Зачем позвали Рюрика?
Часто говорят о монархии как о наиболее богоугодной и близкой характеру русского народа форме государственного управления. Так ли это на самом деле? Какой исторический период России можно считать началом монархии, какого царя – настоящим монархом?
Мы начинаем публиковать цикл бесед о русской истории. На вопросы корреспондента газеты "Спасъ" отвечает доктор исторических наук, вице-председатель Императорского Православного Палестинского общества Николай Николаевич ЛИСОВОЙ
– Когда славянские племена призвали Рюрика, они же в каком-то смысле отказывались от свободы. Ради чего? У Рюрика была слава хорошего управленца?
– Рюрик не был хорошим управленцем, Рюрик был хорошим воином. Он был настоящий варяг, конунг, известный своими подвигами в Западной Европе. Но его потому и призвали, что он был к тому времени не у дел. Хороших управленцев, которые сидят и управляют своими землями, трудно пригласить. У них доход хороший, дел много – они не поедут. Когда союз славянских и финских племен: словене, кривичи, меря, весь, и другие – призывали варягов, то нужны были не управленцы, а силовые структуры. Они были необходимы как скрепы на бочке, чтобы соединить и сдержать это складывающееся единение конгломерата племен. Это не была монархия, это была военная демократия. Конунг – это первоначально вовсе не глава страны. Это человек, который собрал двадцать или пятьдесят родственников, друзей и просто наемных бандитов, и пошел в поход. Вот пришел Рюрик, и возникло некое единоначалие.
Кадр из фильма "Викинги"
И только на Руси Рюриковичи оформляются в династию. От свободы славяне не отказывались. Но единоначалие было нужно – по причинам не только и не столько политическим, сколько экономическим, торговым. Нужно было установить блокпосты, как мы бы теперь сказали, по Великому пути из варяг в греки, нужно было собирать дань с племен, входящих в состав слагающейся федерации. И наконец, нужен был просто меч, военная сила, чтобы защищать земли.
Призвание славянами Рюрика – совсем не первая историческая аналогия. В Древнем Риме, до РХ, была республика, но на время военных действий назначался император – по существу, временный военный диктатор. Он был облечен неограниченной властью на период военных действий. Война кончалась, он складывал полномочия, уезжал в загородную резиденцию, разводит свиней и растит капусту. И так было до самого Диоклетиана. Диоклетиан, последний римский император, жестокий гонитель христиан, был настоящий римлянин в понимании своей задачи. Он в 284 г. вступил на престол и сказал, что «в 305 г. я от престола отрекусь». И действительно – наступает май 305-го, он отрекается от престола и даже заставляет отречься своего соправителя. И не пытается пристроить сына, внука, племянника, он служит.
Кадр из фильма "Викинги"
Есть существенная разница между монархией и империей. Первоначально у греков были маленькие государства-города – Афины, Спарта, Микены и т. д., где правили маленькие царьки, басилевсы. «Монарх» в первоначальном смысле у греков, – это просто единая власть («монас» и «архас» – «власть единая»). У них это не предполагало какого-то преемства. Когда нужно было срочно решать важные вопросы, выдвигался талантливый человек, например, Перикл, Фемистокл, как правило, полководец или хороший организатор, а потом ему давали отставку. Как Черчиллю: выиграл Первую Мировую войну – в отставку. Выиграл Вторую Мировую войну, еще даже война не кончилась – в отставку.
Династия Рюриковичей
– Это похоже, скорее, на демократию.
– В том-то и дело. И «монарх» в древнегреческом смысле, и «император» в древнеримском смысле вырастают из демократических институтов. Первоначально они – временные уполномоченные для решения каких-то вопросов. Хотя в этих рамках они – единодержцы. Им все подчиняются, они никому не подсудны, они принимают решения.
Вот таким единоначальником на Руси выступил Рюрик.
Продолжение следует...
ПРИМЕЧАНИЕ.
Никола́й Никола́евич Лисово́й (род. 23 октября 1946 года Станислав, УССР) — российский историк Церкви, исследователь, писатель, публицист, автор телевизионных фильмов, общественный деятель. Член Императорского Православного Палестинского Общества (с 1974 года), в настоящее время — заместитель председателя ИППО. Член Союза писателей России (1992). Имеет учёные степени доктора исторических наук и кандидата философских наук.