Вы здесь

Неделя 4-я по Пятидесятнице. День памяти святителя Феофана Затворника.

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре, / писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси / и всем верным путь ко спасению указал еси, // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Тропарь святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 8
 
Святитель Феофан Затворник (1815–1894)
   Дни памяти: 10(23) января , 16(29) июня (Перенесение мощей)
 

  В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января (или 8)  января 1815 года в семье священнослужителя. Получил образование в Ливенском духовном училище, в 1829 году отправлен в Орловскую Духовную Семинарию, а затем в Киевскую Духовную Академию. Там он и был пострижен в монахи 15 февраля 1841 года. Спустя полтора месяца был поставлен во диакона, а 7 апреля во пресвитера.
  В конце следующего года направлен на должность инспектора Новгородской Семинарии, в 1845 году стал помощником инспектора Санкт-Петербургской Духовной Академии, но в следующем году подал прошение об отставке.
  В 1847 году назначен членом русской духовной миссии в Иерусалиме, где пребывал до начала Крымской войны. Вернувшись на родину, преподавал в Санкт-Петербургской Академии. 15 сентября 1855 года стал ректором Олонецкой Семинарии, но меньше чем через год  стал настоятелем посольской церкви в Константинополе.
  13 июня 1857 года становится ректором Санкт-Петербургской Академии, а еще через три года поставлен во епископы. Был правящим архиереем Тамбова и Владимира, но в 1866 году подал прошение об уходе на покой в Вышенскую пустынь, где ушел в затвор через шесть лет. Там он вел обширную переписку, отвечая всем ищущим от него совета и утешения, до своей смерти в 1894 году.
 
МР3 файл. Продолжительность 7:24. Объем 10.1 МВ. 
Иерей Михаил Овсянников
29 июня 2014 года.
Труды святителя

Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия (святитель Феофан Затворник).

Неделя третья по Пятидесятнице
(Рим.5:1–10; Мф.6:22–33)
 
«Если око твое будет чисто, то все тело твое будете светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф.6:22–23). Оком называется здесь ум, а телом весь состав души. Таким образом, когда ум прост, тогда в душе светло; когда же ум лукав, тогда в душе темно. Что такое ум простой и ум лукавый? Ум простой тот, который принимает все, как написано в слове Божием, и несомненно убежден, что все так и есть, как написано: никакого хитроумия, никаких колебаний и раздумья нет в нем. Ум лукавый тот, который приступает к слову Божию с лукавством, хитрым совопросничеством и подыскиваниями. Он не может прямо верить, но подводит слово Божие под свои умствования. Он приступает к нему не как ученик, а как судия и критик, чтоб попытать, что-то оно говорит, и потом или поглумиться или свысока сказать: «да, это не худо». У такого ума нет твердых положений, потому что слову Божию, очевидно, он не верит, а свои умствования всегда неустойчивы: ныне так, завтра иначе. Оттого у него одни колебания, недоумения, вопросы без ответов; все вещи у него не на своем месте, и ходит он впотьмах, ощупью. Простой же ум все ясно видит: всякая вещь у него имеет свой определенный характер, словом Божиим определенный, потому всякой вещи у него свое место, и он точно знает, как себя в отношении к чему держать, – ходит, значит, по дорогам открытым, видным, с полною уверенностью, что они ведут к настоящей цели.
"Портал Азбука.ру"