История религий: Архаические (дописьменные) религии народов Европы
28 сентября 2015 года, в понедельник, в гостиной нашего храма состоялась очередная втреча Алексея Волкова, катехизатора храма Преоборажения Господня в Тушино со слушателями уникального годичного курса лекции по Истории Религий. Темой лекции стали: архаические (дописьменные) религии народов Европы.
На религиозные верования древнейших народов Европы наибольшее влияние оказали две этнические группы — финно-угорские и индоевропейские племена.
Первые были склонны к самым примитивным культам, включающим в себя магию, фетишизм, шаманизм. Долгое время именно финские шаманы считались в северо-восточной части Европы самыми сильными шаманами. Начиная с III тыс. до Р.Хр. Европу захлестывают волны миграций индоевропейских (арийских) племен, происходивших из Средней Азии. Всего таких волн миграций было три.
Первая "занесла" в Европу галлов (или кельтов), для которых было характерно сословное деление общества. Высшим сословием были жрецы-друиды, составлявшие жесткую корпорацию. Они приносили кровавые жертвы своим богам и хранили священные знания.
Вторая волна миграций подарила Европе германские или скандинавские народности. Они был более воинственны чем галлы. Их устные рассказы о богах — саги — сохранили многое из их верований, в частности повествование о последней великой битве добра со злом — Рагнарёк.
Третья волна миграций привела в Европу, преимущественно в восточную ее часть, славян. Из всех индоевропейских народов славяне, пожалуй, были самими мирными. На их верования в большей степени оказали влияние культы финно-угорских племен. Поэтому среди древних славян была развита примитивная магия, вера в леших, кикимор, домовых и прочую "нечисть". Существовали духи более высшего порядка Правда и Кривда, Лад и Лада, Худо, Лихо и прочее. Но была вера в существование в духов, которым присваивалось наименование "бога" — Даждьбог, Белобог, Стрибог и другие. Главным богом славянского пантеона был Перун (или Перкунас), заимствованный, судя по всему, от своих германских соседей.
Специальные жрецы приносили этим "богам" и "духам" жертвы. Хотя жертвоприношения мог осуществлять кто-угодно. В основном в качестве жертвы выступали вполне безобидные продукты — злаковые, мед, молоко и прочее. Но иногда приносились и кровавые жертвы, в том числе и человеческие.
Удивляться этому не стоит. Редкая религия, признающая множество богов, не запятнала свою репутацию человеческими жертвоприношениями.
О некоторых таких религиях пойдет речь на следующем занятии, которое состоится 5 октября сего года. Тема лекции: "Религии и культы цивилизаций доколумбовой Америки".