Вы здесь

Имя дня - Сергий

8 октября Святая Церковь рпазднует память преставления великого русского святого, "игумена земли Русской", преподобного Сергия Радонежского. Поздравляем всех сотрудников и прихожан, кто носит имя Сергий с именинами и желаем вам многая и благая лета!

 

Источник: Екзегет.ру

Автор: протоиерей Виктор Черноморченко

Серге́й (по церковно-славянски - Се́ргий), как утверждают историки и этимологи, – это мужское русское личное имя, которое восходит к латинскому родовому имени Sergii, что, в свою очередь, означает древнеримский патрицианский род, ведущий свою родословную от троянцев, по другой версии – от этрусков. В греко-римской мифологии, Сергестус, прародитель рода Сергиев, был другом Энея. Некоторые специалисты утверждают также, что значение имени Сергей – «высокий» или «знатный», но это достаточно спорная версия. Но есть еще одна версия происхождения имени Сергей, тоже латинская. Известно, что имя Сергей происходит от «servi dei». В таком случае его значение – «слуга Бога», потому что именно так переводится «servi dei» с латыни. Эта последняя этимологическая версия представляется знаменательной в контексте жития одного из обладателей данного имени – преподобного Сергия.
Богоносный отец наш Сергий (в миру Варфоломей) родился в XIV веке в Ростовской области от благочестивых родителей, бояр Кирилла и Марии. Моменты «Жития» святого хорошо известны православному люду благодаря гимнографической литературе и живописному полотну М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Сегодня преподобный Сергий именуется игуменом земли русской благодаря монашеским добродетелям, которые он показал еще в юношеском возрасте. Так, горя любовью к иноческому уединению, он отсек волю свою перед родителями и отсрочил пострижение в монахи, ухаживая за престарелыми отцом и матерью. После их смерти Варфоломей предоставил наследство своему младшему брату Петру и вместе со старшим братом Стефаном поселился в 10 верстах от Радонежа, в глубоком, дремучем лесу около речки Кончюры. Братья рубили лес своими руками, построив келью и малую церковь. Эту церковь священник, посланный митрополитом Феогностом, освятил в честь Святой Троицы. Так возникла знаменитая обитель преподобного Сергия.
Вскоре Стефан оставил своего брата и стал настоятелем Богоявленского монастыря в Москве и духовником великого князя. Варфоломей же, постриженный в монашестве с именем Сергий, около двух лет подвизался один в лесу. Нельзя и представить, сколько искушений перенес в это время юный монах, но терпение и молитва преодолели все трудности. В непростые для Церкви времена, когда требовалась помощь Божия к укреплению православной веры или когда людское нечестие грозило подавить собой благочестие и веру, Господь посылал особых избранников Своих, которые будучи преисполнены благодати Божией, своей дивной жизнью и смирением привлекали к себе сердца людей и делались наставниками в духовной жизни. Весь свой жизненный путь святой угодник Божий посвятил нравственному воспитанию народа, приниженного вековым татарским порабощением. Самым сильным средством, доступным и понятным тому веку, был живой пример, наглядное осуществление нравственного идеала. Он начал с самого себя. Продолжительным уединением, исполненным трудов и лишений среди дремучего леса, приготовился быть руководителем других пустынножителей. На страницах древнего жития повествуется о том, как Сергий, начав править собиравшейся к нему братией, был для нее поваром, пекарем, мельником, дровоколом, портным, плотником, служа «как раб купленный», ни на один час не складывал рук для отдыха. Наставник вел ежедневную терпеливую работу над каждым братом, над отдельными особенностями каждого монаха, приспособляя их к целям всего братства. Наблюдение и любовь к людям дали умение тихо и кротко настраивать душу человека и извлекать из нее, как из хорошего инструмента, лучшие ее чувства.
Ученики и последователи преподобного Сергия продолжая и расширяя дело своего учителя тоже основали и построили множество церквей и обителей, числом более семидесяти. Преподобному было при жизни явление Божией Матери, обещавшей, навсегда взять под Свою защиту и покровительство обитель святого, и показавшей ему в виде огромного количества певчих птиц, как сильно увеличится число его учеников. Многолетние труды преподобного отца Сергия и всех его учеников были успешны, яркий пример истинно христианской жизни и братской любви, который монахи явили людям, поднял и укрепил дух всех людей русских, обратившихся к Богу, к истинной вере Православной. Воспрянувший русский дух сбросил с себя страх перед завоевателями и поработителями, одолел уныние, возложив всю надежду на милосердие Божие, решился идти на борьбу с врагом. Пришло время, и преподобный Сергий благословил Великого Князя Московского и Владимирского Димитрия Ивановича на битву с татарским ханом Мамаем на Куликовом поле в 1380 году. Предвидя с каким соперником предстоит сразиться русским витязям, святой Сергий благословил на битву двух монахов-схимников Александра Пересвета и Андрея Ослябю. До принятия монашества они были опытнейшими воинами и воеводами. Оба сложили свои головы за веру Православную и землю Русскую. Оба причислены к лику святых. Битва произошла, и предсказание Сергия о победе сбылось. Во время битвы преподобный служил панихиду и поименно поминал в молитвах русских воинов, павших на поле брани. Вместе с игуменом русским молилась и вся монастырская братия, весь народ православный от мала до велика. Все, кто не смог взять в руки оружие и остался дома, без устали призывали на помощь Бога и всех святых. И через эту слезную и пламенную молитву тоже сделались участниками битвы. Множеством подвигов и чудес прославился святой старец. Горячо любимый народом, он величается как собиратель Русских земель, Вождь, Наставник, много сделавший для блага Церкви, Православной веры и своего Отечества. Желание преподобного Сергия было одно – исполнить волю Божию о Святой Руси, послужить Богу и Отечеству. Быть слугою у человека, люди считают унизительным, но быть слугою Божиим – это великая честь для каждого. В Евангелии от Луки (22: 24-26) написано: «Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий». Так учил Господь, так учил и преподобный Сергий. И не только словами, но и делами. Господь умыл ноги ученикам и жизнь Свою положил за спасение всех людей. Так и преподобный Сергий, хотя и был выбран в начальствующие, но для всех был, как служащий.
Он пример всем нам, он образец для подражания. Рассмотрите его житие. Сколькими добродетелями и прекрасными качествами души украшен этот великий человек! Выбирай любую из добродетелей, любую из черт его светлой души, подражай! По слову апостола Павла: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16)

Автор: протоиерей Виктор Черноморченко