Слово в Неделю 5-ю Великого поста, прп. Марии Египетской
(Иерей Максим Плякин)
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня последнее воскресение этого постного периода, и остается буквально рукой подать до второго поста, до Страстной седмицы. И сегодняшнее воскресенье - последняя Неделя Четыредесятницы - это Воскресенье, когда вспоминают предупреждение. Одно предупреждение озвучено в Евангельском чтении сегодняшнем. Иисус говорит со своими учениками, а второе предупреждение озвучивается в песнопениях, в том числе в каноне, который вчера звучал на Всенощном бдении.... (Читать проповедь ПОЛНОСТЬЮ)
Сегодня мы слышали в Евангелии как Господь говорит своим ученикам, и говорит при том открытым текстом о том, что они идут в Иерусалим и Сын будет предан первосвященникам и книжникам, осудят Его на смерть и предадут Его язычникам и поругаются над Ним, будут бить Его, оплюют Его, убьют Его, и в третий день воскреснет.
В эти дни, последние перед седмицей страстей Христос говорит уже не таясь. Если до этого он предупреждает апостолов прикровенно, в образах, то в этот раз Он говорит уже конкретно, точно – Сына Человеческого убьют. И убьют Его потому, что Он будет предан первосвященникам и книжникам. То есть это убийство - по приговору суда. И тем не менее, апостолы, которые буквально через считанные дни всё это будут наблюдать, окажутся до невозможности удивленными. Вот это предупреждение Иисуса они просто пропустили мимо ушей. То ли не поверили, то ли не хотели верить, что проповедь их Учителя закончиться именно так…
А ведь Иисус говорит не только о том, что Его убьют, но Он говорит о том, что "на это Я пришел в мир", что это - цель Его пришествия на Землю, что это - не просто случайность, стечение обстоятельств, но именно Его крестная смерть, искупление и есть то, ради чего Он приходит, что Его не только убьют, но в третий день Он воскреснет. Но мы знаем из того же Евангельского повествования, что после крестной смерти и Его погребения апостолы разбежались по углам, потому что они не знали, что будет дальше, и никто из них не вспомнил о том, что Учитель обещал воскреснуть. Это обещание прекрасно помнили фарисеи, которые придут к Пилату и скажут, что этот мошенник, которого мы убили обещал воскреснуть, охраняя Его, чтобы ученики не пришли и не украли Тело. А ученики как раз даже и не вспоминали об этом! Они даже не пытались! Страх оказался сильнее…
Второе предупреждение – это предупреждение о котором говорилось вчера в каноне, пелось в стихирах. И всю следующую седмицу ещё будет вспоминаться в богослужении. Это притча Христова о богаче и Лазаре. О нищем, который мечтал получить крошки, хотя бы из тех, которые падали для домашних животных, и не получил даже их. И о том, как собаки оказались милосерднее людей. Собаки пришли и вылизывали его раны, чтобы хоть так ему помочь, а люди оставили его лежать на улице. И после смерти и богача и этого нищего оказывается, что богач в огне, а нищего ангелы относят на лоно Авраама.
Диалог между Авраамом и его несчастным потомком, этим самым богачем – это одно из самых пронзительных мест в Евангелие. Когда богач просит хотя б немножко облегчить ему его участь, пошли Лазаря, чтобы он хотя б кончиком пальца омоченном в воде облегчил мои муки, и Авраам ему говорит: «Дитя мое, ты свое получил! Ты наслаждался в жизни, а Лазарь был лишен всего. Сейчас ты страдаешь, а Лазарь получает воздаяние свое!». И тогда этот богач начинает просить уже не за себя, а за своих братьев, и говорит: « Отче Аврааме, пошли Лазаря, потому что у меня пять братьев. Предупреди, пусть хотя бы они избегнут той участи в которой нахожусь я сегодня!». И Авраам говорит: «У них есть Моисей, есть пророки, пусть их послушают!». И тогда этот богач говорит: «Они не слушают ни Моисея, ни пророков, но если из мертвых кто придет – тогда его послушают!». И Авраам произносит страшные слова: «Если не слушают ни Моисея, ни пророков, то даже если и придет кто из мертвых – не покаются!».
Обычно человек, который впервые видит эти Евангельские строки – впадает в ужас. Как так?! Явное, реальное чудо – мертвый воскрес – и его не слушают. Но это второе предупреждение. Точно также как и апостолы, которые слышали, Сын человеческий будет убит, но Он воскреснет. Не услышали ни первое, ни второе. Точно также те, которые говорили, что пусть мертвец придет, мы его послушаем – оказалось, что и ожившего мертвеца они слушать не хотят. Потому что между притчей, воспоминанием Лазаря нищего и Лазаревой субботой, воскрешение праведного Лазаря всего на всего одна седмица.
Сегодня Церковь в богослужении вспоминает этого нищего Лазаря, а меньше чем через седмицу ( в следующую субботу ) мы будем вспоминать чудо воскрешения праведного Лазаря. Уже не приточного, а реальный, живой Лазарь приходит из мертвых. И тех, кто видели это чудо как сказано в Евангелии, многие из увидевших уверовали и покаялись. Но поселок в котором воскрес Лазарь всего в пяти километрах от Иерусалима. Можно за час сходить туда-обратно. Сходи, проверь, посмотри воскрес этот покойник или нет? Но вместо этого евангелист Иоанн сохранил для нас страшную подробность. Собравшиеся в Иерусалиме первосвященники решают убить воскрешенного. В точности по советскому принципу: Нет человека – нет проблемы!
Если проблема в том, что воскрес мертвец и призывает к покаянию, значит лучше этого мертвеца убить ещё раз, чтобы не тревожил. И вот это страшное предупреждение. Кто не хочет верить, кто не слушает ни пророков, ни Моисея, даже если воскреснет мертвец – не покаются!
И вот эти евангельские повествования, которые очень тесно связанны, переплетены в сегодняшней службе, они показывают, что человек может быть избирательно слеп и избирательно глух. То, чего он не хочет слышать – он не услышит даже в том случае если это ему говорит Господь, пришедший на Землю, или мертвец, которого вывели из могилы. Не хочет слышать – не услышит!
И вот эти последние предупреждения перед самыми святыми днями нашего года, перед днями, когда мы будем созерцать тайну страданий Христовых на Земле, вот в эти дни Церковь нас предупреждает. Можно видеть и не увидеть ничего. Можно слышать и при этом ничего не услышать. Можно быть свидетелем величайших дел Божиих и ничего не усвоить для самого себя. Прежде чем мы подойдем к дням страстной седмицы, прежде чем мы будем вновь и вновь переживать последние дни земной жизни Господа, переживая эти евангельские события, прежде чем мы сами подойдем к Иерусалиму страстей – Церковь нас предупреждает. Смотрите, идите, слушайте, и слышьте то, что вам будет сказано, иначе мы с вами можем оказаться в положении тех самых пяти братьев.
Есть Моисей, есть пророки, пусть их слушают! Нет! Пророков мы не послушаем! Нам надо что-то экстраординарное. Хорошо! Вот вам последнее чудо Иисуса – воскрешение мертвеца. Мертвеца, который уже начал смердеть, чтобы никто не сказал, что это обморок, что это какое-то болезненное состояние. Мертвец уже начал смердеть. Четвертый день. Иисус вызывает его к жизни. Вот свидетель! Свидетель воскресения! И оказывается это повод не для того, чтобы изменить себя и покаяться, а для того, чтобы подготовить двойное убийство. Убить воскрешенного и убить воскресившего. Вот это предел человеческого неразумия, того неразумия, о котором наш современник, поэт сказал, что неверье слепота, но чаще свинство!
Вот это то свинство, которое, увы, не исцеляется даже чудом. И вот чтобы нам не оказаться такими же нечувственными Церковь нас предупреждает. Четыредесятница заканчивается, и тот опыт, который мы можем вынести из Евангелия, из того, что звучит на службе в эти дни, из того, что мы перечитываем слова святых отцов, этот опыт может оказаться совершенно недейственным для нас. Для того, чтобы этот опыт подействовал, чтобы он изменил нашу жизнь для того нужно не только слушать, нужно при этом еще и слышать. И этот Евангельский призыв – Бдите и молитесь, чтобы вам не впасть в искушение – слова Христа в Гефсиманском саду должны расслышать все мы с вами, дорогие братья и сестры.
Сегодня последнее воскресенье Четыредесятницы. Мы подходим вплотную к Страстной. И если в эти дни мы не услышим, мы рискуем и Пасху встретить такими же неразумными. И пусть молитвы тех святых, которых мы вспоминали в святые дни поста – покаявшиеся девочки из Александрии, преподобной Марии Египетской, вестника восхождения к Богу преподобного Иоанна и многих-многих ещё святых пусть их молитвы помогут нам не только чувственными ушами слышать евангельское повествование, но и чтобы оно по библейским словам было написано в нашей душе. Вот тогда мы сможем действительно встретить достойно и Пасху страстей Христовых, и Пасху Его воскресения.
В дни чествования креста мы пели «Покланяемся страстем Твоим Христе..». Покажи нам и честное Твое воскресение. Можно глядеть и не видеть. Да пусть же это чудо будет для нас не только явлением внешнего мира, которое было и прошло, но чтобы оно для нас стало явлением нашей с вами вечной жизни. Аминь!
(Прослушать проповедь целиком. Продолжительность 12:37 минут)