). Памяти погибших воинов посвящен и храм Всех Святых на Кулишках.
ГЕОГРАФИЯ
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Фото: храмрождествапресвятойбогородицы.рф
Гробница Александра Пересвета и Андрея Осляби. Фото: храмрождествапресвятойбогородицы.рф
Видео из цикла "Святыни Москвы"
Храм прп. Сергия Радонежского на Куликовом Поле. Фото: Stsl.ru
Богородице-Рождественский монастырь в Москве. Фото: putidorogi-nn.ru
Видео из цикла "Монастыри России"
Улица Рождественка и Рождественский бульвар в Москве получили свое название по Богородице-Рождественскому монастырю.
Храм Всех Святых на Кулишках в Москве. Фото: Yandex.ru
Видео из цикла "Святыни Москвы"
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе. Фото Yandex.ru
Видео из цикла "Святыни Москвы"
Здание храма вошло в территорию завода «Знамя». Колокольня и основной объем (используемый в качестве котельной) были разделены заводским корпусом. В настоящее время, храм (так и остающийся разделенным на две части) восстанавливается.
Историческое фото. Sobory.ru
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках. Фото Azbyka.ru
Видео из цикла "Святыни Москвы"
Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Фото: Azbyka.ru
Видео из цикла "Святыни Москвы"
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. Фото: hramnaholmah.ru
Видео из цикла "Святыни Москвы"
Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Георгия Победоносца) в Ендове. Фото: Виктор Grau59 – Tourister.ru
Видео из цикла "Святыни Москвы"
Саввино-Сторожевский Богородице-Рождественский монастырь. Фото автора.
Видео из цикла "Монастыри России"
Богородице-Рождественский монастырь во Владимире. Фото автора.
Богородице-Рождественский монастырь в Ростове. Фото автора.
Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь. Фото: Ferapontov-monastyr.ru.
Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь известен фресками Дионисия в главном соборе. Они составляют несколько циклов и больших композиций, среди которых Рождество Пресвятой Богородицы, Акафист Пресвятой Богородице, житие свт. Николая, Евангельские сюжеты и др. Часть фресок была приведена в данном материале. С другими можно ознакомиться по ссылке.
Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь. Фото: Rus-camper.ru
Видео из цикла "Монастыри России"
Пафнутьев-Боровский Богородице-Рождественский монастырь. Фото Azbyka.ru
Видео из цикла "Монастыри России"
Курская Коренная пустынь. Фото: korennayapustin.ru
ПРОПОВЕДИ
Митр. Антоний Сурожский. Проповедь в праздник Рождества Пресвятой Богородицы
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Детям о Рождестве Пресвятой Богородицы
Лето Господне. Рождество Пресвятой Богородицы (Видео)
Праздники. Рождество Пресвятой Богородицы (видео)
Куликовская битва. Минутная история (видео)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Минея;
2.Типикон;
3.Протоевангелие Иакова;
4.Книга о Рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя (Евангелие Псевдо-Матфея;
5.Битбунов Г.С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). – М.: Сретение, 2011;
6.Богослужения Двунадесятых праздников и Пасхи. - М.: ПСТГУ, 2019;
7.Православные святые и праздники. №25. Рождество Пресвятой Богородицы;
8.Москва. Самые знаменитые храмы. – М.: АСТ, Астрель, 2010;
9.10 монастырей Москвы. М.: Вечерняя Москва, 2012;
10.Виталий Грищук, прот. Рождество Пресвятой Богородицы//Двунадесятые праздники//Литургика. [электронный ресурс] URL: http://www.agia-alexandra.ru/-liturgy/?