Вы здесь

С началом Петровского поста!

Пост равен утончению. Нормальный, зоологический, благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идёт духовное его наполнение.
о.А.Ельчанинов

Не так давно закончился Великий Пост, остались позади Пасха, Вознесение и Пятидесятница. И вот снова начинается пост. Если посмотреть православный календарь, окажется, что большая часть дней в году постные. Почему так?

Воздержание есть непременное условие совершенствования человеческой личности. Например, чтобы достичь высоких результатов и одержать победу в соревновании, спортсмен вынужден накладывать на себя значительные ограничения. Так же и для того, чтобы получить хорошее образование, стать ученым и получить хорошую профессию нужно от многого отказаться! Любое человеческое достижение требует воздержания, самоограничения, концентрации сил. И если этот закон действует в светской жизни, то насколько же он важен в жизни духовной! Мы способны достигать целей тогда, когда умеем ограничивать самих себя. И тем более воздержание необходимо в деле духовного совершенствования души и служении Богу.

При этом важно понимать, что время поста – это не только время ограничения в пище, но и время особых волевых усилий души. Во время поста наша воля тренируется к вырабатыванию добродетелей, особенно — незлобивости, кротости, смирения. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоре-нением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супру-жеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора.

О Петровском посте

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия (Деян. 13:3).

По словам святителя Иоанна Златоуста «пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных... тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились».

Кроме того, Петров пост следует за днем Пятидесятницы – Праздником, когда в пятидесятый день после Своего Воскресения и в десятый день по вознесении Своем Господь, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов. Благодать Святого Духа получили и мы и чтобы не расточить и сохранить ее необходимо воздержание.

 «После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. Лев Великий… Этот обычай необходимо, усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым. При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви». Далее святитель Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста».

А Святитель Афанасий Великий напрямую связывал несоблюдение поста с постигшими людей в его время бедствиями.

Утверждение Петровского поста также связано с событиями, которые произошли в Константинополе. Когда в столице империи освятили храм во имя апостолов Петра и Павла (в день их памяти), их праздник стал отмечаться с особой торжественностью. И предшествующий ему пост воспринимался не только как время сохранения духовной чистоты и наполненности после Пятидесятницы, но и как подготовка к празднику.

Сколько длится Петров пост

     Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается после недели Пятидесятницы, и заканчивается 12 июля (29 июня по ст. стилю), если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.

     Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.

     Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Как питаться и как себя вести в Петровский пост

Петровский пост всегда выпадает на летние месяцы. Лето – это период отпусков. Тем не менее, даже на отдыхе, мы не должны забывать, что мы христиане и соответственно нужно понести посильную меру воздержания. Ведь именно постом и испытывается наша ревность и любовь к Богу и Матери-Церкви. Что же нужно делать постом?

*   Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница (Великий пост): во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня – по понедельникам, средам и пятницам – воздерживаться от рыбы, вина и масла. Но если на эти дни выпадают храмовые праздники и дни великих святых, то уставом разрешается рыба. В остальные дни также разрешается вкушение рыбы.

*       Однако воздержание от животной пищи (мяса, масла, сыра, яиц и др.) без духовной составляющей совершенно бесполезно. В таком его понимании самыми большими постниками являются демоны: они вообще не едят и не пьют. Духовная сторона поста и состоит в том, чтобы мы весь наш постный подвиг сосредоточили на Боге, на молитве и в целом на духовной жизни.

*       Прежде всего, Петровым Постом надо чаще ходить в храм и участвовать в богослужении. В первую очередь – это субботние и воскресные службы.

*       В течение Поста необходимо, чтобы хоть один день был посвящен Таинствам Исповеди и Причащения. Эти Таинства являются основой и стержнем духовной жизни.

*       Постом у нас особенно должно присутствовать регулярное молитвенное правило, чтение Священного Писания и духовных книг.

*       Каждый человек должен сам определить, что разрушает его внутренний мир, что мешает духовному деланию, и взять под контроль эту сторону жизни.

*       Если человек по состоянию здоровья не может понести всю меру воздержания, то он должен взять благословение у священника на послабление поста. При этом важно понимать, то духовный пост, связанный с отказом от развлечений и борьбой с грехом никаких послаблений иметь не может.

Вступая на поприще поста, будем помнить завет преподобного Иоанна Кассиана Римлянина: «Первой нам надо попрать похоть чревоугодия, – и ум свой утончит не только постами, но и бдениями, а также чтением и непрестанным сокрушением сердца».