Как современные волхвы (колдуны и экстрасенсы) приходят ко Христу?
Поклонение волхвов младенцу Христу — один из самых популярных евангельских сюжетов. Но волхвы — те же маги, колдуны: именно это греческое слово употребляется в оригинальном тексте. Выходит, древние восточные астрологи и чародеи первыми признали в младенце Иисусе Бога и принесли ему дары.
Кто такие современные маги и как современные колдуны и экстрасенсы приходят ко Христу? в материале РИА Новости.
Маги и Христос
Библейские маги, жрецы зороастрийской религии и великие ученые, изучавшие астрологию и все науки того времени, целый год следовали за Вифлеемской звездой, чтобы увидеть Спасителя мира. В Вифлееме они нашли Мать и Младенца.
"Войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну" (Мф. 2:11) — так описывает евангелист первое в истории обращение в христианство людей "не из дома Израилева".
В России этих магов привычно называют волхвами, но при таком переводе теряется еще одно значение этого слова: выходцы из народа мидийцев, огнепоклонников, пришедших в Иран не то из Средней Азии, не то с Северного Кавказа.
В Древнем Иране маги находились на вершине социальной лестницы, совмещая религиозные и политические функции. На Ближнем Востоке к ним вообще относились с пиететом. Чего не скажешь о Греции и Риме, где их считали обманщиками, эксплуатирующими народные суеверия. Впрочем, там шарлатанами считали и христиан.
В религиозной литературе в истории волхвов часто видят образ обращения ко Христу ученых людей. "Обычно современный человек идет к Богу либо по-детски быстро и просто, как пастухи, либо долгим путем волхвов", — говорит заведующий кафедрой миссиологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета профессор Андрей Ефимов. "Путешествие волхвов ко Христу длилось больше года. Обретение веры через разум возможно, но это трудный и скорбный путь", — соглашается руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.
Битва бесов с экстрасенсами
Но и современным экстрасенсам, чтобы прийти ко Христу иногда, как древним магам, приходится проделать длинный и трудный путь. Об одном из таких обращений рассказывает монах Киприан (Бурков). Когда-то отец Киприан был военным, воевал в Афганистане, потерял там обе ноги, получил Звезду Героя. Позже он стал советником президента Ельцина, избирался народным депутатом, занимался бизнесом. То есть был человеком трезвомыслящим, к экзальтации не склонным. Однако события, которые с ним произошли, настолько его потрясли, что заставили полностью пересмотреть взгляд на мир и принять монашество.
В 2009 году он познакомился с Розой Фабдурагимовой, приехавшей в Москву на телешоу "Битва экстрасенсов". У себя в Казахстане она слыла известным экстрасенсом, даже консультировала политическое руководство страны. После встречи с ней общие знакомые почему-то попросили Буркова, тогда еще человека вполне светского, за нее молиться. А потом и за пятерых детей Розы, и за ее маму.
Рельеф. Рождество. Поклонение волхвов
"Я удивился, потому что никогда до этого не молился. Но поехал в Саввино-Сторожевский монастырь, купил молитвослов, выбрал молитвы за детей и начал молиться, — рассказывает монах. — Тут меня Господь и призвал. Есть призывающая благодать, когда Господь оказывает на тебя некое действие. Так у меня началась духовная битва за детей Розы".
Уже потом он узнал, в чем дело. Оказывается, перед поездкой в Москву экстрасенсу стали являться бесы и угрожать. "Они пытались отвратить ее, чтобы она не поехала ко мне в гости, — объясняет отец Киприан. — Поняли, что Роза может поверить во Христа. А когда она их не послушалась, бесы ей сказали, что если она "не прекратит ездить к Буркову", то ее дети пострадают. Она снова не послушалась. Тогда они объявили: "Если не перестанешь ездить к Буркову, мы убьем детей. Бесы нападали на меня, я нападал на них, победа осталась за Богом"
А пока будущий отец Киприан боролся с бесами в Москве, будущая Иустина страдала от бесов в Казахстане. Ее дочь позвонила Буркову, сообщила, что маме плохо, и он пригласил Розу в Москву. Она потом рассказывала, что бесы избивали ее "явным образом" — на теле даже образовывались гематомы.
"Я решил применить христианские методы защиты. Посоветовался со своим духовным руководителем — он дал мне крещенскую воду и ладан. Мы ходили с кадильницей, кропили комнату, где жила Роза, святой водой и пели "Да воскреснет Бог". Я принес Розе Евангелие, и она положила его под подушку. А еще я отдал ей крестик из Иерусалима, который мне подарили, и она его надела".
Отец Киприан (Бурков)
По словам отца Киприана, в результате всех этих ритуалов Роза убедилась: когда она прикасается к христианским святыням, бесы не могут воздействовать на нее физически. "Они все равно били ее, но синяков на теле уже не оставалось", — говорит монах.
Вернувшись в Казахстан, она сняла нательный крестик, и бесы снова стали ее бить, на теле опять возникла большая гематома. Роза обратилась к мусульманским способам "защиты от бесов": за нее молились муллы, она читала Коран — не помогло.
Накануне самого страшного нападения сестра рассказала Розе, что видела во сне, как бесы столкнули ее в пропасть. И через день умерла во сне. А в следующую ночь бесы явились уже к самой Розе, избили ее и "столкнули в ад" — во сне у нее произошла клиническая смерть. Но в последний момент она вспомнила, что ей рассказывал отец Киприан, взмолилась о помощи ко Христу, и невидимая рука подхватила ее во время падения в бездну и поставила на краю обрыва.
Рационально тут ничего не объяснить. В это можно или верить, или не верить. Однако для тех, кто пережил подобный религиозный опыт, это абсолютно реально.
Диагностика кармы или Церковь
Другую историю обращения современного мага рассказывает сотрудник Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского Кирилл Чеботарев. Человек, о котором идет речь, был крещен в младенчестве, но о христианстве ничего не знал, хотя очень хотел найти высшую истину. Много лет он занимался оккультными практиками, прежде всего псевдоиндуистскими: "диагностировал карму" по методу Сергея Лазарева, читал Карлоса Кастанеду. А потом с ним случилось несчастье — попал в тюрьму.
Заключенных иногда посещали баптисты. Он долго с ними общался, потом сошелся с другим заключенным — старостой тюремного православного храма. Священник туда приходил раз в неделю совершать богослужение. Сначала молодой человек просто беседовал с ним и со старостой. Потом пришел на литургию, покаялся и причастился. Сейчас он уже на свободе, вернулся в церковь, у него семья — и все слава Богу.
Как-то на Рождество, еще в заключении, с ним произошло удивительное. "Он долго страдал без сигарет — в тюрьме их всегда не хватает. И в праздник обратился к Богу с просьбой: "Господи, мне нечего Тебе подарить, но Ты подари мне силу избавиться от курения". И с тех пор больше не курит", — говорит Чеботарев.
Наследники волхвов
Однако маги — это не только те, кто занимается оккультизмом. Последователями волхвов называет профессор Ефимов современных ученых. Ведь в библейские времена маги тоже были своего рода учеными. И тоже упорно искали истину.
Даже в Советском Союзе, стране воинствующего атеизма, среди ученых были обретшие истину в христианстве, например, математики Егоров и Лузин, возглавлявшие в 1920-х годах московскую математическую школу. Президента Московского математического общества академика Дмитрия Егорова за веру в Бога травили и довели до гибели. "Его ученики, молодые математики во главе с Отто Юльевичем Шмидтом обвинили Егорова во вредительстве. Последовал арест и ссылка в Казань, где он вскоре умер", — рассказывает Ефимов.
Один из основоположников советской космонавтики академик Борис Раушенбах, соратник Келдыша и Королева, без которого не состоялся бы полет Гагарина и не было бы фотографий обратной стороны Луны, тоже верил в Бога. Был церковным человеком и друг Раушенбаха, специалист в области теоретической и прикладной космонавтики Тимур Энеев.
"Все ученые ищут истину. Эйнштейн был атеистом, но по мере проникновения в тайну атома, видя, как там все гармонично устроено, пришел к утверждению: "Теперь я понимаю, что у мира есть Творец", — напоминает протоиерей Евгений Соколов.
Магия привлекает людей обещанием жить без усилий
Почему же в XXI веке магия по-прежнему востребована? Когда человек занимается оккультизмом, эзотерикой, йогой, он "получает кайф". Его привлекает возможность быть "не как все". "Человека влечет к тайне, хочется обладать способностями, делающими нас выше других людей. Цель — стать счастливым. А для этого нужно богатство, власть и способности, которых нет у других", — считает отец Киприан.
И современному человеку зачастую легче пойти к магам, чем в храм, — это "не требует личного подвига", уверен профессор Ефимов. По его словам, магия — это "поощрение порочных страстей, приятных людям".
Порой люди даже уходят из Церкви, потому что "обижаются на Бога", когда случается какое-то несчастье или личная жизнь не складывается.
"Так получается потому, что мы рассматриваем Бога как функцию, которая должна нам помогать. А Бог никому ничего не должен, Он не может быть должным своему творению, — говорит протоиерей Евгений Соколов. — Магия же обещает без усилий достичь вечной жизни и научиться любить без страданий и труда, просто наслаждаться жизнью".
"Чтобы встать и пойти за Христом, требуется систематическое усилие. А современный человек, изнеженный комфортом, к такому труду не приучен", — поясняет профессор Ефимов.
"Но не зря же Бог явил Вифлеемскую звезду, указав магам и астрологам путь к истине. "Если человек рассматривает свое дело как служение науке и людям, то это путь к Богу", — убежден богослов.