Воздвижение Креста Господня
ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
диакон Алексий Кириллин
Воздвижение Креста Господня – один двунадесятых праздников, связанный с воспоминанием обретения Креста Господня в 326 г. материю императора Константина Еленой. Название указывает на то, как патриарх Макарий показывал обретенный Крест народу, высоко поднимая его над собой.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОБЫТИЯ ПРАЗДНИКА
История Креста Господня, как и предыстория спасения человеческого рода уходит глубоко в ветхозаветные времена. Городом Салимом (само название города можно перевести как Город Мира), предшественником Иерусалима, правил таинственный царь и священник Мелхиседек (Царь Правды). По Преданию, именно он захоронил череп Адама в горе Голгофе. О самом царе почти ничего не известно, но именно он считается одним из прообразов Иисуса Христа: одновременно царь и священник, почитаемый всеми, правящий в Иерусалиме, неизвестно откуда пришедший.
Авраам, древний предок израильского народа, после того, как спас своего родственника Лота, жившего в Содоме и взятого в плен при нападении на город, отправился к Мелхиседеку, уделив ему, как священнику, десятую часть добычи. Мелхиседек же встретил его хлебом и вином (Быт. 14, 18-20). После этого «заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт. 15, 18).
Дионисий. Праотец Мелхиседек. Ферапонтов монастырь. www.dionisy.com
Спустя некоторое время, Содом, погрязший во грехе, был уничтожен. Уже не врагами, а гневом Божиим (Быт. 19, 23-25). Лот с дочерьми был спасен. Дочери Лотовы, будучи уверены, что им больше не от кого иметь потомства, напоили и соблазнили собственного отца. Далее, Предание говорит о том, что в стремлении к раскаянию после этого, Лот обратился к Аврааму, и он дал ему три посоха из кедра, кипариса и певга, прежде полученные им от Бога. Лот пришел в Салим к Мелхиседеку и посадил их. Три дерева проросли и впоследствии слились. Это считается одним из прообразов Креста Христова.
Другим, уже библейским, указанием на грядущую жертву Христову явилось приношение в жертву сына, которое Авраам готов был исполнить по повелению Божиему. Видя такую преданность (Быт. 22, 1-12), Бог дал Аврааму обетование: «Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22, 17-18).
Караваджо. Жертвоприношение Авраама
Умирая, Иаков благословил своих внуков, Манассию и Ефрема, неожиданно положив свои руки им на головы крестообразно (Быт. 48, 13-14). Следующие указания на Крест связаны с исходом евреев из Египта и завоеванием Святой Земли. По Преданию, при переходе через Чермное море (Исх. 14, 26-28), Моисей осенил море жестом, напоминающим Крестное знамение. В Мерре (Исх. 15, 22 – 16, 1) указанное Богом дерево Моисей бросил в горькую воду, после чего она сделалась сладкой. В битве с амаликитянами, Моисей, в молитве, поднимал руки, и тогда израильтяне побеждали (Исх 17, 11-12). Богоизбранность первосвященника Аарона подтвердилась чудесным цветением его жезла (Числ. 17, 1-10). По повелению Божию, когда народ в пустыне был поражаем змиями, Моисей изготовил особую медную фигуру в виде змия, обвивающего посох (Числ. 21, 6-9). При взгляде на этого змия, укушенные исцелялись. То, что этот медный змий был прообразом Распятия Иисуса Христа, было указано Самим Христом (Ин. 3, 14). Так же, по Преданию, жест, схожий с Крестным Знамением, сделал и Иисус Навин, после чего садящееся солнце остановилось, давая возможность израильтянам победоносно завершить битву при Гаваоне (Нав. 10, 12-13). История с утратой в Иордане и возвращением топора (4Цар. 6, 6-7) символизирует отсечение языческого заблуждения Крестом и Крещением.
Великий израильский царь и пророк Давид, в своем Псалме 109 вспомнил и про Мелхиседека, и про дерево Лота (подножие ног Твоих), связав их с таинственным пророчеством о Христе. Хотя смысл в полной мере был непонятен современникам. Этот смысл пытался растолковать современникам уже Сам Христос, однако не все были готовы его принять (Мф. 22, 45, 23, 33-35, Мк. 12, 37; Лк. 20, 44). О Христе и Его Распятии на Кресте прикровенно говорится и в других псалмах: 4, 21, 28, 73, 97, 98. Эти псалмы называются мессианскими. В богослужении праздника используются отдельные стихи из них. В конце концов, согласно Преданию, дерево Лота срубили при строительстве Иерусалимского Храма, которое велось сыном Давида Соломоном (3Цар. 8, 22-23, 27-30). Потом его бросили в купель для жертвенных ягнят (Овчую купель), воды которой после того стали целебными. Именно там произошло исцеление расслабленного (Ин. 5, 1-18). Среди других пророков особенно выделяется Исаия, точнейшим образом предвидевший Крестный Страдания Спасителя (Ис. 53).
После царя Соломона народ израильский разделился на два царства, которые со временем были завоеваны более сильными соседями. Иерусалимский Храм был разрушен, а народ уведен в плен в Вавилон. Однако, спустя примерно 70 лет (при этом Вавилонское царство было покорено персидским, о чем говорится в книге пророка Даниила), его остаткам было позволено вернуться и начать строить новый Храм. Именно в новом Храме, расширенном, перестроенном и украшенном царем Иродом, и рядом с ним, происходят многие Евангельские события, звучит проповедь Христа.
Незадолго до Своих Крестных Страданий, Христос дал Своим ученикам сразу несколько важнейших пророчеств. Он рассказал им о грядущей гибели Иерусалима (Мф. 24, 1-3; Мк. 13, 1-5; Лк. 21, 20) и о гонениях, которые предстояло перенести Его последователям: «Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое… Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, - терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 12, 16-19).
Меньше, чем через 40 лет после Распятия Христа, Иерусалим, во время Первой Иудейской войны был полностью разгромлен. Количество жертв было особенно велико, потому что начало осады пришлось как раз на праздник Пасхи. В числе разрушенных построек, был и Храм, которым так восхищались Апостолы, и о разрушении которого им и говорил Христос.
Еще раньше началось преследование христиан, последователей Христа. Уже в первые годы после Его Распятия, иудеи начали убивать Его учеников. Во второй половине I века преследовать их стали и римляне, видя в Христианстве угрозу государственному строю империи. Гонения то усиливались, то ослаблялись, пока не достигли пика при императоре Диоклетиане в конце III века. Диоклетиан всеми силами пытался укрепить разлагающееся римское государство. Именно с этим связаны особенно сильные гонения в его правление. Кроме того, он положил начало делению империи на крупные части, в каждой из которых был бы собственный правитель, именовавшийся цезарем или августом. Эта сложная система, призванная сделать управление огромной страной более оперативным, на деле стала залогом постоянных гражданских войн.
Константин Великий. Св. София Константинопольская. Мозаика
В 306 г. Константин провозглашен августом на западе империи. Тогда же, в Риме пришел к власти Максенций, ставший впоследствии основным противником Константина. Стремясь к объединению империи под своей властью, Константин в 312 г. отправился на Рим. Накануне генерального сражения Константину явилось знамение в виде Креста с надписью «Сим побеждай». И он поместил его на знамя. Решение это было не простым, и не все воины готовы были его понять и принять: Крест считался орудием позорной казни. Тем не менее, Константин сумел настоять на своем. Максенций был разгромлен. Во всей этой истории несомненно действие Божиего промысла: Константин был единственным правителем в империи, лояльно относившимся к христианам, распространение его власти на всю империю вело к прекращению гонений. В 313 он издает Миланский эдикт, согласно которому Христианство становится свободной (не государственной) религией, Церкви возвращается все имущество. В 324 г. начинается строительство новой столицы, Константинополя. В 325 созывается I Вселенский собор. В конце жизни император Константин принимает Христианство.
СОБЫТИЕ ПРАЗДНИКА
Паоло Веронезе. Видение Св. Елены.
В 326 г. Мать Константина, Елена, отправилась в Иерусалим искать святыни, прежде всего Крест Христов и место Его распятия и погребения. На том месте и построен Храм Гроба Господня. Об обретении Креста существует несколько историй, самая известная состоит в том, что было найдено три креста, и Истинный Крест Господень был определен по исходящим от него чудесам.
Гадди Аньоло. Открытие истинного Креста. Фреска
Недалеко от места раскопок проходила похоронная процессия, на мертвеца возложили по очереди три креста, и при возложении Креста Господня, мертвец ожил. По другой версии, три креста прикладывали к тяжело больной женщине, и прикоснувшись к Кресту Господню, она выздоровела. Кроме Креста были обнаружены табличка с надписью на трех языках: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19, 19) терновый венец и гвозди. Согласно Преданию, на обратном пути, Елена, попав в бурю, бросила один из гвоздей в воду, и буря утихла. Из других гвоздей один Константин повелел вковать в свой шлем, другой – в узду своего коня.
Рафаэль Санти. Воздвижение Креста Господня. Фреска
С этого момента Иерусалим становится центром всего христианского мира, осуществляется пророчество Исаии: «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию… Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их - служить тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе. И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, - погибнут, и такие народы совершенно истребятся. Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих. И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева»(Ис. 60, 1-3, 10-14) и слова Самого Христа: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 31-32).
БОГОСЛОВИЕ СОБЫТИЯ ПРАЗДНИКА
Праздник Воздвижения Креста Господня, являющийся образцом и для двух двух праздников в честь Креста Христова, призван особым образом подчеркнуть почитание Креста как орудия спасения людей от ада. Почитание Креста – это не почитание предмета как такового, а форма почитания распятого на нем Господа. Кроме того, такое празднование подчеркивает и истинное Человечество Христа, поскольку напоминает о Его непосредственных физических, а не призрачных, страданиях. Наконец, сам факт превращения орудия позорной казни в объект высочайшего почитания, говорит о неотмирности, «странности» Христианства: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор., 1, 22-25).
Свт. Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение 13.
Икона Поклонение Кресту
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА
После обретения Креста началось строительство храма Гроба Господня, который должен был видимым образом отмечать места Распятия, Крестной Смерти и Воскресения Христова. Спустя несколько лет, строительство храма было завершено, и он был торжественно освящен. В память этого события был установлен праздник Обновления (иногда называемый Воскресение Словущее), отмечаемый первоначально только Иерусалимской Церковью, а затем – и другими, 13 сентября (в нашем календаре 26 сентября). Неизвестно, было ли оно совершено действительно в этот день, или дата условная, однако вероятно, что именно в этот день оно и было совершено, в параллель с иудейским праздником Обновления Храма, приходившимся на эти же дни, на период иудейского праздника Кущей.
К празднику Обновления храма и был присоединен, на следующий день, праздник Воздвижения, для которого данная дата (14 сентября) была выбрана условно (в действительности, это событие, скорее всего, произошло 6 марта, и этот день так же отмечается в церковном календаре). Выходя за пределы Иерусалимской Церкви, праздники по своей значимости стали меняться местами, и теперь, вплоть до настоящего времени важнейшим праздником уже считается Воздвижение, а Обновление стало его предпразднеством. День праздника Воздвижения постный, что связано с самим почитанием Крестных Страданий Христа в этот день.
В IV в. западная паломница Этерия, посещавшая святыни Востока, описывает именно праздник Обновления в Иерусалиме, упоминая и о том, что в те же дни вспоминается и Воздвижение Креста, и освящение ветхозаветного Храма. Но уже согласно житию прп. Марии Египетской (VII в.), она, будучи еще блудницей, отправлялась в первую очередь именно на праздник Возвдижения.
ПОЧИТАНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Крест Христов несколько веков продолжал храниться в Иерусалиме. Дважды, во время правления императора Констанция, уклонившегося в арианскую ересь, и во время правления Юлиана Отступника, пытавшегося реставрировать язычество, в Иерусалиме было замечено чудесное явление Креста Христова на небе. В память одного из них, 7 мая, предусматривается специальная служба.
Храм Гроба Господня. Фото автора.
В 614 г. персидский царь Хозрой взял Иерусалим, разграбил его и похитил Крест Христов, и император Ираклий никак не мог вернуть его. В 628 г. захвативший власть в Персии сын Хозроя Сирой предпочел прекратить военные действия, заключил с Ираклием мир и вернул Крест. В Иерусалиме он находился до эпохи Крестовых походов, когда крестоносцы стали, во время своих конфликтов с арабами, регулярно носить его к местам боев, надеясь на победу.
Крестоносцы
В конце концов, в 1187 г. воинам султана Саладина удалось захватить Крест и унести в Багдад, после чего, его следы теряются.
Большой фрагмент Креста так же был отнесен св. Еленой в Константинополь, где сформировались два связанных с ним праздника. Один весной, посвященный собственно обретению Креста (и возможно, это реальная дата самого Воздвжения), существовавший и как фиксированный (6 марта), и как переходящий (Крестопоклонная неделя). Дублирование праздника именно в воскресенье связано с особенностью Великого Поста, строго говоря, не допускающего праздников на буднях. Другой – летом, 1 (14) августа, когда частица Креста Христова выносилась в императорский дворец, а затем, в течение двух недель носилась по городу. Праздник существует до сих пор, хотя его первоначальный смысл и утрачен. С этого дня и до Воздвижения, в каноны на утрени включаются ирмосы канона Воздвижения (Крест начертав Моисей…). Константинопольский фрагмент Креста был утрачен во время разграбления города крестоносцами в 1204 г., и вероятнее всего, разделен между различными храмами Европы.
Табличка и гвозди, найденные св. Еленой, находятся в Италии в базилике Санта-Кроче. Их подлинность оспаривается. Терновый венец Спасителя находится в соборе Парижской Богоматери. При пожаре 2019 г. он не пострадал.
Несмотря на утрату двух самых больших фрагментов Креста, в мире есть достаточно много отделенных от них частиц Животворящего Древа Креста Господня, в т.ч. и в России. Самые большие и известные частицы находились в Московском Кремле (в Благовещенском соборе, ныне в музеях Кремля) и в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. Последняя, вместе с Филермской иконой Божией Матери и десницей Иоанна Крестителя, была подарена мальтийскими рыцарями императору Павлу I. После 1917 г. эти частицы были утрачены, по одной из версий, их вывезли в Черногорию.
Помимо частиц собственно Животворящего Древа Креста Господня, почитаемыми святынями нередко становятся и Кресты-распятия, а так же Кресты-мощевики.
Примером последнего можно назвать Кийский Крест в Москве. Изначально он был изготовлен по заказу патриарха Никона, и повторял размеры и пропорции Креста Христова. В него было вделано 108 частиц мощей и 16 камней с мест библейских событий. Крест находился в монастыре на Кий-острове. После революции монастырь был закрыт, а Крест в конце концов оказался в Историческом музее, откуда впоследствии был возвращен Церкви. Сейчас эта интереснейшая святыня находится в храме прп. Сергия Радонежского в Крапивниках.
Кийский Крест. Фото krapivniki.ru
Распятие необычного вида находится в храме Воскресения Словущего на Успенском вражке. Считается, что его изготовил слепой мастер.
В Никольском монастыре в Переславле-Залесском находится древний Корсунский Крест. Считается, что это один из 10 Крестов, привезенных в числе других святынь на Русь равноапостольным великим князем Владимиром после его Крещения.
Корсунский Крест. Фото nikolskii.jimdo.com
Под Ростовом Великим, в селе Годеново, находится Крест, чудесным образом обретенный пастухами на болоте в 1423 г. Крест выдержал пожар в храме и попытки его уничтожить в советское время. В настоящее время он находится в храме свт. Иоанна Златоуста.
Годеновский Крест. Фото nikolskii.jimdo.com
СВЯЗАННЫЕ ПРАЗДНИКИ
Праздник Преображения Господня имеет определенную связь с Воздвижением. Считается, что собственно событие Преображения произошло за 40 дней до Распятия. Однако, в этом случае, праздник будет попадать на Великий пост. Поэтому его условно установили не перед Великой Пятницей, а перед Воздвижением.
Преображение Господне
Суббота и воскресенье перед Воздвижением и после него отмечаются особо, в эти дни предусмотрены специальные евангельские и апостольские чтения. Предпразднство Воздвижения, как уже говорилось, именуется праздником Обновления или Воскресением Словущим. Попразднство длится семь дней и завершается отданием, когда богослужение праздника повторяется без полиелея и чтения паримий.
БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА
Служба праздника совершается по Минее (по ссылке приводится богослужебный текст на церковнославянском языке и его перевод на русский язык). В случае попадания на воскресенье, элементы воскресной службы сводятся к минимуму. Такой вариант в данной статье не рассматривается. Богослужение состоит из Всенощного Бдения (великой вечерни, утрени с полиелеем и выносом Креста, первого часа) и Литургии. Уставом перед Всенощным Бдением предусмотрена еще малая вечерня, которая обычно не служится. В начале Великой вечерни, после мирной ектеньи не полагается кафизма, сразу начинается каждение на «Господи воззвах…».
Большинство текстов праздника посвящены не столько событию Воздвижения, сколько Кресту Господню и его ветхозаветным прообразам, большинство из которых уже было упомянуто выше. В частности, вторая стихира на «Господи воззвах…» говорит о битве с амаликитянами (Исх. 17, 11-12). В славнике в форме антитезы между древом познания и Древом Креста Христова излагается собственно мысль о спасении человечества через Кровь Христову. Под словосочетанием "мучительством одержавый Царское здание" подразумевается то, что диавол овладел человеком (Царственным созданием), и дальнейший смысл стихиры состоит в том, что его власть теперь низлагается. "Мудрое смотрение" Господа - это замысел о спасении человека. Всего стихир 4, включая славник. Богородичен отсутствует.
По входе произносится обычный прокимен дня, в пятницу заменяемый на великий прокимен: «Бог наш на небеси и на земли…».
Читаются три паримии, содержащие указание на Крест: о переходе через море (Исх. 15, 22 – 16, 1), о Древе Жизни (Притч. 3, 11-18) и о поклонении всех народов Иерусалиму (Ис. 60, 11-16). В пророчестве Исаии перечисляются породы деревьев (кипарис, кедр, певг), из которых, по преданию, и был впоследствии изготовлен Крест Христов.
В стихирах на литии, в основном, речь идет собственно о событии праздника. В первой стихире звучит прошение к Господу возвеличить (буквально, "вознести рог") православных. Во второй говорится о празднике Обновления храма ("Воскресения дом"), о нахождении св. Еленой Креста Господня. В третьей стихире вспоминается и необычное благословение Иаковом своих внуков (Быт. 48, 13-14), когда он возложил руки на них обратно старшинству, и таким образом, изобразил крест. "Высота зрения" из четвертой стихиры - это высота созерцания, которой удостоился Константин, сделав свой непростой выбор, став первым христианским императором. В пятой стихире в словах «многомножайше гласе вопиюще, приносим «Господи помилуй!»…» подразумевается чин Воздвижения Креста, совершаемый в некоторых храмах в конце утрени. В течение его «Господи помилуй!» поется 500 раз. В той же стихире вновь вспоминаются благословение Иаковом внуков и битва с амаликитянами. В восьмой говорится о св. Елене, о том, как она удостоилась нахождения Св. Креста.
В стихирах на стиховне используются стихи псалмов (98, 5 и 73, 12), которые можно толковать как пророческие о Кресте. Стихи этих псалмов используются и в других местах в службах праздников, посвященных Кресту Господню, а так же в непраздничные пятницы (так же посвященные той же теме). Всего стихир четыре, включая славник. Во второй фраза "лютых избавляяй", применительно к Кресту обозначает "избаляющий от бедствий". Тропарь праздника («Спаси, Господи, люди Твоя…»), обычный для праздников в честь Креста и для непраздничных пятничных дней, по содержанию текста, собственно к Воздвижению отношения не имеет. Под "жительством" в данном случае подразумевается как все сообщество христиан в мире, так и Византийская империя. На момент составления тропаря эти понятия хотя и не были тождественными, но в некотором смысле перекликались, поскольку христиане за пределами Империи жили либо в странах, зависимых от нее, либо подвергались гонениям.
Тропарь, глас 1:
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
В древнем Константинополе праздник имел аж шесть тропарей: «Животворящий Крест Твоея благости...», «Спаси, Господи, люди Твоя...», «Церковь вопиет Ти, Христе Боже...», «Днесь пророческое исполнися слово...», «Токмо водрузися Древо...», «Вознесыйся на Крест волею...», из которых на прежней позиции сохранился лишь второй, а последний теперь употребляется как кондак (после 6 песни канона). В древности, когда словом «кондак» обозначалось большое многострофное произведение, данный тропарь был помещен в его начало, а когда вместо кондаков в прежнем значении стали употребляться только их первые строфы, он и стал именоваться кондаком Воздвижения (а так же пятницы и любого праздника, посвященного Кресту Господню). Прочие тропари так же не были утрачены. Они используются в пятничных службах Октоиха 1, 2, 6 и 7 гласов.
На утрене в качестве седальнов после кафизм используются третий и четвертый тропари из списка выше. В них говорится, что там, где стоял Господь (в смысле, был распят), теперь место поклонения. В еще одном седальне вспоминается чудо с солнцем при Гаваоне (Нав. 10, 12-13).
Величание
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим Крест Твой святы́й,/ и́мже нас спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.
Особенностью службы праздника является совершение полиелея в Алтаре, без выхода священнослужителей на середину храма (этот выход совершается позже, на Великом Славословии, когда выносится Крест, перед которым совершается поклонение). По полиелее поются величание с избранным псалмом, содержащим стихи псалмов: 34, 4, 5, 59, 66, 97, 131, 95, 73, 98, 27. Каждение по периметру храма совершается обычным порядком.
Прокимен, гл. 4: Видеша вси концы земли спасение Бога нашего.
Стих: Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь.
Евангелие так же читается в Алтаре. Прокимен перед чтением Евангелия составлен из Псалма 97 (ст. 3 и 1). Евангельский отрывок (Ин. 12, 28-36) посвящен словам Иисуса Христа о собственной смерти и прославлении. Особенностью полиелея является его совершение в Алтаре. По традиции, на каноне не совершается помазание. В отличие от других двунадесятых праздников, у праздника Воздвижения только один канон.
В каноне, в ирмосе первой песни, традиционно посвященном переходу через Чермное море, можно в данном случае особо увидеть указание на Крест. В тропарях первой песни есть упоминание о битве с амаликитянами и на историю с медным змием (Числ. 21, 6-9).
В ирмосе третьей песни упоминается проросший жезл Аарона (Числ. 17, 1-10). Известно, что в других случаях он рассматривается как прообраз Пресвятой Богородицы, в данном же случае его чудесное проращение рассматривается как духовный плод язычников, внезапно приесенный ими при обращении ко Христу. В тропарях третьей песни вспоминаются чудо в Мерре (Исх. 15, 22 – 16, 1) и спасение человечества Христовой Кровью. Чудо с изведением воды, как и с проращением жезла, интерперетируется как духовный плод языческого мира, ставшего христианским.
В седальне по третьей песни описывается совместное пиршество людей и Бесплотных Сил, прославляющих Господа.
Необычные указания на Крест содержатся в тропарях четвертой песни. Во втором топор, возвращенный со дна Иордана Елисеем, после того, как последний бросил в воду сук (4Цар. 6, 6-7). Это считается прообразом Крещения, "отсекающего" языческие заблуждения. В третьем вспоминается крестообразное расположение колен израилевых вокруг Скинии.
В ирмосе пятой песни проводится параллель древа, через которое пал Адам и древа Креста Христова. Во втором тропаре говорится о страхе всех демонических сил перед изображением Креста даже на воздухе (т.е. перед Крестным Знамением).
В ирмосе шестой песни, который традиционно для большинства канонов посвящен пребыванию пророка Ионы в ките, в данном случае сделан особый акцент на параллели с Воскресением Христовым после Его распятия. Второй тропарь шестой песни напоминает о благословении ветхозаветным Иаковом своих внуков (Быт. 48, 13-14), когда он возложил на них руки крестообразно. Автор тропаря указывает что как младший получил из-за этого более значимое благословение, так впоследствии и более «поздний» народ Божий (Церковь Христова) будет более благословен, чем более «ранний» (ветхозаветный иудейский народ).
По шестой песни после ектении поется или читается кондак праздника с икосом. По происхождению, как уже говорилось, кондак является древним тропарем:
Кондак, глас 4:
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.
В седьмой песни во втором тропаре говорится о том, что Крестная Смерть Христа разрешила грехопадение первых людей, чему утверждением было обетование Христа помиловать одного из разбойников на Голгофе, в третьем – о благословении Иаковом Иосифа через жезл, который представляется крестообразным.
Второй и третий тропари восьмой песни посвящены соответственно епископам и православным правителям, к которым автор канона обращается с призывом всячески способствовать распространению христианской веры среди различных племен (в тексте употреблено слово "колена").
После восьмой песни, традиционно для двунадесятых праздников, отсутствует Песнь Пресвятой Богородицы, вместо которой исполняется ирмос девятой песни (задостойник), а каждение осуществляется во время самой девятой песни.
Сама девятая песнь, единственная, содержит тропари двух канонов, что заставляет предположить, что когда-то второй канон у праздника был. В ирмосе второго канона говорится о том, как проклятие праматери (Евы) упраздняется Тем, Кто родился от Богоматери (т.е. Христом), при этом употреблено необычное слово "Прозябение". Второй тропарь второго канона подчерикивает значимость Креста Господня для всего мира ("всеродне").
Задостойник, глас 8:
Велича́й, душе́ моя́,/ пречестны́й Крест Госпо́день.
Та́ин еси́, Богоро́дице, рай,/ невозде́ланно возрасти́вший Христа́,/ И́мже кре́стное живоно́сное на земли́ насади́ся Дре́во;/ тем ны́не возноси́му,// поклоня́ющеся Ему́, Тя велича́ем.
Хвалитных стихир четыре, включая славник. Богородична нет. В одной из них упоминается чудесное видение Креста на небе (вероятно, то, что было в Иерусалиме).
Во время Великого Славословия из Алтаря настоятель в предшествии диакона с кадилом торжественно выносит Крест и укладывает его на заготовленном аналое. После чего совершается поклонение Кресту под специальный тропарь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…», пение стихир и завершение службы обычны порядком. По традиции, после этого совершается помазание.
В кафедральных соборах и некоторых других храмах, однако, в конце утрени совершается особый чин Воздвижения Креста. В этом случае настоятель не только торжественно износит Крест, но и, встав на возвышенное место поднимает его, и под стократное пение «Господи помилуй!» совершает максимально возможный поклон. Это действие повторяется на восток, запад, юг, север и снова на восток. Параллельно диакон произносит специальные прошения. После этого Крест так же полагается на аналой, и служба завершается так же, как описано выше. Именно этот чин был упомянут в одной из стихир на «Господи воззвах…» (см. выше).
На Литургии поются специальные праздничные антифоны на основе Псалмов 21, 73, 98, 28, из которых взяты стихи по теме праздника. При входе произносится входный стих: «Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть» (Пс. 98.5).Вместо Трисвятого поется тропарь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…».
Прокимен, глас 7: Возноси́те Го́спода, Бо́га на́шего, / и покланя́йтеся подно́жию но́гу Его́, я́ко свя́то есть.
Стих: Госпо́дь воцари́ся, да гне́ваются лю́дие.
Аллилуиа, глас 1: Помяни́ сонм Твой, его́же стяжа́л еси́ испе́рва.
Стих: Бог же, Царь наш пре́жде ве́ка, соде́ла спасе́ние посреде́ земли́.
Прокимен совпадает с входным стихом (Пс. 98, 5, 1). Апостольское зачало (1Кор. 1, 18-24) рассказывает о том, как Крест Христов превосходит всякую премудрость. Аллилуиарий – на основе псалма 73 (ст. 2 и 12). В Евангельском зачале кратко рассказывается история Распятия Христа (Ин. 19, 6-11, 13-20, 25-28, 30-35). Причастный стих взят из Псалма 4 (ст. 6): «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи».
На вечерне в самый день праздника произносится Великий Прокимен на основе стихов псалмов 113 и 4.
Файл с текстом службы, в котором выделены все упомянутые места, можно открыть здесь (рекомендуется в отдельной вкладке).
НАПОМИНАНИЯ В БОГОСЛУЖЕНИИ ДРУГИХ ДНЕЙ
Тропарь и кондак (так же бывший тропарь) Воздвижения, а так же прокимны службы Воздвижения используются и в других службах, посвященных Кресту Господню (это вседневное пятничное богослужение, праздник Изнесения Честных Древ Креста Господня и Крестопоклонная неделя Великого поста). Кроме того, Всенощное Бдение под Крестопоклонную Неделю, совершается так же, как и на Воздвижение, с полиелеем в Алтаре и выносом Креста на Великом Славословии.
ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА
Иконография праздника достаточно простая. В центре иконы помещается Крест, который держит патриарх Макарий в сопровождении двух диаконов. По бокам стоят император Константин и его мать Елена со свитой. На заднем плане символически изображается Храм Гроба Господня, который в действительности в тот момент еще не существовал.
Более упрощенные иконы изображают только Константина и Елену, держащих Крест.
СОВПАДЕНИЯ
В день Воздвижения Креста Христова в ссылке скончался свт. Иоанн Златоуст, показавший пример принципиальной честности и последовательности на самом высоком церковном посту. Оказавшийся неудобен как императору, так и части духовенства, он был низложен и отправлен в ссылку, где и скончался. Его последними словами стала знаменитая впоследствии фраза: «Слава Богу за все». Из-за совпадения с праздником, память святителя была перенесена, и совершается 13 (26) ноября.
Диоанисий. Свт. Иоанн Златоуст. Ферапонтов монастырь. www.dionisy.com
ГЕОГРАФИЯ
Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе. Фото: Fedemp.ru
Видео из цикла «Святыни Москвы»
Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке. Фото: Azbyka.ru
Видео из цикла «Святыни Москвы»
Храм Воскресения Словущего. XIX в. на Ваганьковском кладбище. Фото: Центрвик.РФ
Видео из цикла «Святыни Москвы»
Храм Ап. Филиппа (Воскресения Словущего) на Арбате. Фото: jerusalem-podvorie.ru
Видео из цикла «Святыни Москвы»
Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве. Фото автора.
Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Фото Yandex.ru
В храме находится почитаемое Распятие, изготовленное слепым скульптором. Видео из цикла «Святыни Москвы»
Никольский монастырь в Переславле-Залесском. Фото nikolskii.jimdo.com
В монастыре располагается Корсунский Крест. Видео из цикла «Монастыри России»
Храм свт. Иоанна Златоуста в Годенове. Фото nikolskii.jimdo.com
В монастыре располагается известный почитаемый Крест.
Храм прп. Сергия Радонежского в Крапивниках. Фото krapivniki.ru
В храме находится Кийский Крест. Видео из цикла «Святыни Москвы»
Крестовоздвиженский монастырь в Домодедове. Фото: крест-мон.рф
Видео из цикла «Монастыри России»
Монастырь на Кий-Острове. Фото: Pravenc.ru
Утраченный Крестовоздвиженский монастырь в Москве. Temples.ru
Улица Воздвиженка в Москве получила свое название по Воздвиженскому монастырю, ныне не существующему.
ПРОПОВЕДИ
Святейший Патриарх Пимпен. Проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября 1972 г.
Митр. Антоний Сурожкский. Проповеди на Воздвижение Креста Господня:
Архм. Иоанн (Крестьянкин). Проповедь на Воздвижение Креста Господня
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Суть вещей. О нательных крестиках
Суть вещей. Крест Евфросинии Полоцкой
Лето Господне. Воздвижение (видео)
Праздники. Воздвижение (видео)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Минея;
- Типикон;
- Битбунов Г.С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). – М.: Сретение, 2011;
- Богослужения Двунадесятых праздников и Пасхи. - М.: ПСТГУ, 2019;
- Ионина Н.А. Православные святыни. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007;
- Путеводитель паломника. Изд-во Борисова, 2011;
- 10 паломнических маршрутов по России. – М.: Вечерняя Москва, 2013;
- Москва. Самые знаменитые храмы. – М.: АСТ, Астрель, 2010;
- Виталий Грищук, прот. Воздвижение Креста Господня//Двунадесятые праздники//Литургика. [электронный ресурс] URL: http://www.agia-alexandra.ru/-liturgy/?;
- Православные святые и праздники. №26. Воздвижение Креста Господня;
- Петр Смирнов, прот. Церковная проповедь на Двунадесятые праздники. Часть 1.