Житие прмч. Арсении Сергиевской
Даты:
О большинстве подвижников благочестия и мучеников XX столетия наше бесписьменное церковное предание сохранило лишь немногие сведения, а об иных – и совсем скудные, как, например, о нашей следующей героине – игуменье Шуйского монастыря Арсении, праведность которой как подвижницы и исповедницы Христовой уже прижизненно не вызывала сомнений. Она была из тех, в ком мир узнает истинных учеников Христовых. Игумения Арсения (в миру Анна Гавриловна Добронравова) родилась в 1879 г. в селе Шегодском Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии в семье священника Гавриила Добронравова. Окончив епархиальное училище, Анна в 1903 г. поступила учительницей в детский приют при Шуйском Воскресенском Феодоровском монастыре. В ee обязанности входило учить девочек грамоте и рукоделию. В этом монастыре она вскоре и приняла постриг с именем Арсения. В начале XX в. игуменией монастыря была матушка София, после нее – матушка Афанасия, после смерти которой сестры в 1915 г. избрали игуменией мать Арсению. Усердная последовательница учения святых отцов о молитве и подвижнической жизни, она шла в горнюю страну долгим путем смирения и самоукорения, почитая себя ниже всех. Из современных церковных учителей она более всех пользовалась советами епископа Игнатия Брянчанинова. Уже достигнув большой духовной высоты, игумения Арсения и тогда почитала себя ниже всех, часто спрашивала совета у тех, кто далеко не достиг той чистоты сердца и просветленности разума, которые были обретены ею.
Ризу христианского смирения, удобно закрывавшую ее от многих стрел лукавого, она не оставляла до конца жизни, до самой кончины почитая себя хуже всех. В монастыре она вела тихий, уединенный образ жизни; была усердным делателем Иисусовой молитвы, пользуясь в прохождении трудного и многоскорбного иноческого пути советами святых отцов, книги которых внимательно и молитвенно изучала.
…Наступили новые времена, к власти в России пришли люди, утверждавшие новую веру, - безбожие. Большевики распорядились закрыть монастырь, но затем вдруг передумали и позволили не закрывать с тем, однако, чтобы монахини обязательно работали в совхозе. Странно это было для сестер, но директор совхоза Иван Иванович Озарин, будучи человеком порядочным, уговорил их принять предложение. «Матушки, - говорил он, - не расстраивайтесь, идите ко мне все, я всем буду платить, а работать из вас будут только те, кто может, кому будет по силам». Насельницы, которых было тогда триста тридцать человек, согласились. Жили в монастыре, работать ходили в совхоз, но по праздникам не работали, пребывая на молитве в церкви. В общем, все осталось по-старому, за исключением того, что теперь плодами сельскохозяйственных трудов пользовался не монастырь, а совхоз, который платил монахиням за труд. Мать Арсения по-прежнему осталась игуменией, и Озарин никого из насельниц не ставил на работу, не испросив у нее предварительно согласия. Это было особенно важно в тех случаях, когда намечался постриг, так как, по правилам монастыря, новопостриженные не выходили из церкви сорок дней. Другим строго соблюдавшимся правилом было то, что в мантию постригали только после сорока лет. Молитвами праведной игумении десять лет прожили насельницы безмятежно среди бушующих вод безбожия. Но в 1929 г. власти прислали распоряжение о закрытии монастыря и недопущении церковных служб и иноческой жизни ни под каким видом. Директор совхоза, не желая принимать участия в разорении монастыря и создании крепостных колхозов, уволился и уехал из области. Монастырь вскоре закрыли… А в апреле 1932 г. грянула новая беда: игумения Арсения была арестована; ее обвинили в том, что она «проводила среди населения ... агитацию, используя главным образом церковь, призывала к противодействиям...» Виновной себя мать Арсения ни в чем не признала. В октябре Особое Совещание ОГПУ приговорило ее к трем годам ссылки в Казахстан. Первое время игумения жила в Алме-Ате, а затем была сослана в г. Каркалинск. Здесь она приняла схиму с именем Фома. По окончании срока ссылки в 1935 г. игумения приехала во Владимир и здесь в конце 1938 г. снова была арестована; ее обвинили в том, что она «являлась активной участницей контрреволюционной организации духовенства и монашества». В тюрьме матушка тяжело заболела, и с начала января следствие было приостановлено…
Игумения Арсения умерла 23 января 1939 г. в больнице при Ивановской тюрьме №1. В медицинском заключении написано: «Смерть последовала вследствие падения сердечной деятельности на почве ... полного истощения организма». По свидетельству монахини Серафимы (Булгаковой), на следующую ночь после кончины игумении женщине, находившейся с ней в одной камере до того, как матушку Арсению перевели в тюремную больницу, было во сне сказано: «Какой у вас здесь на земле беспорядок, а у нас мощи матушки Арсении в таком почете находятся!..».
Целью и смыслом жизни для преподобномученицы игумении Арсении были следующие слова святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского: «Страдальческой была земная жизнь Богочеловека, окончилась она страдальческой кончиной. Вслед за Господом прошли в блаженную вечность все святые, прошли путем тесным и прискорбным, отрицаясь от славы и наслаждений мира, обуздывая плотские пожелания подвигами, распиная дух на Кресте Христовом, который составляет собой для падшего человеческого духа заповеди Евангелия, подвергаясь различным лишениям, гонимые духами злобными, гонимые своею братией - человеками. Последуем Христу и сонму святых, шествовавшему за Ним! Богочеловек Собою очищение сотворив грехов наших, седе одесную престола величествия на высоких. Туда призывает Он последователей Своих: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие…»
Преподобномученица Арсения, в схимне Фома, игумения Сергиевская, прославлена юбилейным Архиерейским Собором 2000 г. в славном сонме новомучеников и исповедников Российских и ныне предстательствует о нас пред Престолом Божиим, испрашивая нам прощение грехов и утешение в болезнех и скорбях.
Память преподобномученице отмечается 10(23) января.
Автор жития: игумен Дамаскин (Орловский), сайт: www.fond.ru, новомученики.рф.
Святые:
Гимнография: