Вы здесь

Приглашаем вас на занятия Евангельского кружка

К сожалению, по-техническим причинам не удалось осуществить полностью аудиозапись последней встречи. Мы разбирали последние стихи 3 Главы Главы Первого Послания Апостола Петра:

+Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы (1Пет. 3:17-22).

   Тезисно:

- Смерть является следствием греха. В силу богообразности человеческой души она в отличие от души животных не может быть уничтожена. Поэтому если душа утратила возможность вечной радостной жизни с Богом, то обречена на вечное страдание в мире падших духов. До момента искупительной смерти и Воскресения Христа души всех людей нисходили во ад, в таинственные мрачные духовные темницы, которые различались по степени тяжести страданий, но даже в самой светлой из них, куда попадали души ветхозаветных праведников, не было самого главного – возможности общения с Богом. Патриарх Иаков: С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю (Быт. 37,35). ибо в смерти нет памятования о Тебе, во гробе ( слав.аде) кто будет славить Тебя? (Пс.6,6) и др.

- Со второй половины 18 стиха Апостол излагает догматическое христианское учение о сошествии Христа по смерти и до воскресения в ад для проповеди дохристианскому человечеству. 

- Христос в оживленном или оживотворенном своем духе - но еще до воскресения Своего из мертвых сходил в подземную темницу (φυλαχή), т. е. шеол, или ад (ср. Еф 4:9-10) с целью проповеди Евангелия (ср. Мф 4:23) находившимся там душам усопших до его пришествия. Содержанием этой проповеди могло быть только благовествование о совершившемся искуплении и его спасительных плодах, с призывами всех духов к покаянию и вере, Еф 4:6. 

Свт. Кирилл Александрийский:
[Апостол] объясняет здесь ту антитезу, о которой некоторые, обращающие на нее внимание, говорят: если было полезно вочеловечение, почему [Христос] не вочеловечился гораздо ранее? Ведь Он находящимся в темнице духам, сойдя, проповедовал? Чтобы освободить тех, которые должны были уверовать, Он пришел к ним, находящимся на земле, во время воплощения, и они в совершенстве познали Его, явившегося в преисподней, и постигли это явление. Придя душою, Он проповедовал находящимся в аду, будучи видим среди душ как душа. Привратники ада, узрев Его, устрашились, медные двери были сокрушены, и железные засовы разбиты. Единородный возвещал страждущим душам как власть имеющий в соответствии со словом домостроительства, говоря: Вы, что в узах, выходите! Вы, что во тьме, прозрейте! Таким образом, Он и в аду проповедовал, чтобы освободить тех, которые должны были уверовать, как если [бы] Он пришел к ним, воплотившись во время их жизни. Ибо они и в аду в совершенстве познали Его. Касающееся нас домостроительство по большей части превосходит природу и предание, и потому как всем на земле Христос возвещал через пришествие плотью и уверовавшие получили пользу, так и через сошествие в ад Он освободил от уз смерти уверовавших и познавших Его. Ибо души живших в идолопоклонстве и беззаконной разнузданности, словно ослепшие из-за плотских страстей, были неспособны узреть сияние богоявления, дабы верно познать Того, Кто [пришел] для освобождения всех. 

- В Соборных Деяниях Поместных Церквей составляющих Единую Вселенскую Церковь находим подтверждение учению об освобождении Спасителем благочестивых праведников, но не укоренившихся грешников из ада. Так, Толедский Собор 625 года, постановляет: «Он сошел во ад, чтобы исторгнуть оттуда содержавшихся там святых».
В середине VIII века папа Бонифаций обвинил в ереси ирландского монаха Климента, утверждавшего, что Христос, сойдя во ад, освободил оттуда всех – и верующих, и язычников. Римский Собор 745 года, созванный папой Бонифацием, осудил Климента и признал, что Господь сошел во ад не для того, чтобы освободить из него проклятых или разрушить ад осуждения, но чтобы освободить праведников, которые Ему предшествовали.

- По верованию Православной Церкви, проповедь Христа в аду была предварена проповедью о Нем там Предтечи и Крестителя Христова (Тропарь Предтечи). Из всех, кому проповедовал в аду Христос покаяние и спасение, ради примера названы нечестивые современники Ноя, в свое время противившиеся или непокорные долготерпению Божию, ожидавшему их раскаяния и нарочито звавшему их к нему через Ноя, через его проповедь и самим делом построения ковчега (Быт 6:3 след). 

- Проповедь Христа коснулась всех вообще грешников и праведников, живших до Ноя и после Ноя, до пришествия Христа. Современники же Ноя в ст. 20 названы именно для примера и, вероятно, по связи с дальнейшим течением речи Апостола, где он в образе Ноя с семьею, спасшихся от потопа, показывает спасение христиан через крещение.

- Беда Достопочтенный:
//Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы// Нет сомнения, что Сыну Божию всегда были покорны ангелы и все небесные силы и власти Отца. Но он счел необходимым напомнить, что воспринятая Христом человеческая природа, благодаря воскресению, поднялась на такую вершину славы, что по несравненной высоте своей превосходит мощь любого ангельского чина
(О семи Кафолических посланиях).

   Многое и другое сегодня мы разобрали на нашей встрече. Благодарим всех кто нашел время прийти на нашу встречу. 

 
  Более подробнее: https://vk.com/evangelskiy_krugok
 
 
   Следующая встреча в ближайший вторник в 19.30 в Актовом зале. Мы продолжим разбор Первого Соборного послания Апостола Петра. Приходите, друзья!