Святые благоверные князья Борис и Глеб. Необычные воины: предупреждены, но не вооружены
Источник: Азбука.ру
Автор: Cвященник Николай Солодов
Быть святым — значит приблизиться к Богу. Святость одна, но дороги, к ней ведущие, различны. Поэтому среди святых мы и находим такое разнообразие. Преподобные, святители, мученики, праведные, пророки, апостолы, блаженные, благоверные цари и князья… Борис и Глеб принадлежат к особому чину святых — их почитают как страстотерпцев.
Страстотерпец — дословно «претерпевший страдания» — означает не совсем то же, что «мученик». Мученик — значит свидетель истинности христианской веры, пострадавший за веру и не отрекшийся от Христа под страхом мучительной смерти. Страстотерпец же — это тот, кто пострадал, но не за веру Христову, а по каким-то другим причинам. Как страстотерпца почитают последнего русского императора Николая II — вовсе не за религиозные убеждения расстрелянного большевиками. Страстотерпцами были и первые русские святые Борис и Глеб, погибшие в усобице после смерти их отца — князя Владимира, крестителя Руси.
При чем же тут святость? Междоусобица, гражданская война, политический расчет… Первое впечатление от летописных повествований только усиливает сомнение. Борис и Глеб пали жертвами честолюбивых планов старшего брата Святополка, после смерти отца (1015) устранявшего возможных претендентов на власть. До крещения князь Владимир вел разгульную жизнь, имел много жен и наложниц. Дети от разных жен не были дружны, а положение Святополка, старшего сына, формального наследника и, значит, великого князя Киевского, было и вовсе неустойчивым. Владимир не любил его и сыном признавал не вполне: родившая Святополка гречанка была уже беременной, когда досталась князю «в качестве трофея» от убитого им брата Ярополка. Таков был Владимир Красно Солнышко до крещения. Таковы были феодальные порядки на Руси.
Со смертью князя Владимира снова наступает темная полоса: вероломство, измены, жестокости. Борис заколот присланными Святополком боярами и варягами, Глеба зарезал принужденный к этому его же собственный повар, убит и еще один брат — Святослав. После тяжелой борьбы власть в Киеве захватывает Ярослав, также сын Владимира, позднее прозванный Мудрым. Бессмысленная и беспощадная усобная грызня…
Неужели новая вера так ничего и не изменила? Неужели обращение Владимира, даже отменившего на время смертную казнь, было лишь временным эпизодом, личным делом князя, не повлиявшим на жизнь государства? Да, люди остались людьми, война войной и смерть смертью. Но центр тяжести сместился — появился новый смысл, новое направление осмысления действительности. Святые страстотерпцы были первыми вестниками обновления.
И Борис, и Глеб были предупреждены, что на них готовится покушение, но они сознательно не стали сопротивляться, даже не пытались спастись бегством. Они вышли из игры, отвергнув основное правило — зуб за зуб, глаз за глаз. Это был самый сильный ответ. И действовали они вовсе не из отчаяния или апатии. Князья любили жизнь, радовались своей молодости (к моменту гибели им не было и тридцати), ужасались и боялись смерти, до последней минуты стремились избежать ее — но все же предпочли последовать примеру Иисуса Христа. Ведь и Господь был в силах избежать крестной смерти. Мог просто пройти между людей и скрыться, как делал это прежде, мог выйти из-под стражи, и оковы не помешали бы Ему, как не помешали выйти из тюрьмы апостолу Петру. Но Он не сделал этого. Не стал Он защищаться и земными средствами: остановил поднявшего меч Петра, не стал апеллировать к закону. Спаситель молчал перед Иродом, ничего не ответил и Понтию Пилату, добровольно отправляясь на страдания.
Так же поступили Борис и Глеб. Борис находился во главе значительного войска, когда получил весть о смерти отца, но предпочел не пользоваться военной силой и, распустив бойцов, ожидал вестей от старшего брата Святополка — как от законного наследника отцовской власти. Мудрый Ярослав предупреждал Глеба об опасности, советовал не ехать в Киев. Но и Глеб не захотел принимать в расчет политические соображения и также встретил убийц без оружия.
Подвиг кроткой жертвенности братьев произвел большое впечатление на недавних язычников славян — о феноменальной популярности страстотерпцев свидетельствует обилие сохранившихся списков жизнеописаний и особенно веско — канонизация: Борис и Глеб были первыми признанными святыми Русской Церкви. Но урок, который извлекал народ из истории их страдальчества, приводимой в житиях подробно и прочувственно, с описанием предсмертного томления князей-братьев, которые «слезами разливашеся», выглядит на первый взгляд неожиданно. Борис и Глеб почитались как покровители русского войска, помощники на поле брани. «Слабые», ничего не сделавшие для собственной защиты, они остались в народной памяти как святые воины, предводители православного воинства. Этим подчеркиваются очень важные черты облика страстотерпцев. Во-первых, их патриотизм — они не искали своей, удельной выгоды, а мыслили более широко, масштабами страны, всерьез подчиняясь праву старшего — на нем зиждилась вся феодальная государственность. И во-вторых, «безоружная воинственность» — не в силе Бог, а в правде. Настоящая победа досталась не Святополку, прозванному Окаянным, а Борису и Глебу, которые рассчитывали не на свои силы, а на праведность и правду.
Эти же принципы раскрылись, но уже более полно и более ярко в деятельности Александра Невского. Накануне Невской битвы, когда князь Александр принимал непростое решение выходить против превосходящих сил противника, один из его соратников видел ночью, как по Неве плыла лодка, а в ней — святые Борис и Глеб. И Борис произнес: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру».
Cвященник Николай Солодов
Краткие жития святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в Святом Крещении – Роман и Давид) – первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира († 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев – Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.
Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.
Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»
Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса – Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.
После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела – Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.
В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так – без сопротивления погибнуть от рук убийц?
Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию – любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Ин.4,20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести – они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10,28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждится духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, – замечает преподобный Нестор Летописец, – как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».
Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим.12,19).
В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.
«С того времени, – пишет летописец, – затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они – особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, – святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008–1035).
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.