История религий: Философское осмысление монотеизма. Рациональные доказательства существования Бога, их достоинства и недостатки.
12 января 2015 года очердная лекция по Истории религий была прочитана Алексем Волковым в гостиной нашего храма. Темой лекции стало: «Философское осмысление монотеизма. Рациональные доказательства существования Бога, их достоинства и недостатки».
![пророк Моисей](/sites/default/files/Universitet/Religiovedenie/2015/12_Teodicea/1._prorok_moisey.jpg)
![Платон и Аристотель](/sites/default/files/Universitet/Religiovedenie/2015/12_Teodicea/5._platon_i_aristotel.jpg)
Самое простое из этих доказательств – космологическое (от слова «космос» – порядок). Наличие окружающего нас мира говорит о том, что у мира должна быть некая причина своего существования, причиной своего существования, имеющая саму себя. Как бы мы не называли эту первопричину всего сущего – это и есть Бог.
Но тогда Богом можно назвать и «слепую случайность». О том, что это не так, нам говорит другое доказательство – телеологическое (от слова «телос» или «целос» – цель). Наличие целесообразностей, законов природы в этом мире говорит о том, что этот мир творился согласно определенному замыслу разумным Существом.
![Ансельм Кентерберийский](/sites/default/files/Universitet/Religiovedenie/2015/12_Teodicea/10._anselm.jpg)
Есть еще, так называемое, онтологическое доказательство существования Бога. Автором одной из наиболее удачных его формулировок является католический богослов Ансельм, архиеп. Кентерберийский. Это доказательство, как и нравственное, тоже относится к категории внутренних доказательств. Оно исходит из самого понятия «Бог». Бог существо Всесовершенное. Это всесовершенство необходимо включает в себя все возможные совершенства – могущество, истинность, бестелесность, неизменность, благость и прочее. К таким совершенствам относится и собственное существование. Поэтому любая попытка отрицать существование Всесовершенного Бога ведет к логическому абсурду, парадоксу. Это доказательство с момента своего появления на свет сразу же было подвергнуто жесточайшей критике. Самые, пожалуй, «убийственные» аргументы против него предложил немецкий философ Иммануил Кант.
Но эти аргументы опроверг другой немецкий философ – Гегель. И это доказательство, пройдя сквозь горнило критики, лишь подтвердило свою доказательную силу.
![кант](/sites/default/files/Universitet/Religiovedenie/2015/12_Teodicea/9._kant.jpg)
Можно много спорить о том, что эти доказательства не нужны. Верующему они не нужны, так как он и так верит. Атеисту они не нужны, так как они не способны его переубедить. Но, по крайней мере, нужно знать, что таковые доказательства существуют. А в контексте нашего курса они могут помочь нам понять, какая из религий действительно истинна.
Знакомство с этими религиями мы начнем с самой первой монотеистической религией, с религии Древнего Израиля. Ближайшее занятие, посвященное этой теме, планируется на 26 января сего года.