Осужденные за колоски
Книга "Евангелие Великого Поста. Вместе с современными отцами" предлагает провести Великий пост вместе с Евангелием. В ней даются отрывки, которые читается в это время в Церкви – на русском и церковнославянском. И комментарии к этим отрывкам от современных священников: Еп. Феоктиста (Игумнова), прот. Павла Великанова, свящ. Дмитрия Барицкого, свящ. Стефана Домусчи, прот. Андрея Андронова.
Предлагаем нашим читателям фрагменты из этой книги
Евангелие Великого поста. Вместе с современными отцами. Еп. Феоктист (Игумнов), прот. Павел Великанов, свящ. Дмитрий Барицкий, свящ. Стефан Домусчи, прот. Андрей Андронов. М.: Никея, 2019
Суббота первая
Евангелие от Марка Зач. 10 (2: 23 – 3: 5)
"И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что́ они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что́ сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы. И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая…"
Священник Дмитрий Барицкий:
Заповедь о субботе являлась краеугольным камнем иудейского благочестия. Раввины разработали детальные инструкции и пояснения, регламентировавшие исполнение этого закона. Так, в день покоя возбранялось совершать тридцать девять видов работы, в том числе было запрещено жать, веять, молотить и приготавливать муку. По сути, именно это делали ученика Христа, срывая колоски. В глазах религиозных вождей это было кощунственное нарушение закона и смертный грех.
Особое почитание субботы было отнюдь не прихотью иудейской религиозной элиты. Традиция хранить покой седьмого дня уходит своими корнями в глубокую древность, в те времена, когда, по словам Писания, Бог, окончив творение мира, "почил от дел Своих". позже пророк Моисей на горе Синай по внушению Свыше закрепил почитание этого дня в виде одной из десяти заповедей. В сознании древнего еврея хранение субботнего покоя наряду с обрезанием, являлось своеобразной визитной карточкой принадлежащего к богоизбранной нации. В этой заповеди был сосредоточен символ веры всей ветхозаветной религии. Хранить субботу - означало заявлять о том, что Бог Израиля сотворил мир и все, что в нем. Только за одну эту заповедь многие иудеи были готовы пойти насмерть, как это сделали незадолго до проповеди Спасителя мученики Маккавеи. Именно благодаря подобным людям выстояла ветхозаветная Церковь, а пришествие Мессии стало возможным. Почему же Господь упрекает не учеников, нарушивших древний закон, а фарисеев, выступивших в роли ревнителей благочестия?
Христос указывает на одну очень важную духовную истину: как бы ни был авторитетен тот или иной закон или обычай, в очах Божиих он никогда не будет иметь такую же ценность, как человеческая личность. Именно она стоит для Бога на первом месте. А потому в некоторых ситуациях ради человека Господь готов подняться над законом и теми правилами, которые Сам установил. Именно так Он поступает, исцеляя человека с иссохшей рукой. Этот принцип Христос распространяет и на отношения между людьми. В некоторых случаях Он дает человеку власть подниматься над уставом ради блага ближнего. Не случайно Господь вспоминает о дерзком с точки зрения закона поступке Давида. Фарисеи в душе ощущают правоту слов Христа, а потому не в силах что-то Ему возразить.
Для христианской жизни принцип, провозглашенный Спасителем, становится основополагающим. Но как определить, когда следует соблюсти закон, а когда нарушить, когда строго следовать уставу, а когда дать послабление? Где критерий? Что, если мы станем заложниками банальной прихоти, лени, своих греховных привычек, если в погоне за человеческими правами и свободами нарушим все установления Бога и природы? На это традиция дает четкий ответ словами одного из святых: «Стяжи подлинную любовь и делай, что хочешь». Тогда уже не написанные на бумаге законы и уставы будут регламентировать жизнь, а сам Христос – Он поселяется в сердце праведника… и подсказывает, как верно поступить в том или ином случае.
Дай нам Бог в светлые дни Великого поста стяжать хотя бы крупицу духовного зрения, чтобы благоразумно хранить верность уставам Церкви и вместе с тем возрастать в любви и служении своим ближним.
Печатается в сокращении