Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная
Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота церкви, крест – царей держава, крест – верующих утверждение, крест – ангелов слава и демонов язва". Тропарь, глас 2-й.
В третье Воскресенье Великого поста за всенощном бдении после великого славословия выносится Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим". Эта песня поется также и на Литургии вместо трисвятого и затем во всю седмицу на первом часе совершается поклонение Кресту.
Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он после часов, перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются "крестопоклонными".
Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути "Древо крестное", чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути, объясняется в "Синаксарие". Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью – Светлое Воскресение.
"Крест – хранитель всей вселенной, Крест – красота церкви, Крест – царей держава, Крест – верующих утверждение, Крест – ангелов слава и демонов язва". Так объясняет одно из церковных песнопений значение Креста для всего мира. "Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов" – говорится в одной из стихир праздника.