История религий: Религиозные верования и культы Античной Греции. Зарождение западноевропейской философии.
10 ноября, в понедельник, в нашем храме была прочитана очередная лекция по Истории религий. На этот раз катехизатор храма Пеображения Господня в Тушино Алексей Волков прочитал лекцию на тему: «Религиозные верования и культы Античной Греции. Зарождение западноевропейской философии».
В отличии от всех предыдущих религий, с которыми слушатели лекций познакомились на занятиях, наши знания о религии Античной Европы опираются на огромное количество письменных источников. Нам – христианам – знакомство с этим богатейшим наследием человеческой культуры полезно хотя бы потому, что именно из недр религиозных верований Античной Европы появилась на свет знаменитая западноевропейская философия. Свт. Климент Александрийский (II – III вв.) писал, что философия для эллинов была таким же детоводителем ко Христу, как Ветхий Завет для иудеев.
Культура ранних протогреческих цивилизаций – Минойской и Микенской – и их религиозные верования и культы были во многом схожи с культурой Ханаана. Знаменитый дворец Критского царя Миноса – Лабиринт – был ни чем иным, как святилищем Ваала. С вторжением на Балканы с севера арийских племен ахейцев и ионийцев религиозная картина Греции меняется. Зевс, бог арийского происхождения, свергает прежних (неарийских) богов и становится во главе греческого пантеона. Древнегреческий писатель Гесиод в своей «Титаномахии» языком мифа повествует нам об этом. Олимпийские боги, как их описывают древнегреческие мифы, существа страстные. Они завидуют друг другу, обманывают, мстят, изменяют друг другу (особенно Зевс своей жене Гере). Их быт похож на быт греческой аристократии. Такое представление о богах у людей думающих вызывает некий протест. Богов не может быть много, Бог может быть только один. Он бестелесен, бесстрастен, всемогущ и всесовершенен, Он есть абсолютное Благо. Так рождается греческая философия. Преп. Иоанн Дамаскин (VII – VIII вв.) в своем труде под названием «Философские главы» пишет: "философия есть любовь к мудрости; Бог же есть истинная мудрость. Таким образом, любовь к Богу есть истинная философия".