Толкование паремий на Святое Богоявление.
Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля — в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша. И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся. Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.
Пророк Исаия говорит о пустыне, которая призвана возвеселиться, так как пустыня жаждущая — это образ и народа, еще не знающего Бога, но стремящегося узнать, и каждой души, которая жаждет истины. Придет время (а оно пришло с явлением Христа на земле), когда будет явлена от Бога сила, как обильные потоки воды, от которых иссохшая земля превратится в сад. Это и образ Церкви, которой Бог даст расцвести, как плодородная долина Иордана, как богатые разнообразной растительностью горы Ливана и Кармила. Если прежде честь быть народом Божиим принадлежала Израилю, то со времени рождения Господа на земле преимущества богоизбранного народа перешли к Церкви Христовой. Пророк сразу же после слов о радости, которой напоится, как потоками, измученная жаждой пустыня, обращается ко всем, чьи руки и колени дрожат от усталости и страха: «будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш». В этом уверении — источник надежд и самой жизни. Пророчество об исцелении слепых, хромых, глухих относится не столько к явным чудесам, которые творились у всех на глазах во время земной жизни Спасителя, сколько к духовному состоянию. Без просвещения от Бога и народ, и каждый человек глух, слеп и нем, живя во мраке заблуждения. Когда благодать Св. Духа коснется души, тогда земля ее, как пустыня, напоенная реками, произрастит обильную зелень и будет звенеть от пения птиц. Церковь Божия будет большой дорогой, которая приведет даже неопытных к будущему блаженству. Конечно, полнота блаженства возможна лишь в Царстве Небесном, но и на земле предвкушение мира, безопасности и радости о Господе даруется верным благодатью Св. Духа.
Паремия эта читается на первом часе потому, что пророческие вдохновенные призывы видеть в благодати Св. Духа источник исцеления, жизни, блаженства раскрывают глубину богоявления: Господь, явившись миру, открывает силу животворной благодати Св. Духа и участие в обновлении жизни Своего Небесного Отца. Еще только предощущая богоявление, пророк радуется и зовет всех распрямиться, ободриться, надеяться: есть чего ждать!
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как вўолну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.
На третьем часе читается обращение пророка Исаии: «Омойтесь, очиститесь». Он говорит здесь не об одних только внешних недостатках, но, главное, делает ударение на лукавстве. Оно-то более всего мешает человеку хранить чистоту. Желающему очищения ясно говорится: научитесь делать добро как явное выражение своей неприязни к лукавству. Добро на деле от чистого сердца — вот что хочет видеть Бог у приходящих к Нему. И если мешают этому прежние грехи и привычки, то покаяние привлечет милость Божию. Тогда душа очистится, как очищается от грязи вымытая шерсть. Кто послушает Господа, тот будет жить в мире, кто не захочет слушать, — попадет во власть нечестивых, не знающих милости.
Эти слова пророка Исаии, читаемые на часах праздника Богоявления, открывают нам буквальное их исполнение во время крещения Господа и прообразуют таинство крещения в Церкви. Им омываются грехи и им входит человек в общение с Богом через Церковь Христову.
И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, — да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев.
Здесь словами пророка Исаии призываются все на источники веселия, чтобы почерпнуть «воду спасения». Эта вода — благодать Св. Духа, утоляющая жажду истины. Она укрепляет волю на борьбу с искушениями, освещает, утешает, низводит душам мир Христов. Призывая радоваться, пророк указывает на главную причину радости — присутствие Божие среди верных Ему. Общение с Богом всей Церкви и каждого человека хранит его от всех врагов и душу украшает доступной полнотой блаженства.
Эта паремия шестого часа навечерия Богоявления имеет отношение к освящению воды в этот день. Вода, освященная в этот праздник, становится проводником Св. Духа — «Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия» (из стихиры праздника).
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.
Снова, как и на Рождество, звучат слова Бытия о творении неба и земли, так как творение и искупление сходятся в одном: заново творится новый человек, оживает древний образ, которым Бог одарил человека. Дух Божий, вдохнувший жизнь в мировой океан, снова делает воды крещения очистительным средством.
И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше; Я же ожесточу сердце [фараона и всех] Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его; и узнают [все] Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его. И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились вўоды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: вўоды же были им стеною по правую и по левую сторону. Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу [воде]. Так потопил Господь Египтян среди моря. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них. А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды [были] им стеною по правую и [стеною] по левую сторону.
В строках Исхода голос Божий обращен к Моисею. Тот молился Богу в душе и услышал повеление всем израильтянам собираться в путь. Моисею нужен жезл, чтобы силой Божией могли воды моря обнажить дно, пропустить израильтян и сомкнуться снова над головами египтян.
И здесь вода как проводник силы Божией.
И повел Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды. Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому [месту] имя: Мерра*. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? [Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его. И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь [Бог твой], целитель твой. И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах. И двинулись из Елима, и пришло все общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем.
Снова Исход обращает наше внимание на страждущих от жажды израильтян в пустыне. Горькие воды Мерры не утоляли жажды, и израильтяне роптали на Моисея. Горечь Мерры Он — Господь — усладил древом, повелев Моисею опустить его в ее воды. Образ этот всегда прообразует крест (потому читается и на Воздвижение Креста Христова), а в праздник Богоявления напоминает о силе Божией, крестом преобразующей горечь в сладость во всех отношениях. Для древних израильтян — в явном чуде, давшем возможность пить в пустыне, для новозаветных христиан — и в утолении жажды духовной, и в освящении земли и всего живущего благодатной силой свыше через благословение крестом воды в день Богоявления.
Когда Господь сказал Иисусу: в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех [сынов] Израиля, дабы они узнали, что как Я был с Моисеем, так буду и с тобою; а ты дай повеление священникам, несущим ковчег завета, и скажи: как только войдете в воды Иордана, остановитесь в Иордане. Лишь только несущие ковчег [завета Господня] вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана — Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы, — вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла. И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все [сыны] Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан.
В книге пророка Иисуса Навина звучат слова Бога, обращенные к Иисусу, призванному заменить скончавшегося Моисея. В последние дни жизни Моисея (Чис. XXXIII, 49) израильтяне остановились восточнее нижнего течения Иордана. Здесь, спустя 30 дней с момента смерти Моисея, Иисус Навин получил повеление стать вождем народа. Бог обещал быть с Иисусом, как прежде был с Моисеем. Он повелел священникам, несшим ковчег Завета, двинуться к Иордану. В повелении этом указывалось, что священникам надо подойти так близко к берегу, чтобы ноги омочить, не дальше. И вот волны реки (а дело было весной, когда таяли снега на вершине горы Ермона, и Иордан был особенно полноводным) «огустеша», то есть на каком-то расстоянии от переправы остановились стеной, а та вода, что бежала до мгновения, указанного Богом, успела влиться в воды Мертвого моря. Обнажилось дно, и все шли руслом около12 часов. Священники стояли среди Иордана с ковчегом, пока не перешел весь народ. Наконец и они вышли на другой берег, и воды Иордана хлынули в свое русло так стремительно, что поднялся уровень их выше обычного, затопляя берега. К этому времени (это перед Пасхой) обычно поспевает у них пшеница, и ее приносят в храм на второй день Пасхи как благодарность Богу за новый урожай. Время это самое неподходящее для такого путешествия. Переплыть Иордан во время его разлива можно, как и сделали разведчики, посланные в Иерихон, но всему народу перейти вброд нельзя (ведь еще и скот вели). Это было явное чудо. Иудеев оно убеждало в истине, которой издавна жили их отцы: Бог хранит Израиль, бережет Свой народ и верен ему. Хананеев это чудо убеждало в том, что никакая их крепость (хотя бы и Иерихон) не устоит, если у израильтян Бог творит такие чудеса.
Эти строки о переходе Иордана еще в Ветхом Завете обращают наше внимание на эту реку, ставшую в жизни Спасителя купелью Его крещения.
Как в древности Иисус Навин принял свое назначение и в чудесном переходе через Иордан увидел подтверждение обетования Божия быть с ним, так и в новозаветные времена Иордан слышал голос Отца Небесного, который засвидетельствовал перед всеми посланничество Сына Своего для спасения мира.
И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли оба. Пятьдесят человек из сынов пророческих пошли и стали вдали напротив их, а они оба стояли у Иордана. И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху. Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, чтўо сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей.
Снова книга Царств ведет нас к Иордану, где должно совершаться чудо вознесения пророка Илии. Он не хотел иметь свидетелей, но не знал, что и Елисей, и ученики пророческие (это учащиеся особой школы, которая готовила служителей храма, наставников веры) знали о предстоящем «огненном восхождении» проp. Илии. Илия сложил свою милоть так, что она получила форму удлиненного свертка и им, как прежде Моисей, «поразил» воды Иордана. Вода расступилась, и Илия с Елисеем прошли «по суху» на другой берег. Пока еще было какое-то время у Илии, он предложил Елисею просить у него что-нибудь на память. Елисей просит благодати пророчества и чудотворений в сугубой мере. Илия был удивлен и задумался: разве от него зависят дары Божии? Здесь стоит остановиться и подумать. Кажется, что просить об этом нескромно. Что же — честолюбие движет Елисеем, если он хочет иметь от Бога даров больше, чем Илия, не говоря об «учениках пророческих»?
Епископ Виссарион (Нечаев) считает, что нет. Елисей ревнует о славе Божией. Он хочет сделать для этого как можно больше и сознает, что своих сил мало, и потому нужно так много от Бога. Илия знал, вероятно, что именно таков характер его просьбы и не обличал в нем никаких других побуждений. Он обещал просить Бога об этом, а исполнить — дело Божие. Однако если Бог откроет ему способ восхождения, то и даст по его желанию. Пока они говорили, вихрем огненным, похожим на колесницу с конями, взят был Илия на небо. Разлука с учителем, каким был Илия для Елисея, так его огорчила, что Елисей разорвал свою одежду. Последним подарком Илии была упавшая его милоть. Елисей принял ее как знак исполнения обещанного. Ученики получили свидетельство того, что Елисей заменит им проp. Илию. Елисей спешит удостовериться в случившемся и ударяет милотью Илии по водам Иордана. Тот течет как прежде. Чуда не произошло. Почему? Вероятно потому, что Елисей связал в своем сознании силу Божию с предметом, забыв про Источник всех даров. Что это так, мы можем судить по обращению к Богу, с каким Елисей тут же воззвал: «Где Ты, Господи?» Этим он просил Бога явить ему знамение Своей близости. Еврейское слово «апфо», не переведенное греческими и славянскими переводчиками, означает труднопонимаемое состояние обращения к Богу из самых сердечных глубин (некоторые толкуют его как «сокровенный», что общего характера понимания не меняет). Помолившись, Елисей ударяет по водам второй раз и переходит Иордан по дну на другой берег.
В навечерие Крещения вспомнить об этом призывает Церковь для того, чтобы увидеть прообраз другого чуда: явление в крещаемом на Иордане Спасителя мира, Который открывает всем новый путь ко спасению — путь веры в Него и исполнения Его заповедей, так как от дел закона не будет оправдана ни одна душа.
И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист». И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился.
Книга Царств продолжает нам повествовать о Елисее, ставшем уже известным всем пророком. О нем услышал Нееман, знаменитый военачальник Сирийского царя. Он заболел проказой. У его жены служанка была из пленных израильтянок. Она слышала о пророке Елисее, который был в Самарии, и советовала (через жену, скорее всего) военачальнику обратиться к нему, чтобы получить исцеление. Царь отпустил Неемана к царю Израиля с письмом, где требовал исцеления Неемана. Царь Израиля возмутился, сказав, что он не Бог, а в письме увидел повод к войне с Сирийским царем. Узнав об этом, Елисей просил передать царю, чтобы он направил к нему Неемана — пусть знает, что есть пророк у Израиля.
Нееман явился с колесницами и всадниками и остановился около дома Елисея. Он не вошел в дом, уважая обычай страны, где запрещалось прокаженным общение со здоровыми. Ждал он, что Елисей выйдет к нему сам, но Елисей только передал ему, что надо пойти на Иордан, семь раз окунуться — и он будет здоров. Нееман обиделся, решив, что пророк просто предлагает ему «водные процедуры». Он хотел, чтобы пророк вышел, торжественно помолился своему Богу, и проказу «как рукой снял». А он посылает его окунуться в какой-то реке, будто в Дамаске нет рек лучше Иордана. Если б водой можно было вылечить проказу, то дома у него вода рядом. Очень обиженный, Нееман повернул свою колесницу, совсем не намереваясь искать какой-то Иордан. По дороге слуги его стали уговаривать послушаться пророка, тем более, что не такое уж трудное задание дал он. Главное — выздороветь. Слуги считали, что Бог говорит через пророка. Бог и творит чудеса, а не вода. Послушание Его повелению даст Богу место действовать. Нееман покорился. Погрузившись семь раз в Иордан, вышел очистившимся.
Читается эта паремия в праздник Крещения для того, чтобы очищение Неемана воспринималось как прообраз крещения, очищающего от всякой греховной скверны.
А Иаков пошел путем своим. [И, взглянув, увидел ополчение Божие ополчившееся.] И встретили его Ангелы Божии. Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим. И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом, и приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне; и есть у меня волы и ослы и мелкий скот, и рабы и рабыни; и я послал известить о себе господина моего [Исава], дабы приобрести [рабу твоему] благоволение пред очами твоими. И возвратились вестники к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек. Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана. И сказал [Иаков]: если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись. И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи [Боже], сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе! Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана.
Строки книги Бытия возвращают нас к праотцам. Иаков убежал в Месопотамию, боясь мести брата (которого он обманул, хитростью получив вместо него благословение отца), грозившего его убить. Через двадцать лет он возвращается, но память об угрозе не дает ему покоя. Господь успокаивает его, посылая полк Ангелов. Их увидел Иаков в виде воинов и испугался. Позднее на этом месте возникло поселение, названное «полки» (по-еврейски Маханаим). Иаков послал брату посольство, чтобы мирно пройти в землю, доставшуюся ему после смерти отца. На миролюбие брата своего он не надеялся. Посланные им должны были успокоить Исава и свидетельствовать о добрых отношениях Иакова к брату и о его бескорыстии (он не покушался на имение родителей, даже на часть, ему положенную). За прошедшие годы он приобрел все нужное, а о владении Ханаанском сейчас не думает, оставляя это потомкам. Посланные вернулись с вестью, что Исав вышел брату навстречу, взяв 400 мужей. Зачем ему нужно было брать эту армию (к тому же вооруженную)? Был ли злой умысел у Исава, или он хотел похвастаться силами, или готовился завоевать землю, которую считал своей по праву? Как бы то ни было, Иаков испугался. Он разделил все и всех, кто его сопровождал, на две части. Одну спрятал, другую выставил. Если не миновать столкновения, то хоть кто-то спасется бегством. Распорядившись так, он стал молиться. В молитве он говорил Богу, что всем доволен и за все благодарен: убежал от брата с одним посохом, а теперь возвращается во главе большого семейства, имея много рабов и скота. Поблагодарив Бога, он выражает надежду на Его заступление. Последние строчки этой паремии напоминают об Иордане — отправной точке в жизни праотца Иакова. Здесь он начал новую жизнь — странника, спасающегося от неприятностей и имеющего одну надежду на милость Божию.
Потому и читается это в праздник Крещения, что вспоминается Иордан — место многих удивительных и славных явлений силы Божией в истории избранного народа. Иордан и в жизни Спасителя был местом, где Отцом Небесным изречено благоволение и призыв всех слушаться Его Сына, Который сразу после крещения вышел на проповедь.
И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей. И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца. Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его. И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла ему имя Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его.
Строки Исхода говорят нам о Моисее. Он родился в 135 году, если считать от времени поселения евреев в Египте, спустя 350 лет после обетования Аврааму земли Ханаанской. В это время фараон издал закон, повелевающий уничтожать еврейских мальчиков при рождении, потому что фараон боялся увеличения численности евреев. Мать и отец скрывали Моисея три месяца, больше не могли, так как каждый квартал были обыски, и за нарушение закона могли египтяне уничтожить всю семью. Мать младенца решила сделать все, чтобы сохранить ему жизнь. Заранее приготовив корзинку и просмолив ее, чтобы вода не проходила, поместила ее в зарослях тростника, где была купальня дочери фараона. Сестра его была в числе служанок ее, знала излюбленное место купанья. Решили оставить там маленького Моисея. Рабыни сопровождали царевну и наблюдали, чтобы ей не мешали. Плач младенца привлек внимание царевны, она поняла, что младенца хотят спасти, он ей понравился, и она решила взять его. Сестра его Мариам, как бы случайно привлеченная общим любопытством, предложила царевне найти младенцу кормилицу из евреек, так как ни одна египтянка не стала бы кормить младенца, принадлежавшего к народу, которым гнушались египтяне как нечистым. Царевна согласилась, и младенца отдали матери его. Теперь мать спокойно растила сына, даже получая за это плату, но растила для дочери фараона. Еврейки кормили детей грудным молоком до трех лет. Конечно, мать Моисея старалась сделать все, чтобы в душе ее сына запечатлелось понятие о Боге отцов. Когда пришло время возвращать его царевне, мать представила сына дочери фараона. Та усыновила приемыша, и как знак выражения законного оформления назвала Моисеем, то есть по-египетски взятым от воды, извлеченным из воды. Как мог ее отец, издавший закон об уничтожении еврейских мальчиков, стерпеть, чтобы его дочь взяла в свой дом на воспитание одного из них? Видимо, он любил свою дочь, и его любовь умеряла даже деспотизм и ненависть к чужестранцам — евреям, которых египтяне презирали. Любовь оставляла любимой свободу. Конечно, при дворе фараона его научили всему, чем славилась культура Египта. Нельзя ни утверждать, ни отрицать его возможности общаться с родственниками или кем-то еще из родного народа. Можно предполагать, что придворная жизнь не удовлетворяла его. Он разорвал с ней, оставив великолепие дворца, обеспеченность, беззаботную жизнь вельможи, чтобы быть со своим народом, угнетенным, измученным, терпящим нескончаемые притеснения, не всегда способным сопротивляться и даже желать освобождения.
На Крещение это читается потому, что Церковь часто принимает ветхозаветные события как прообраз. Здесь спасение от неминуемой смерти младенец получил в воде. Так и в Hовозаветной Церкви спасение и начало новой жизни вечной, духовной, каждый христианин получает в купели крещения.
И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот, я расстелю здесь на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды. И сказал Гедеон Богу: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса.
Теперь мы слышим о Гедеоне, призванном избавить Израиль от притеснений мадиамлян. Враги собрались, объединившись с кочевниками, перешли Иордан, расположились в ожидании решительной битвы. Гедеон протрубил сбор, объединил воинов различных колен, но до выступления против врагов просил у Бога знамения. Он даже вполне определенно высказался, чего хочет. Он просил, чтобы Бог послал росу на его руно, а остальная земля, все вокруг, пусть будет сухим. Утром выжали намокшую от росы шерсть и набрали полный сосуд воды. Опять молится Гедеон и просит у Бога знамения: пусть кругом будет роса, а его руно останется сухим. И было так. Почему он упорно просил у Бога уверения? Потому что он всегда был на последнем месте в своем роде, в своей семье. Неожиданно ему поручили такое серьезное и ответственное дело. Отступать некуда. Ему нужно утвердиться в вере в то, что Бог поможет ему. Кстати роса, которая должна была являть благоволение Божие, издавна считалась знаком милости Божией, так как в этих краях мало бывает дождей, и потому на росу надеются, ее ждут, ей радуются, от нее зависит урожай.
На Крещение эта паремия читается потому, что опять же вода (здесь роса) являет миру целительную силу благодеяний Божиих. С момента крещения Спасителя благодать Св. Духа как роса оживляет души, увядшие от зноя страстей.
Тогда Илия сказал всему народу: подойдите ко мне. И подошел весь народ к нему. Он восстановил разрушенный жертвенник Господень. И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова, которому Господь сказал так: Израиль будет имя твое. И построил из сих камней жертвенник во имя Господа, и сделал вокруг жертвенника ров, вместимостью в две саты зерен, и положил дрова [на жертвенник], и рассек тельца, и возложил его на дрова, и сказал: наполните четыре ведра воды и выливайте на всесожигаемую жертву и на дрова. [И сделали так.] Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте то же в третий раз. И сделали в третий раз, и вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою. Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк [и воззвал на небо] и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! [Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне!] Да познают в сей день [люди сии], что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе]. И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!
Эта паремия возводит нас на гору Кармил. Здесь пророк Илия сложил из 12 камней жертвенник, окопал его так, чтобы устроить что-то похожее на бассейн («сотвори море»). Ему нужно много воды. Нужно как свидетельство того, что Бог даст ему по молитве огонь, такой могущественный, который не угаснет от воды. Слабая искорка и без огня угаснет, а огонь, сводимый с неба Илией, уничтожит все вокруг: жертву, дрова, камни, землю и эту воду. Зачем ему все это? Чтобы воодушевить явным и страшным чудом народ, совращенный служителями Ваала в идолопоклонство. Паремия эта читается в праздник Крещения потому, что огонь, испрошенный у Бога пророком, был прообразом действия Св. Духа, явленного Богом на Иордане в момент крещения. Современников Илии надо было обратить к «Богу крепкому, живому», а бывшим на Иордане действием Духа Святого открывался Спаситель мира, Христос.
И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал.
Теперь мы переносимся в Иерихон времен пророка Елисея. По вознесении Илии Елисей остановился в Иерихоне. Жители этого города сказали ему, что всем хорош он: и климатом, и растительностью (Иерихон в переводе — «город пальм»), и плодородием земли, только вода «зла». Это выражалось в том, что одни от нее болели сами, другие переживали за заpаженных ею детей. Дети рождались слабыми, много болели, иногда умирали или даже рождались мертвыми. Елисей просил принести ему новый водонос и соли. Именем Божиим благословил Елисей источник, всыпав в него соль. С тех пор все изменилось, жаловаться было не на что.
На Крещение эта паремия читается потому, что в этот день освящаемой воде испрашивается благодать исцеления душ и телес, как и Елисей просил воде иерихонского источника.
(LV, 1—13)
Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, — и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам. Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святаго Израилева, ибо Он прославил тебя. Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое.
Пророк Исаия зовет всех идти на воду. Здесь — это образ благодати Св. Духа. Как вода, она утоляет жажду истины, освежает, укрепляет, ободряет человека. Укрепляет не только физические силы, но и волю на борьбу с грехом.
Дальше предлагается купить и тем, у кого нет денег. Что можно купить без денег и можно ли купить благодать Божию за деньги? Конечно же, благодать Божия не продается и не покупается, но это не значит, что дается она даром. Даром полученное, как правило, не ценится. Поэтому здесь говорится о цене, но не серебром исчисляемой. Цена благодати определяется верой. Жаждать просвещения свыше может только верующий, как и осознавать свое духовное бессилие. Упоминаемое здесь вино — образ духовного радования, а «тук» — символ изобилия даров Божиих. Блаж. Иероним видит в нем указание на евхаристию как совершеннейший и лучший из даров Божиих.
Далее, пророк говорит о том, что вера, утоляя духовную жажду, делает человека равнодушным к земным благам. Те, кто за счастье считают достижение изобилия всех благ, могут этого добиться (и то не всегда), но, вместе с тем, узнают и глухую тоску, неудовлетворенность. Это закон. Мало душе одних земных благ, нужны и духовные. «Послушайте Мене, и жива будет во благих душа ваша». Это обращение от Лица Божия ко всем народам. В этих словах основание завета. От Бога — обещание жизни во всей полноте, а от человека — доверие и послушание. Свидетель завета «во всех языцех» — Господь , к Которому обратятся и те, кто не знал Его. Тем более Он готов приблизиться к тем, кто ищет Его. Но для этого надо оставить «пути своя», то есть покаяться и переменить жизнь, обратиться к Господу всем сердцем. Если кого-то смущает сомнение: возможно ли человеку грешному, с долголетними немощами получить от Бога прощение и милость, то такому через пророка сказано, что и пути, и мысли у Бога Свои, не такие, как у людей. Поэтому, как дождь или снег с неба не вернется туда, пока не напоит землю, не созреет на ней хлеб, так и слово Божие не пропадет даром, не останется без отклика в душе, не допустит Господь помешать Ему, если искренно обращение к Нему. Когда же в грешной душе рассеется сомнение в милосердии Господа, укрепится вера, тогда все вокруг запоет. Кажется ведь выпущенному из темницы, что вокруг горы и холмы пляшут от радости, а деревья машут ветвями. Как радостная весть возбуждает ревность в восприятии учения Евангелия, так и проповедь Евангелия не прекратится. Будет Имя Господне вечным источником радости, потому что жизнь каждого верующего силой Божией превратится в cад, где кипарис поднимется вместо крапивы и колючих кустарников, так что будет приятно смотреть на цветущую землю там, где была лишь заброшенная пустошь.
Эта паремия читается на освящении воды потому, что вода здесь — образ благодати Св. Духа. Вода, освящаемая в праздник Богоявления, — уже не символ, а проводник этой благодати.
17 января 2004 года