Неделя 4-я по Пятидесятнице. День памяти святителя Феофана Затворника.
Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре, / писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси / и всем верным путь ко спасению указал еси, // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Тропарь святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 8
Святитель Феофан Затворник (1815–1894)
Дни памяти: 10(23) января , 16(29) июня (Перенесение мощей)
В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января (или 8) января 1815 года в семье священнослужителя. Получил образование в Ливенском духовном училище, в 1829 году отправлен в Орловскую Духовную Семинарию, а затем в Киевскую Духовную Академию. Там он и был пострижен в монахи 15 февраля 1841 года. Спустя полтора месяца был поставлен во диакона, а 7 апреля во пресвитера.
В конце следующего года направлен на должность инспектора Новгородской Семинарии, в 1845 году стал помощником инспектора Санкт-Петербургской Духовной Академии, но в следующем году подал прошение об отставке.
В 1847 году назначен членом русской духовной миссии в Иерусалиме, где пребывал до начала Крымской войны. Вернувшись на родину, преподавал в Санкт-Петербургской Академии. 15 сентября 1855 года стал ректором Олонецкой Семинарии, но меньше чем через год стал настоятелем посольской церкви в Константинополе.
13 июня 1857 года становится ректором Санкт-Петербургской Академии, а еще через три года поставлен во епископы. Был правящим архиереем Тамбова и Владимира, но в 1866 году подал прошение об уходе на покой в Вышенскую пустынь, где ушел в затвор через шесть лет. Там он вел обширную переписку, отвечая всем ищущим от него совета и утешения, до своей смерти в 1894 году.
МР3 файл. Продолжительность 7:24. Объем 10.1 МВ.
Иерей Михаил Овсянников
29 июня 2014 года.
Труды святителя
- Истолкование молитвы Господней "Отче наш" словами Святых отцов.
- Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться.
- Наставления в духовной жизни (Выдержки из писем).
Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия (святитель Феофан Затворник).
Неделя третья по Пятидесятнице
(Рим.5:1–10; Мф.6:22–33)
«Если око твое будет чисто, то все тело твое будете светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф.6:22–23). Оком называется здесь ум, а телом весь состав души. Таким образом, когда ум прост, тогда в душе светло; когда же ум лукав, тогда в душе темно. Что такое ум простой и ум лукавый? Ум простой тот, который принимает все, как написано в слове Божием, и несомненно убежден, что все так и есть, как написано: никакого хитроумия, никаких колебаний и раздумья нет в нем. Ум лукавый тот, который приступает к слову Божию с лукавством, хитрым совопросничеством и подыскиваниями. Он не может прямо верить, но подводит слово Божие под свои умствования. Он приступает к нему не как ученик, а как судия и критик, чтоб попытать, что-то оно говорит, и потом или поглумиться или свысока сказать: «да, это не худо». У такого ума нет твердых положений, потому что слову Божию, очевидно, он не верит, а свои умствования всегда неустойчивы: ныне так, завтра иначе. Оттого у него одни колебания, недоумения, вопросы без ответов; все вещи у него не на своем месте, и ходит он впотьмах, ощупью. Простой же ум все ясно видит: всякая вещь у него имеет свой определенный характер, словом Божиим определенный, потому всякой вещи у него свое место, и он точно знает, как себя в отношении к чему держать, – ходит, значит, по дорогам открытым, видным, с полною уверенностью, что они ведут к настоящей цели.
"Портал Азбука.ру"