Вы здесь

Проповедь клирика нашего Храма на Патриаршем Богослужении в Рождественский сочельник

6 января на Рождественский сочельник иерей Илия Шелаев произнес проповедь в Храме Христа Спасителя. Службу возглавлял Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

Полный ТЕКСТ ПРОПОВЕДИ и ВИДЕО трансляции.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня последний день перед празднованием Рождества Христова, и хотя сам праздник наступит завтра, все литургические песнопения сегодняшнего богослужения соответствуют последним мгновениям перед этой святой ночью и уже явились Ангелы пастухам. Происходит начало Новозаветной истории, радость рождения Спасителя, которого так долго ждал Израиль, чтобы восстановить порванную в Раю связь между Богом и человеком, и одновременно с радостью в мир приходит начало Его страданий, Его искупительной жертвы за нас.

Радостное событие Рождества произойдет чуть позже, а сейчас в эти дни «изыде повеление от Кесаря Августа, написати всю вселенную…» (Лк., 2:1)  и по послушанию Сам Господь со Своими земными родителями подчиняется этому указу. Римская империя оставила огромный след в истории человечества: это архитектура, литература, медицина, административное и государственное устроение, юриспруденция. Великие изобретения римлян остались в кладовой человечества и дошли до наших дней, как, к примеру, перепись населения. Христос через Своих родителей подчиняется этому порядку вещей. Он тем самым говорит тому, кто хочет слышать, что земные устроения независимо от того, как они нам представляются, хорошие они или плохие и от кого они исходят, в данном случае от язычника, цель пришествия Христа на землю-это не изменение существующего миропорядка. Цель Христа-спасение человека, освобождение человека от греха, и Он Царь Вселенной ради этого сошел на землю.

Такое событие человеческий ум вместить не может, потому что человеческое естество ограниченно. И Он Безграничный поместился в этого Младенца и обрекает себя на человеческую жизнь. У каждого человека жизнь трудная, а Он был не просто человек, а Богочеловек. С первых дней жизни этот мир Его возненавидел, потому что Он был чужим в окружающем Его обществе, живущим по своим законам. В обществе, в котором в норме вещей было обмануть, предать или из зависти и желания власти убить 14000 Вифлеемских младенцев. Ему даже не нашлось места среди сродников, чтобы по-человечески родиться, все же вокруг видели, что Мария непраздна, это одна из моральных составляющих общества, отношение к своему будущему. Женщина в этом положении самое беззащитное и ранимое создание, и когда едешь в метро, и по селектору напоминают нам христианам о том, что надо уступать места инвалидам, пожилым, престарелым и беременным женщинам, то есть о чем задуматься.

Он выбрал самое скромное место своего рождения - пещеру для скота, и ясли стали Ему колыбелью. И мы сегодня предстоим перед этими яслями  Младенца Христа и не только созерцая, но и осязая Самого Христа. Потому что мы являемся членами Тела Христова, частью Церкви Его, имеем возможность приобщаться Его Плоти и Крови, принимая Его и соединяясь с Ним.

В этот последний день в преддверии Рождества Христова, когда умолкает и безмолвствует все земное, есть что-то сокровенное и непостижимое-тайна всеобъемлющей любви ко всему человечеству в беззащитном Богомладенце. Но не успев родиться, Он обрекает себя на ненависть этого мира, ясли становятся прообразом Креста, на котором Он пригвождается, дабы искупить род человеческий, и одновременно Он словно снятый со Креста полагается во Гроб, свитый пеленами любящей матери, чтобы явить нам живоносную силу Своего Воскресения. И Христос, находясь в Вифлеемской пещере, родился, чтобы помочь человеку освободиться от греха, стать свидетелем Рождества и сообщником Его Воскресения.

И это образ христианской души, как только мы рождаемся в Вечную Жизнь и становимся сопричасниками Тела Христова, вставая в один ряд с воинством Христовым, выходя на брань со грехом «против духов злобы поднебесной». (Еф. 6:12). Мы сразу же приобретаем множество врагов, и если мы истинно стараемся быть христианами-последователями Христа, эта брань неизбежна против нас с вами. Но мы не будем безоружны, не будем беззащитны и беспечны, потому что нам дана сила Благодати Божией, дан пример Самим Младенцем в Его послушании, Его смирении, Его кротости, Его мужестве и Его бесконечной любви, и имея перед собой такой пример, воскликнем со всем воинством Ангельским «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» ( Лк. 2:14).

Аминь.

Трансляция Богослужения в Храме Христа Спасителя в Рождественский Сочельник 2020 г. (проповедь о.Илии начинается с 1ч. 37 мин.)