Вы здесь

Святой дня: свят. Григорий Палама

Второе Воскресение Великого Поста посвящено одному из столпов Православия великому святителю Церкви Григорию Паламе (1296-1357). Это был великий святой Церкви, афонский подвижник, проповедник благодати и обожения, единения с Богом, как цели и истинной жизни человека.  Публикуем   десять наставлений святителя Григория об истинной жизни и смерти.

 

 

Святитель Григорий Палама  – один из самых выдающихся христианских богословов и философов, в то же время аскет, подвижник, молитвенник, родоначальник «исихазма» –практики умно-сердечной молитвы.

Происходил будущий святитель из семьи константинопольских аристократов, и, рано потеряв отца, воспитывался во дворце императора. С ранних лет проявил большие способности в учебе. Увлекшись учением Аристотеля и основательно изучив его наследие, Григорий уже в семнадцать лет написал об античном мыслителе столь яркий доклад, что его учитель воскликнул: «Даже сам Аристотель удостоил бы тебя похвалы!». Талантливый, богатый, приближенный ко двору императора юноша должен был сделать блестящую карьеру, но он выбрал другой путь.

В возрасте двадцати лет Григорий уехал на Афон, где принял монашество и в трудах и лишениях провел одиннадцать лет. Большую часть времени свят. Григорий прожил в Лавре свят. Афанасия Афонского.

Григорий покинул Святую гору, когда ее захватили турки, и приехал в Фессалоники, где принял сан священника. После этого он основал монашескую общину в окрестностях Верии, где до сих пор сохранилась келья, в которой подвизался святой Григорий. За свои богословские взгляды подвижник подвергался гонениям, заключению в тюрьму и даже отлучению от Церкви. Но, в конце концов, справедливость была восстановлена, и святой Григорий стал епископом Фессалоникийским. Он примирял враждующих, утешал малодушных, имел дар прозорливости и исцелений. Почил святой в возрасте шестидесяти трех лет 14 ноября 1359 года. Мощи святителя Григория пребывают в Салониках в посвященном ему храме, построенном в 1914 году, как главный храм Митрополии. Подробнее о свят. Григории Паламе вы можете прочитать в статье "Православной Энциклопедии".

Также публикуем 10 высказываний святителя Григория Паламы о христианской жизни, собранной редакцией портала "Русский  Афон". Более же полно познакомиться с творениями святителя вы можете прочитав Постом хотя бы что-то из его богодухновенных  Творений.

1. Как чрез преступление заповеди, отделившись от Бога, душа умертвилась, так чрез послушание заповеди, соединившись опять с Богом, она оживотворяется. Сего ради говорит в Евангелии Господь: «глаголы, яже Аз глаголах, дух суть и живот суть» (Ин. 6, 63). Испытав сие опытно, св. Петр сказал Ему: «глаголы живота вечного имаши» (Ин. 6,69).

2. Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души. И это есть главным образом смерть, смерть души. На нее указывал Бог, и когда, давая заповедь в раю, сказал Адаму: «в какой день вкусишь от запрещенного древа, смертью умрешь» (Быт. 2, 17). Ибо тогда умерла душа его, чрез преступление отделившись от Бога; по телу же он продолжал жить с того часа и далее до девяти сот тридцати лет.

3. Вот настоящая смерть, когда душа разъединяется с божественной благодатью и сочетается с грехом. … Кто будет бояться сей смерти и беречься от нее, тот не убоится приближения смерти телесной, имея обитающей в себе истинную жизнь.

4. Ибо как смерть души есть настоящая смерть, так и жизнь души есть настоящая жизнь. Жизнь же души есть единение с Богом, как жизнь тела – единение его с душой.

5. Добре сказал Апостол Павел, что «сего мiра печаль смерть соделовает» (2 Кор. 7, 10). Ибо если истинная жизнь души есть божественный свет, от плача по Богу приходящий, как выше сказано словами отцов, то смерть души будет лукавый мрак, от печали мiра сего находящий на душу.

6. Для того и жизнь сию устроил нам Бог, чтоб дать место покаянию. Если б этого не было, то человек согрешивший тотчас лишался бы и жизни сей. … Поелику таким образом время жизни есть время покаяния, то уже то самое, что согрешивший еще жив, служит для него, если он пожелает обратиться к Богу, ручательством, что будет Им милостиво принят. Ибо в настоящей жизни самовластие всегда в силе … всегда и все имеют возможность, если захотят, стяжать жизнь вечную.

7. Если мы и противным Ему (Богу) пойдем путем и возлюбим смерть паче истинной жизни, Он не отъемлет данной нам власти, или свободы возвратиться к Нему, и не только не отъемлет такой власти, но Сам воззывает нас обратно и обходит ища, как бы обратить к делам жизни.

8. Бог, как я сказал, презирая прежде сделанные каждым грехи, паки и паки призывает нас. Что же делать – зовет Он? Работать в винограднике. А это значит трудиться над рождиями, т.е. над собою. Потом, – о сколь непостижимо велико человеколюбие Божие! – и награду нам обещает и дает, – за то, что потрудились над самими собою и для себя самих. Придите, говорит, получите жизнь вечную, от Меня богатно подаемую. И за труд шествия сего к жизни и самое желание получить ее от Меня, за все, как должник, уплачу наградою.

9. Кто не исповест благодати и не воздаст благодарения Избавителю от смерти и Подателю жизни? – А Он еще и награду обещает приложить и награду неизреченную. «Аз» , говорит, «придох, да живот имут, и лишше имут» (Иоан. 10, 10). Что это лишше? Не пребывать только и жить силою Его, но и быть Ему братьями и сонаследниками. Сие лишшее есть награда, даваемая тем, кои притекают к животворной лозе виноградной и бывают рождием на ней, кои над самими собою трудятся и себя самих возделывают.

10. За воскресением души, которое есть возвращение ее к Богу чрез исполнение Божественных заповедей, воскресение тела после последует, когда оно опять соединится с душой; за воскресением же сим последует истинное бессмертие и совечнствование с Богом.

Святитель Григорий Палама моли Бога о нас и помоги нам в чистоте сохранить святую Православную веру!