Вы здесь

Царство от мира сего

Кто выбирает царя: Бог или люди? Свою необычную теорию о природе власти в беседе с нашим корреспондентом продолжает развивать доктор исторических наук Николай Николаевич Лисовой

– По Священному Писанию,  не Бог дал царя, а народ выпросил царя. Древние иудеи – я не знаю, как это выглядело –  транслировали Богу желание иметь царя, а до этого у еврейского народа были судьи. То есть царь во главе – это не изначально данное Богом государственное устройство?

– Хороший вопрос. Посмотрим историю царя Саула, первого помазанника Божия. Господь сказал пророку Самуилу: пойди и помажь на царство Давида. При живом помазаннике! И дальше просто вопрос техники – филистимляне окружили и прирезали царя Саула и выставили его тело на позор. Помните, да? То есть помазание как таковое, не спасает. Значит, вопрос не в помазании, а в харизме. А неизвестный пастух, младший, ещё даже и удивился – говорит: вот у меня один сын, другой, вон третий… А Самуил говорит: нет, там у тебя коз пасёт, ещё парнишка. Вот мне – того. Кто определяет – Бог? Или люди выбрали? Бог определяет! И плохих обрекает на уничтожение, а хороших помазывает на царство.

Помазание Давида Самуилом. Фрагмент росписи в московском Храме Христа Спасителя

– То есть династийный принцип не заложен в идею монархии?

– Нет. Не было династийного принципа, в том-то и дело. И в Римской империи его не было… Почитайте Светония: первые двенадцать императоров – все разные. После смерти Нерона, который всё-таки родственник императору был, из императорской семьи –  дальше пошли так называемые солдатские императоры. Вот Константин Великий – отличный пример! Подчинённые ему легионы, которые любили его как полководца, провозгласили его в Британии императором. И он в 305 г. стал императором. Так что, Бог не участвовал в этом? Пьяные солдаты это решили? Нет! Это Бог решает. А делает Бог это руками пьяных солдат, руками фаворитов Екатерины II, руками восставших в Византии против царской власти, сместивших одного императора и провозгласивших другого, руками московской черни, которая убивает Дмитрия-самозванца и выбирает на площади Василия Шуйского. А когда Василий Шуйский через три года не поддержал своей марки и репутации, его низвергли и хотели, вообще, было целовать крест царевичу Владиславу, да вовремя одумались – после похода Минина и Пожарского – и решили выбрать всё-таки своего, русского царя. И опять-таки: что, Земский собор определил, чтобы на триста лет Романовы оказались у власти? Думаю, Божий промысел определил. Поэтому я считаю, что империя, или само латинское понятие «империум» –это и есть орудие или средство Божьего промысла. Даже как сама империя. Что такое империя вообще? Империя – это по-настоящему некое пространство спасения, которое создаётся на земле…  Господь говорит: «Царство Моё не от мира сего». Красиво, правда? А что нам делать в мире сем? А вот в мире сем, для того, чтобы нам оказаться в царствии Господнем, нам нужно земное царствование, как ореху нужна скорлупа. Орех не может без скорлупы, курица не может снести яйца без оболочки.

– Вы хотите сказать, что независимо от процедуры выборов Бог участвует в выборах?

– Абсолютно.

– А чем тогда православная империя отличается от любой другой?

– А другой нет. Вообще. Это всё узурпация. Православная империя – это наследница Римской и Византийской империй. То есть формула Филофея – «Третий Рим, а четвёртому не быть» – она соответствует именно церковному православному пониманию империи как таковой. Вот есть преемство империи. Христос родился в империи. Вот для того, чтобы сделать рождение Спасителя всемирным, Господь сначала устроил Римскую империю. Это же ведь тоже не случайно, что первый римский император – Август, и при нём родился Иисус Христос, основатель Царства Небесного. Так? Это не случайно, и более того… Что евангелист Лука рассказывает о рождении Спасителя? Святой евангелист Лука, когда ему нужно было вписать историю рождения Иисуса Христа в историю, говорил: в тот год вышло повеление от кесаря Августа произвести перепись населения, и пошли каждый записываться в свой город. И Мария с Иосифом отправились в Вифлеем. И в Вифлееме Мария почувствовала, что должна родить, и они не нашли места в гостинице, и родился Спаситель в хлеву, в загоне для скота точнее… Правда ведь?

А теперь давайте подумайте. По библейскому пророчеству, непреложному, Спаситель должен был родиться в Вифлееме. Для того, чтобы ему родиться в Вифлееме – а родители его живут в Назарете – значит зачем-то нужно было родителям пойти в Вифлеем. А они пошли в Вифлеем, потому что вышло повеление от кесаря Августа. Вот не будь этого повеления, они бы не пошли в Вифлеем. Не будь кесаря Августа и не сделай он повеления произвести перепись населения – и Спаситель не родился бы в Вифлееме. Есть промысел Божий или нет? Есть! И родился Он не в китайских пределах, между прочим! И даже не в Иудее, как думает Ветхий Завет, а родился в Римской империи! И в знаменитой в Константинополе церкви Кахрие-Джами есть мозаика великолепная: Мария приходит на перепись населения.  И стоит, действительно, чиновник со списком в руках и записывает. Вот он пишет то самое, о чём скажет нам Филофей. Филофей с простодушной такой прямотой напишет: "Почему неразрушимо царство Римское? Потому что Христос вписался в Римскую власть". Вот что это означает? Имеет ли смысл это речение Филофея, что Христос вписался в Римскую власть? Да, потому что Он был подданный империи! И знаменитая мозаика Кахрие-Джами это показывает.

Мозаики из церкви Кахрие-джами в Стамбуле. Перепись населения для сбора налогов. Неизвестный автор. 1315 - 1320 гг.

Значит, нужно было Марии куда-то прийти, чтобы её записали – стоит чиновник, у него список в руках – как на выборах почти. И он отмечает: пришла Мария, её муж Иосиф-обручник и у них Младенец... Для чего это было нужно? И почему евангелист Лука с этого начинает повествование в Евангелии? Наверное, можно было бы так, как более небесный, более теоретичный евангелист Иоанн начинает. "Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн…" – и никаких земных упоминаний А Лука-то начинает совсем по-другому – начинает с земной истории. Потому что для того, чтобы родиться Христу, должна была возникнуть империя, она должна была достигнуть пределов вифлеемских, Вифлеем должен был войти в империю так же, как потом патриарх пишет сыну Дмитрия Донского, что Москва входит в пределы империи… Вот как на самом деле устроено!

 

Окончание следует...

 

Начало цикла бесед:

 

Зачем позвали Рюрика?

 

От вещего Олега до князя Всеволода

 

Как на Руси выбирали царя?

 

Игры династии

 

Харизма Византии.