Почему икона Праздника Пасхи – «Сошествие во ад?»
О факте Воскресения сообщают все четыре евангелиста, но ни у кого нет сведений – как оно происходило.
В катакомбном искусстве, предпочитавшем язык символов, Воскресение Христово показывалось через образ спасения пророка Ионы из чрева кита.
«Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12: 40). То же звучит в словах Пасхального канона: «…и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба».
Со временем символический язык изображения стал заменяться историко-повествовательным. О Воскресении Господнем художники стали говорить через сюжет «Жены-мироносицы у Гроба Господня». Ведь жены-мироносицы стали первыми свидетелями происшедшего События, именно они увидели, что Гроб – пуст, что смерть – побеждена.
Причем нередко в этой сцене соединялись две исторические временные реалии. Одна – жены-мироносицы, которым Ангел сказал: «…не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес» (Мф. 28: 5–6). Другая – храм Гроба Господня, построенный на этом месте спустя несколько веков.
Позднее Ангел будет указывать женам-мироносицам не на дверь Гроба Господня, а на лежащие в открытом гробе погребальные пелены. На фреске в сербском монастыре Милешева Ангел в сияющих белых одеждах сидит у открытого входа в Гроб Господень, куда было положено тела Христа, и указывает на плащаницу отпрянувшим в благоговейном страхе женам-мироносицам. Ослепительно белое, сияющее одеяние Ангела – иллюстрация евангельского текста: «…вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег. (Мф. 28: 3). Вот это «как молния» – передается динамичным размахом крыла в одну сторону, в другую – резким указующим жестом…
Фреска в сербском монастыре Милешева (ок. 1236)
Постепенно изображение Гроба Господня как архитектурного здания сменяется изображением той самой пещеры, в которой было положено Тело Спасителя.
На иконе из праздничного ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (ок.1497) Ангел показывает на пелены, лежащие во гробе. В правом углу иконы – упавшие стражники, самые маленькие по масштабу фигуры, хотя и находятся на переднем плане. Но мы же знаем, что в иконе действуют совсем другие законы, нежели в нашем мире.
Икона из праздничного ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (ок.1497)
Сюжет с женами-мироносицами был исторически достоверным, но в нем нельзя было уместить богословскую глубину размышлений о Воскресении Христовом. Потому иконой Праздника стала икона «Сошествие во ад».
Общепринято считать, что сюжетная основа иконографии – апокриф – «Евангелие от Никодима». Однако епископ Николай (Погребняк) замечает, что это совсем не единственный источник иконографии «Сошествие во ад». Об этом провидчески говорится в некоторых текстах Псалтыри. Например: «Ты вывел из ада душу мою и оживил меня» (Пс. 29: 4); или звучит в апостольских посланиях: «…поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?.. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом» (1 Кор. 15: 54, 55, 57).
«Сошествие во ад» – это зримый рассказ о победе Христа над адом, о победе над смертью, а значит, о спасении всех нас. На фреске константинопольского монастыря Хора, более известного под турецким названием Кахрие-Джами, изображен Христос в сияющей белой одежде. Вокруг Него – сияние бело-голубой мандролы (в переводе с итальянского – «круг славы», фон в виде кругов.) Спаситель попирает разрушенные врата ада и держит за руки Адама и Еву. Их руки протянуты к Нему с усилием, с напряжением: они понимают, что происходит в этот момент, и не медлят. Три фигуры создают композиционный треугольник, который будет и во многих других подобных изображениях. На иконах могут быть изображены и другие герои, например, в описываемой фреске есть и Авель, и праотцы, и Иоанн Предтеча, и царь Соломон с пророком Давидом… Но композиционный центр – это Христос, Адам и Ева. Когда-то Адам и Ева изменили историю человечества, и вот Христос – все исправляет, человечество – спасено.
Фреска константинопольского монастыря Хора (XIV век)
На иконе Дионисия «Сошествие во ад» Христос в золотых одеяниях – в сиянии славы, как Солнце Воскресения – поднимает из гробов Адама и Еву. Вокруг Него – нежно-голубое сияние. Небо коснулось самого дна, разрушило силу тьмы. Над мандролой ангелы держат крест, напоминая о цене спасения всех без исключения людей. Символ Страстей Христовых, ставший символом нашего спасения, орудием победы над смертью.
Икона Дионисия «Сошествие во ад» (ок. 1502)
Об искупительной жертве Спасителя, о том, что стоит над этой победой, напоминают красные одеяния, которые можно увидеть на некоторых иконах. Например, на иконе псковской школы последней четверти XIV века.
Икона псковской школы (последняя четверть XIV века)
Иконография «Сошествие во ад» помогает еще глубже осмыслить свершившееся Событие. Чтобы, вглядываясь в иконы мы вслед за святителем Иоанном Златоустом еще раз воскликнули: «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, – первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь».
Оксана Головко
Печатается в сокращении. Газета «Спасъ»