Вы здесь

История религий: Истории религий на тему: История Христианства от I Вселенского Собора до Великого Раскола.

30 марта 2015 года, в понедельник, в гостиной нашего храма была прочитана Алексеем Волковым очередная лекция по Истории религий на тему:  История Христианства от I Вселенского Собора до Великого Раскола.
 
   Эпоха Вселенских Соборов, на которых Церковь Христова определяла границы своего вероучения и решала вопросы канонического права, длилась с 325 по 787 годы. За это время состоялось 7 Соборов общецерковного масштаба. Первые два из них в основном были посвящены вопросам церковного учения о троичности Лиц Божества. Благодаря работе, проделанной величайшими богословами того времени: свт. Афанасием Великим, свт. Василием Великим, свт. Григорием Богословом и другими, -- удалось прояснить богословскую терминологию и выработать четкое учение Церкви относительно этого фундаментального вопроса христианского вероучения. Оно-то и было в самом кратком и сжатом виде зафиксировано в Никео-Константинопольском Символе веры, основном документе, принятом Церковью на II Вселенском Соборе в 381 году.
   Далее начинается волна так называемых «Христологических споров», то есть споров, касающихся учения о соединении Божественной и Человеческой природ в единой Личности Иисуса Христа Сына Божия. Четыре Вселенских Собора были посвящены этим догматическим вопросам. Решающую  роль в разрешении этих вопросов сыграли выдающиеся богословы того времени: свт. Кирилл Александрийский, свт. Лев Великий, свт. Мартин Исповедник, преп. Максим Исповедник и другие.
   Последний – Седьмой – Вселенский Собор был посвящен вопросу почитания святых изображений – икон. Отстоять эту благочестивую традицию Церкви удалось благодаря деятельности преп. Иоанна Дамаскина и преп. Феодора Студита, а также массовой поддержке церковного народа.
   Весь период Вселенских Соборов Римская Церковь достойно  отстаивала интересы Православия перед лицом его противников. Более того, с самых ранних времен Римская кафедра пользовалась первенством чести среди других кафедр Вселенского Православия, и никто на Востоке не оспаривал у нее это право. Однако уже в IX веке случился раскол между Римской и Константинопольской церквями, так называемая «Фотиева схизма». Этот раскол был быстро преодолен, но, увы, ненадолго. Из-за ряда проблем догматического, канонического и политического характера он возобновился в XI веке. Дата 1054 год, известная всем как дата Великого Раскола, в некоторой степени условна. Если говорить о дате Раскола, то правильнее было бы назвать 1204 год.
   В этом году западноевропейские рыцари-крестоносцы, отправляясь в IV Крестовый Поход против «неверных», с молчаливого одобрения Римского понтифика Иннокентия III напали на город Константинополь. Те зверства, которые учинило в Константинополе «христолюбивое воинство» крестоносцев в отношении своих братьев и сестер по вере, полностью перечеркнули какое-либо единство между западными и восточными христианами.
   Далее в истории Христианства будут многочисленные попытки восстановить утраченное единство. Увы, они будут безуспешными из-за многочисленных разногласий канонического и даже догматического характера.
   О жизни восточных и западных христиан после Великого Раскола поговорим на следующей лекции, которая состоится 20 апреля.