О мученичестве за Христа. Размышления в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской
Вряд ли найдется в истории нашей страны период, более страшный, чем ХХ век. Войны, голодоморы, репрессии – обо всем этом сказано немало. Но намного страшнее, что на протяжении семи десятков лет коммунистическое государство обрекало людей и на вечную смерть. И если даже «праведник едва спасается» (1 Петр. 4.18), то кто сочтет души, отторгнутые от Христа и погубленные безбожной пропагандой?
Светлый луч в этом мраке – новомученики и исповедники Российские. Когда-то со стороны противников их прославления выдвигался аргумент, что далеко не всегда того или иного священника, монаха или мирянина заставляли отрекаться от веры, а убивали только за факт их принадлежности к Церкви.
На самом деле мученичество за Христа всегда понималось Церковью довольно широко. Мученик – это не только тот, кто принял смерть за Христа, но и тот, кто показал свою верность Его заповедям. Верность эта выражалась в самых разных формах, в Церкви с древности почиталось немало страдальцев, которых никто прямо не принуждал к отречению.
Возьмем в пример лишь наше Отечество. Благоверный князь Михаил Тверской выдал себя на растерзание, чтобы спасти родную землю от карательного похода. Никто не заставлял отрекаться от православной веры и священномучеников Ермогена Московского, Иосифа Астраханского и Феоктиста Тверского. Эти архипастыри погибли, защищая законную власть от внешнего и внутреннего врага, и их страдания были вменены им в мученичество за Христа. С другой стороны были и те, кто пострадал за обличение законных, но нечестивых властей – святитель Филипп Московский и преподобный Григорий Киево-Печерский. Есть в наших святцах и защитники интересов Церкви. Преподобный Симон Воломский был убит крестьянами, претендовавшими на монастырскую землю, а священномученик Патрикий Владимирский принял смерть от монголо-татар за отказ выдать церковные ценности. Особый случай – христиане, убиенные за мнимые преступления. Среди таковых преподобномученики Феодор и Василий Киево-Печерские, мученик Василий Мангазейский. Наконец, Церковь почитает и тех, кто пострадал во время «нашествия иноплеменных» или от рук преступников: священномучеников Митрофана Владимирского, Макария Киевского, Герасима Великопермского…
То же, но в неизмеримо больших масштабах, произошло с Русской Церковью в ХХ в. Были случаи, когда отречься от Бога предлагали прямо. Но все же чаще новомученики погибали именно за заповеди. Пастыри – за отказ снять сан или стать сексотом, миряне – за попытки спасти храмы, за помощь заключенным и ссыльным, а порой и за одну лишь воцерковленность. Государственное беззаконие и цинизм в отношении новомучеников представляются даже более страшными, чем гонения первых веков христианства. В отличие от времен Нерона, Декия и Диоклетиана, советские палачи убивали тайно, стараясь, чтобы мученичество не было свидетельством о Христе.
А потому долг любого православного христианина – нести это свидетельство новомучеников, изучать их подвиг, говорить о нем.
По словам Апостола, «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13. 8). Неизменным остается и мученичество за Него. История прекрасно это показывает.
Автор: Андрей Александрович Кострюков
Доктор исторических наук,
(Православный Свято-Тихоновский
гуманитарный университет)