Житие свт. Николая исп., митр. Алма-Атинского
Даты:
Священноисповедник митрополит Николай (в миру Феодосий Никифорович Могилевский) родился в Екатеринославской губернии в семье псаломщика в 1877 году в день Святой Пасхи. Закончил Семинарию и служил псаломщиком и учителем. В 1904 году стал послушником Ниловой пустыни, очень скоро был пострижен в монашество и рукоположен в иеромонаха. Поступил в Московскую Духовную Академию, был рукоположен в игумена и назначен инспектором Полтавской Семинарии. Революция застала отца Николая в сане архимандрита и в должности настоятеля Елецкого Успенского монастыря в Иркутске. В 1919 году архимандрит Николай был рукоположен во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. А через несколько лет он был назначен епископом Тульской епархии. В 1924 году владыку арестовали в Москве в группе архиереев, и некоторое время он провел в тюрьме. В 1927 году он стал епископом Орловским, но был вынужден уйти на покой. В 1932 году владыка был арестован в Орле. На допросах в ГПУ святитель Николай дал следующие показания: "Антисоветская деятельность моя была проявлена в следующем виде: я принимал у себя и оказывал приют репрессированным Сов. властью за антисоветскую деятельность. Так, я предоставил квартиру и материальную помощь. Я пересылал деньги через близких родственников находящимся в ссылке... Оказывая материальную помощь, я считал их страдальцами за веру, укреплял их морально, укреплял их способность бороться за дело религии. Из мест заключения духовенства я получал известия об их жизни и, в свою очередь, сообщал о своей. …я болел душой за закрытие Сов. властью монастырей...".
Священноисповедника приговорили к 5 годам концлагерей. Через четыре месяца после вынесения приговора владыку отправили в Мордовию в город Темников, оттуда в Чувашию в город Алатырь и, наконец, в Саров. О своем пребывании в Сарове владыка рассказывал: "После закрытия и разорения монастыря в его помещениях был образован исправительно-трудовой лагерь... Когда я переступил порог этой святой обители, сердце мое исполнилось такой невыразимой радости, что трудно было ее сдержать. Я перецеловал в монастыре все решеточки и все окошечки. В те времена была еще цела келья преподобного Серафима. В этом лагере было много лиц духовного звания. Я все то время, что пребывал в Сарове, так и считал, что нахожусь на послушании у преподобного Серафима...".
После освобождения из лагеря епископ Николай какое-то время не получал назначения на кафедру. В этот период по вызову Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) он часто приезжал в Москву для исповеди митрополита Сергия и помощи в делах Патриархии. В 1941 году владыка Николай был возведен в сан архиепископа и в том же году арестован и отправлен в ссылку в Казахстан на 5 лет. В ссылке владыка стал жить в городке Челкар, который представлял из себя несколько глинобитных домов. Чтобы не умереть с голоду, владыка собирал милостыню. Так он прожил до осени 1942 года. Ослабленный голодом и тяжелыми условиями жизни, владыка был так истощен, что, однажды потеряв сознание, упал на дороге. Его подобрал один татарин, отвез в больницу и каждый день приносил ему пару лепешек, несколько яиц и немного сахара. Когда святитель смог вставать на ноги, его должны были выписать из больницы, но идти ему было некуда. И тогда за ним пришел тот самый татарин и забрал святителя из больницы. Когда появилась возможность служить, владыка начал совершать богослужения в доме одной женщины, потерявшей на войне мужа и двух сыновей. Затем жителям Челкара удалось выхлопотать разрешение и построить молитвенный дом. Владыка служил в собственноручно сшитом холщовом облачении, иерейским чином. Он также крестил, венчал, отпевал усопших. В 1943 году Патриарх Сергий направил в Совет по делам Русской Православной Церкви заявление, в котором просил об амнистии 26 священнослужителям, в числе которых был и архиепископ Николай. Но освобождения из ссылки так и не последовало. Только в 1945 году владыка Николай был назначен на Алма-Атинскую кафедру, через 10 лет он получил свою последнюю церковную награду - возведение в сан митрополита. В том же 1955 году в канун празднования Иверской иконы Божией Матери святитель скончался.
По материалам сайта брянской епархии
Гимнография: