Новомученики и Исповедники Церкви Русской

БОГОСЛУЖЕНИЯ В ДЕНЬ ПАМЯТИ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ

диакон Алексий Кириллин

 

СОБЫТИЕ ПРАЗДНИКА

 

          Память святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской (до 2013 г. – Новомучеников и Исповедников Российских), к которым причислены чуть менее двух тысяч православных христиан, пострадавших за веру в годы большевистского террора первых лет Советской власти, а так же во время репрессий предвоенных лет, и в другие периоды, совершается Церковью в воскресенье, ближайшее к 25 января/7 февраля. Для нашего храма этот праздник является престольным, поэтому возникает особый смысл рассмотреть порядок его богослужения.

 

СВЯЗАННЫЕ ПРАЗДНИКИ

 

              Сама дата празднования связана с решением свт. Тихона и Поместного Собора 1917-1918 гг., проходившего в это время в Москве, ввести ежегодное заупокойное поминовение всех православных христиан, пострадавших от Советской власти, в воскресенье, близкое к 25 января/ февраля. В этот день в 1918 г., прямо в Киево-Печерской лавре, был убит сщмч. Владимир (Богоявленский), один из первых Новомучеников. Понятно, что это решение подразумевало именно заупокойное богослужение. По понятным причинам, это решение в последующие годы практически не исполнялось. Официальная канонизация Новомучеников в РПЦЗ была совершена в 1981 г., и данный день установлен как дата празднования. Эта же дата была принята Русской Православной Церковью, совершившей канонизацию на Архиерейском соборе 2000 г. (некоторые были прославлены ранее).

                 В самый день 25 января/7 февраля, фиксированно, совершается память сщмч. Владимира. Вообще, память тех или иных конкретных Новомучеников Исповедников совершается практически ежедневно, хотя степень отражения в богослужении может отличаться от полного отсутствия (т.е. упоминяния только на проскомидии и отпусте в ряду святых дня) до полиелея.

               4/17 июля совершается память Царственных Страстотерпцев Николая II и ео семьи, 5/18 июля – прмцц. великой княгини Елисаветы и ее келейницы ин. Варвары.

               В 4 субботу по Пасхе отдельно совершается память Бутовских Новомучеников (принявших мученическую смерть на Бутовском полигоне в 1937-1938 гг.), 10/23 августа, через несколько дней после Преображения Господня, главного праздника Соловецкого монастыря, совершается память Соловецких Новомучеников и Исповедников, прошедших Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Существуют и другие локальные соборные памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, в основном, связанных с некоторыми епархиями.

 

БОГОСЛУЖЕНИЕ

 

 

                                                                  

 

      Поскольку служба всегда выпадает на воскресенье, она совершается по Минее и Октоиху, а если день попадает на предуготовительные недели к Великому посту, то и Постной Триоди. При этом, в нашем храме, в силу того, что данный праздник престольный, ряд нюансов богослужения несколько отличается от общего случая.

       В начале Великой вечерни, после мирной ектеньи, как обычно для бденных и полиелейных праздников, поются стихи из псалмов 1 кафизмы: «Блажен муж…».

       На «Господи воззвах» поются четыре воскресные стихиры по гласу и семь (в т.ч. на «Славу…») стихир Новомучеников 5 и 6 гласов. Три из них последовательно посвящены свт. Тихону, патриарху Всероссийскому, сщмчч. Владимиру, митр. Киевскому и Вениамину, митр. Петроградскому. Все они жили и несли свой подвиг на начальном этапе гонений, в 20- е гг.

    На «И ныне…», поется обычный догматик (т.е. особый Богородичен) соответствующего гласа, как это положено для воскресной службы.

    Совершается вход с кадилом, никаких изменений в прокимен («Господь воцарися…») не вносится. Читаются особые новозаветные (с открытыми Царскими вратами) паримии: Деян. 4, 6-31 (речь Ап. Петра перед судом Первосвященника); 2Тим. 4, 1-8 (послание фактически является завещанием Ап. Павла из уз незадолго до его гибели, а данный отрывок говорит о том, что настанут времена, когда «здравого учения принимать не будут…»); Евр. 11, 33-40 (о скорбях и гонениях, которые за веру претерпели ветхозаветные праведники, ставшие примером для мучеников Нового Завета вплоть до Новомучеников).

     Для литии составлено 3 стихиры (две по теме праздника, последняя – Богородичная). Поскольку лития связана с выходом духовенства из Алтаря, одна из стихир начинается призывами к собранию «Приидите, мучениколюбцы…», что достаточно традиционно.

     Стихиры на стиховне воскресные по гласу (если день приходится на предуготовительные недели к Великому посту, то соответствующие стихиры Триоди). На «Славу» полагается единым блоком пропеть четыре стихиры Новомучеников 2 гласа, последняя из которых явялется перефразом известной стихиры Русским святым авторства сщисп. Афанасаия (Сахарова): «Новый доме Евфрафоф, уделе избранный, Русь Святая, храни веру Православную, в нейже тебе утверждение». Такое количество стихир, как и некоторые другие особенности текстов этой службы, вероятно, показывают, что она составлялась без учета того, что всегда совершается в воскресенье. Богородичен на «И ныне» посвящен Державной иконе Божией Матери, чудесно обретенной в 1917 г., и ставшей своего рода символом времен революционных и послереволюционных потрясений.

     После Трисвятого по «Отче наш…» поются обычный воскресный тропарь Богородицы («Богородице Дево радуйся…») и тропарь Новомучеников 4 гласа:

 

Тропарь Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, глас 4.

Днесь ра́достно лику́ет Це́рковь Ру́сская,/ я́ко ма́ти ча́да, прославля́ющи новому́ченики и испове́дники своя́:/ святи́тели и иере́и,/ ца́рственныя страстоте́рпцы, благове́рныя кня́зи и княги́ни,/ преподо́бныя мужи́ и же́ны и вся правосла́вныя христиа́ны,/ во дни гоне́ния безбо́жнаго/ жизнь свою́ за ве́ру во Христа́ положи́вшия/ и кровьми́ и́стину соблю́дшия./ Тех предста́тельством, Долготерпели́ве Го́споди,// страну́ на́шу в Правосла́вии сохрани́ до сконча́ния ве́ка.

 

       Затем следует обычное благословение хлебов. Стоит отметить, что в большинстве приходских храмов лития совершается только на двунадесятые и великие праздники, а так же накануне престольного праздника (как в случае с нашим храмом), а в обычный воскресный день и на память какого-либо святого не совершается. В этом случае, естественно, поются только стихиры на стиховне и тропарь по Трисвятом.

       На утрене после «Бог Господь…» вновь поется тропарь Новомучеников 4 гласа, и к нему добавляется Богородичный тропарь из воскресной службы Октоиха того же гласа, а не текущего («Еже от века утаенное…»). Седальны после кафизм воскресные по гласу.

    Характерно, что для данного праздника составлен избранный псалом. Обычно, когда память полиелейного или бденного святого совпадает с воскресеньем (а в данном случае, это всегда), избранный псалом не исполняется. Однако, в нашем храме, поскольку это престольный праздник, он исполняется. Избранный псалом содержит стихи следующих псалмов: 45, 82, 78, 43, 72, 65, 31, 13, 33, 96, 111, 15, 67, 91, 63, тематически связанные либо с различными скорбями и испытаниями, либо с жизнью праведника.

      Если же праздник не является престольным, то по полиелее поются обычные воскресные «тропари по непорочных» 5 гласа («Ангельский собор удивися…»).

    После малой ектеньи полагается сразу три парной группы седальнов (Новомученикам и Богородице), что так же указывает на первоначальную нерпедусмотренность службы для воскресного дня (первые две пары скорее всего предусматривались к чтению после кафизм, где теперь полагаются воскресные седальны гласа).

        В нашем храме, по причине престольного праздника, прокимен перед чтением Евангелия составлен из Псалма 65 (ст. 9 и 11). Евангельский отрывок, обычный мученический, (Мф. 10, 16-22) рассказывает о том, как Господь предупреждал Своих учеников, что им придется свидетельствовать «пред владыки и цари», и что их будут бить и гнать, но что Дух Святой укрепит их. В храме, не посвященном Новомученикам, читается обычный воскресный прокимен гласа и положенное по очереди восресное Евангелие. В блоке стихир по 50 Псалме поется стихира Новомучеников 6 гласа, где они названы «непоколебимыми столпами Церкви Русской».

        Далее поется и читается канон. Он имеет сложную структуру, будучи составлен из следующих канонов: Воскресного из Октоиха по гласу, Воскресного Богородичного из Октоиха по гласу, и Триоди (если положен), к которым добавляются тропари канона Новомучеников.

     В первый тропарь третьей песни канона Новомучеников излагает весь смысл памяти Новомучеников: «Егда буря нечестия на Церковь Русскую воздвижеся, вы, святии новомученицы, страданьми вашими со тщанием укротисте ю и подвиги вашими Православие утвердисте».

        После третьей песни полагается кондак Новомучеников гласа 3 и седальны:

 

Кондак Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, глас 3.

Днесь новому́ченицы Росси́йстии в ри́зах бе́лых предстоя́т А́гнцу Бо́жию/ и со а́нгелы песнь побе́дную воспева́ют Бо́гу:/ благослове́ние, и сла́ва, и прему́дрость,/ и хвала́, и честь, и си́ла, и кре́пость// на́шему Бо́гу во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

          По 6 песни – канон и икос Воскресные из Октоиха по гласу или (в соответствующий период) Триоди.

         В светильне по 9 песни имеется отсылка к 1Кор. 4, 13 («Яко отрбие миру бысте, святии Новомученицы…»).

        На «Хвалитех…» поются четыре воскресные стихиры по гласу и четыре стихиры Новомучеников (для двух последних предусмотрены дополнительные припевы из стихов Пс. 8, 1 и 15, 3). По «Слава…» - стихира Евангельская Октоиха, связанная по теме с прочитанным воскресным Евангелием. По «И ныне…» - обычная воскресная стихира («Преблагословенна еси…»). Однако, в случае престольного праздника, и отсутствия чтения воскресного Евангелия на «Слава…» поется последняя из стихир Новомучеников, а в случае предуготовительной недели к Великому посту - стихира из Триоди.

        После Великого Славословия поется воскресный тропарь (один из двух) по гласу.

      На Литургии к третьему антифону (Блаженства) добавляются воскресные тропари на Блаженных и тропари 3 песни канона Новомучеников из утрени.

      Прокимен воскресный по гласу, и Новомучеников, на основе Псалма 45 (стих 1). Апостольское зачало воскресное рядовое и Новомучеников (Рим. 8, 28-39), обычное мученическое, о «избранных Божиих». Аллилуиарий – на основе Псалма 33 (ст. 17 и 19). Евангельское зачало сложное (Лк. 21:8-9, 25-27, 33-36, 12-19), составленное из слов Христа ученикам о временах помрачения и многих соблазнов. Причастный стих взят из Псалма 32 (ст. 1): «Радуйтеся, праведнии, о Господе…».

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Храмы Новомучеников и Исповедников Российских в Москве

Кто изображен на иконе «Собор новомучеников и исповедников Церкви русской»?. Инофграфика

Жертвы политических репрессий: график расстрелов в Бутово 1937-1938 гг.

Жребий патриарха Тихона

7 мест из жизни патриарха Тихона

14 фактов о жизни и борьбе патриарха Тихона

Митрополит Серафим Чичагов. Крестный путь «мракобеса»

3 вещи, связанные с судьбой Елизаветы Федоровны

Великая княгиня Елизавета. Минутная история. Видео

Следственное дело святого, пострадавшего за веру

Детям. Удивительная история святого врача

И еще большое количество  статей и заметок