Вы здесь

Статья об архитектуре нашего Храма в новом выпуске газеты "СПАСЪ"

После долгого перерыва наконец выходит новый пасхальный выпуск газеты "Спасъ", которую целиком выпускает наш Храм. Один из разворотов свежего номера газеты посвящен статье об архитектурных особенностях нашего Храма. Но материал заметки рассказывает и о непростых временах, которые переживает в настоящее время сама газета "Спасъ" . Ведь этот пасхальный выпуск вполне может стать последним...

 

 

Православная газета Северо-Западного викариатства  "Спасъ" издается с 2013 года. Газета издается ежемесячно десятитысяным тиражом. Интересно то, что тираж  распространяется не только в Храмах Северо-Западного викариатства, но и во множестве торговых центров по всему СЗАО. Причем,  газета всегда распространялась бесплатно, и в ней никогда не было никакой рекламы.

Поэтому, безусловно, "Спасъ" это в том числе  и миссионерский проект. Человек просто придя за покупками в ближайший к дому торговый центр мог взять газету, потом взять ее в другой раз, в третий и так незаметно для него в его жизнь мог войти  Господь. Поэтому свежего номера газеты ждали, в большинстве торговых центров тираж полностью расходился за три-четыре дня. 

 

 

 

Чтобы подготовить материалы, которые могли бы заинтересовать  не только церковных людей, но и рядовых жителей округа, газета "Спасъ" старалась публиковать только уникальные и качественные материалы. Авторами газеты являются, в том числе и, если так можно выразиться, "звезды" современной православный журналистики, которые печатаются в крупнейших православных  журналах и интернет-порталах.

Однако, хотя газета и общевикариатская,  львиная доля затрат на ее издание ложилась на наш Храм. Однако последний год был для нашего Храма совсем непростым в материальном плане. Сначала был перезд дома причта на новое место (а фактически постройка нового помещения).  Затем возведение мраморного иконостаса в Верхнем Храме и подготовка к великому освящению Храма.

Содержать газету становилось все сложнее и сложнее, и вот было принято решение о приостановке ее выпуска. В течение последнего полугода газета "Спасъ" не выходила. Нам будет очень жаль, если этот проект, в который было вложено так много сил, все-таки прекратит существование...

Пока окончательного решения о судьбе газеты не принято, нам удалось удержать основной костяк редакции и в любой момент мы готовы возобновить выпуск "Спаса".

Просим молитв наших прихожан, многие из которых являются читателями газеты.

 

В качестве эксклюзива размещаем здесь для скачивания еще не напечатанный новый

ПАСХАЛЬНЫЙ ВЫПУСК ГАЗЕТЫ "СПАСЪ"

Также, как и обещали, размещаем один из материалов газеты , посвященной архитектуре нашего Храма.

Православный храм обычно притягивает к себе взгляд, становится доминирующей смысловой точкой пейзажа. А как быть современным храмостроителям, когда вокруг вместо бескрайних просторов, невысоких домиков — многоэтажные, стоящие близко к друг другу дома? Как сделать так, чтобы храм не потерялся среди них?

Создатели нового храма в Строгино справились с этой задачей. В итоге появилось настоящее произведение искусства, причем созданное не «в стиле такого-то века», как это бывает, — а произведение века 21-го, в котором, однако, видно бережное отношение к традициям русского храмового зодчества.

Размышляя над образом храма  в районе Строгино, — рассказывает автор проекта архитектор Виктор Захаров, — мы, естественно, в первую очередь оценивали конкретное выделенное место. Под строительство была отведена очень маленькая площадка среди жилой плотной и высотной застройки, примерно в пятидесяти метрах от выхода из метро «Строгино».

Понимая, что сделать объем храма доминирующим в типовом однообразии очень трудно или почти невозможно. Это было возможно раньше, когда церковь была самым высоким зданием среди других строений. Поэтому было важно найти тот образ, который бы не терялся среди панельных высоток.

 

 

Вообще успех строительства любого храма во многом зависит от заказчика. Нам очень повезло с протоиереем Георгием Крыловым. Это тот редкий случай, когда заказчик — настоятель — эрудированный, грамотный и понимающий сложность задачи, поставленной архитектору. Он хотел, чтобы храм был красивым и основательным сооружением, построенным в традициях русского зодчества, органично вписанным в контекст мегаполиса.

В данном случае мы выбрали шатровый храм как раз потому, что участок очень маленький, находится среди высотной застройки и ему надо «взлететь». В итоге храм получился высотой почти сорок метров.

Причем это не привычный шатровый храм, а некий обобщающий его образ, как памятник, перекликающийся и с церковью Вознесения в Коломенском, и со многими шатровыми звонницами русских монастырей. Мы стремились создать традиционный и в то же время современный образ храма московского зодчества.

Идея соединения традиций и новой реальности, в которой храм создавался, стала, наверное, главной в работе. Отсюда — и два уровня, причем цокольный этаж, как и всегда, служит основой всего сооружения. Материалы — монолитный железобетон в основании, облицованный кирпичом, основные своды выполнены в традиционных материалах. Образное восприятие храма — это стремление преодолеть гравитацию и как ракета взмыть в небеса.

Расскажите, пожалуйста, о других ваших проектах?

— Например, это большой храм собора Московских Святых в Бибирево, храмы в Подмосковье. Недавний большой проект — храм Рождества Христова на Сахалине, делали большой храмовый комплекс в Краснодарском крае. Архитектура — это всегда непростое дело. Сначала планируешь одно, потом не хватает средств или еще чего-то, и заказчик говорит, что надо идти по пути упрощения, но ведь тогда меняется замысел, распадается идея...

Так что еще раз готов повторить, как мне повезло в случае с храмом Новомучеников и Исповедников в Строгино и с отцом Георгием Крыловым! Он не отступает, не идет на упрощение. Ему важно, чтобы все было сделано качественно, основательно, пусть сроки и отодвинутся. Важен результат.

Как планируется благоукрашать храм?

— Там будет и роспись, и мозаика, и флорентийская мозаика. В планах — красивые паникадила. Но, как обычно, многое зависит от того, будут ли средства на реализацию замыслов.

Не расскажете, как пришли к вере?

— Можно сказать, мне повезло. Я окончил МАРХИ, проработал в «Росатоме», нам прислали заявку, чтобы мы приняли участие в конкурсе проектов храма в честь 1000-летия крещения Руси. И это стало моим первым шагом серьезного приближения к Православию и вере. С тех пор мне всегда хочется не подвести наших великих православных предков и Россию.

В чем необычность нового храма в Строгино?

— Для меня это был первый церковный проект такого масштаба, и со многими вещами я столкнулся впервые, — говорит архитектор Александр Пронин, отвечающий за реализацию проекта на строительной площадке.  Важно, что в основе проекта лежал интересный образ

— Что вам как архитектору интересно в храме в Строгино?

— Интересен сам его замысел. Его ярусность, то, как сделан шатер, — это действительно здорово смотрится. Сам шатер решен необычно. Как сделан традиционный шатровый храм? Снаружи мы видим шатер практически так же, как он выглядит изнутри, и ярусность ему не свойственна. Иногда в шатре появляются окна, которые придают ему некий ритм. Но замысел архитектора Захарова совсем другой. Шатер решен уже сам по себе как ярусная конструкция с восьмигранными ярусами кокошников — это очень необычно и интересно.

 

Материал подготовила Оксана Головко