Мясопустная родительская суббота и Неделя о Страшном Суде

МЯСОПУСТНАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

И НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ

                        Неделя о Страшном Суде (или Неделя Мясопустная) – третье из так называемых предуготовительных воскресений перед началом Великого Поста. В такие воскресенья богослужение совершается с использованием Постной Триоди. Постепенно, ее использование увеличиваться, пока во время самого Великого Поста, не станет доминирующим. Постная Триодь не вытесняет полностью Октоих и Минею, однако содержит тропари, стихиры и чтения, которые полностью или частично вытесняют обычные дневные, привнося в богослужение свою тематику. В случае с третьим воскресеньем, использование Триоди переходит и на предшествующий субботний день, который именуется Вселенской Мясопустной Родительской субботой.

                       Наличие поминального дня логически непосредственно связано с тематикой Страшного Суда, которого ожидают все от века усопшие. Можно также связать его по смыслу и со следующим воскресным днем, когда все члены Церкви, примирившись друг с другом, вступают в Великий пост. Прежде чем примириться с живыми, можно «примириться» с усопшими и помолиться о них.

                      После Недели о Страшном Суде, в отличие от предыдущих седмиц, богослужебные особенности, диктуемые Триодью, появляются и на буднях: в среду и пятницу не совершается Литургия, а в службы этих дней обильно вставляются тексты из Триоди. Вместо Литургии совершаются часы, изобразительны после девятого часа, и сразу вечерня. То есть с точки зрения богослужения, эти два дня являются постными, хотя с точки зрения предписываемых продуктов они не отличаются от прочих дней этой седмицы. При этом, на всей седмице уже не полагается употреблять мясо (вопреки названию, в Мясопустные субботу и в воскресенье запрета на мясо нет, он вводится с понедельника), но сохраняется употребление молока. Такие особенности делают последнюю предпостную седмицу несколько двусмысленной.

 

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ МЯСОПУСТНОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ СУББОТЫ

                Служба совершается по Октоиху и Постной Триоди (по ссылке приводится богослужебный текст на церковнославянском языке и его перевод на русский язык). Далее здесь рассматриваются только детали текстов Триоди.

             На вечерне из 6 стихир на «Господи воззвах…» (8 вместе со «Слава…» и «И ныне…») Триодь устанавливает три последних, а так же славник. Все три стихиры содержат своего рода вводные тексты о поминании успоших. Первая начинается словами: «От века мертвых днесь всех…». Что интересно, в текстах, в основном подчеркивается, что прошения касаются тех, кто прожил жизнь чисто, в стремлении к богоугождению. Участь тех, кто погряз в грехах, остается незавидной. Вторая стихира пытается укрупненно перечислить разные категории людей с точки зрения их образа жизни и места смерти: «в пустынях, или во градех, или в мори… цари же, священники, архиереи, монахи и бельцы…». Впоследствии, подобные перечисления, все более подробные, еще будут появляться. Третья стихира подчеркивает: «не ктому смерть обладает умершими благочестно…», т.е. вновь говорится о проживших чистую жизнь, и умерших каким угодно способом. Славник напоминает о тленности всей нашей жизни перед лицом неизбежной смерти. На «И ныне…», обычно для субботнего дня поется догматик из Октоиха того гласа, который установлен на текущей седмице (т.е. повторятеся тот, что пелся в предыдущее воскресенье). Поскольку глас устанавливается на всю седмицу, то суббота – это как раз последний день его использования.

              Вход не совершается а по окончании стихир и пения (или чтения гимна «Свете тихий…», вместо прокимна, произносится специальный заупокйный аллилиарий, основанный на Псалмах 64 и 24.

Аллилуиа заупокойная, глас 8:

Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род:

Стих: Души их/ во благих водворятся.

 

              Часть стихир на стиховне установлены Триодью (на «Слава…» и «И ныне…»). Одна из них содержит обращение к Господу: «Моим началом стало Твое повеление…»

           Утреня содержит выход священнослужителей в центр храма с чтением стихов Псалма 118 («Блажени непорочни…»), чередующихся с пением специальных тропарей и заупокойными ектениями. Эта часть называется парастасом и является основной отличительной особенностью заупокойной утрени. В конце парастаса совершается общее каждение храма пение субботних тропарей по «Непорочных…», по подобию тому как это совершается на Воскресном Всенощном Бдении, однако сами тропари другие, не воскресные.

           Читаемый канон полагается составлять из канона святому храма и специального канона Триоди (содержащего и 2-ю песнь). Далее рассматривается только канон Триоди.

               Первый тропарь первой песни, своего рода вводный: «Все помолимся Христу, творяще память днесь от века мертвых…». Два других содержат пространные напоминания о пределах жизни, находящихся в руках Божиих. Четвертый тропарь перечисляет такие виды исхода из жизни, как утопление, гибель на войне, при землетрясении, разбойном нападении и пожаре. Далее, каждая песнь содержит хотя бы один тропарь, продолжающий это перечисление.

             Во второй песни, во втором тропаре: о погибших в море, на суше, в реках, источниках, озерах, рвах, убитых животными, змеями, птицами.

        В третьей песни, во втором тропаре: о внезапно погибших, ударенных молнией, замерзших, раненых. Третий тропарь именует усопших «переплывшими житейское море». Четвертый тропарь вновь вспоминает о птицах, но на этот раз в контексте того, что не все тела сподобились погребения, чьи-то были утрачены и съедены птицами. Однако, и они будут воскрешены. На «Слава…» (как и в прочих песнях этого канона) содержится Троичен, т.е. тропарь о догмате о Троице. В данном случае употреблено интересное выражение «совокупляю несекомая», т.е. «соединяю несоединяемое».

              По третьей песни произносится обычная малая ектения с седальнами.

            В четвертой песни, в третьем и четвертом тропарях: об успоших в печали и в радости, в неожиданности или сменивших обарз жизни под влиянием веры, в благоденствии или бедах, убитых мечом, упавших с коня, в непогоду, под завалами земли или обрушениями.

              В пятой песни, в третьем тропаре: о погибших в эпидемиях.

        В шестой песни, во втором тропаре: о погибших в результате убийства ядами или зельями, а также от застрявших костей. Четвертый тропарь напоминает о «последней трубе», которую возгласит Ангел. Последний тропарь (на «И ныне…»), традиционно посвященный Богородице, в противоположность всей тематике канона, торжественно напоминает, что от Нее произошел Цвет Жизни, Господь Иисус Христос.

                   По шестой песни произносится заупокойная ектения, поются заупокойные кондак и икос.

                В седьмой песни, во втором тропаре: о усопших в результате ураганов, падений деревьев и обвалов. Четвертый тропарь желает всем усопшим оказаться в лике избранных Христовых. Троичен на «Слава..» вновь содержит необычное слово – «срастворение» (т.е. смешение).

                В восьмой песни: второй тропарь называет Господа «Безвестных и сокровенных Сведетелем», т.е. Ведающим все тайное. В четвертом тропаре поминаются погибшие от различных несчастий, удавления, лягания лошадьми.

По восьмой песни совершается обычное каждение на «Честнейшую…».

                   В девятой песни, во втором и четвертом тропарях упоминаются умершие от Божия прещения (т.е. гнева Божия, как называли грозы и стихийные бедствия), гроз, землетрясений, штормов, отравления ядами, укусов змей, затоптанные конями и повешенные. В противоположность прочим тропарям, заключительный Богородичен называет Господа Пищедавцем (Раздаятелем пищи), Единым Избавителем.

                 Все эти перечисления смертельных случаев призваны подчеркнуть одну мысль: для каждого стремящегося ко Христу нет никаких препятствий в Воскресении, независимо от того, как он погиб, и что случилось с его телом.

                 Стихир на «Хвалитех…» полагается 4 (к ним еще две добавляются на «Слава…» и «И ныне…»), из которых четыре взяты из Триоди. Первая напоминает о временности тела («сосуда плотского»)и его славы. Славник – сравнивает непрочность земного бытия с тенью (в тексте употреблено «сень»).

                Стихиры на стиховне на утрене используют те же стихи из Псалмов 64 и 24, что и на Аллилуиа на вечерне. Сами стихиры берутся из Октоиха, но вновь две последние (на «Слава..» и «И ныне…») – из Триоди. При этом, первая напоминает о происхождении смерти в человеке (т.е. о грехопадении), что сближает ее с тематикой последнего предпостного воскресенья (Недели Адамова изгнания).

                       По «Отче наш» поется обычный блок заупокойных тропарей.

                     На Литургии главной особенностью являются прокимен и аллилуиарий, основанные все на тех же стихах из псалмов, что и Аллилуиа на вечерне, Апостол (1Кор. 10, 23-28, по теме подготовки к Посту и 1Фес. 4, 13-17 по теме усопших), Евангелие (Лк. 21, 8-36 по теме подготовки к Посту и Ин 5, 24-30, по теме усопших). На практике обычно читаются только вторые Апостол и Евангелие.

                        Файл с текстом службы, в котором выделены все упомянутые места, можно открыть здесь (рекомендуется в отдельной вкладке).

 

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ МЯСОПУСТНОЙ НЕДЕЛИ

       Воскресная служба совершается по Октоиху и Постной Триоди (по ссылке приводится богослужебный текст на церковнославянском языке и его перевод на русский язык). Далее здесь рассматриваются только детали текстов Триоди.

               На великой вечерне установлены 10 стихир на «Господи воззвах…» (12 вместе со «Слава…» и «И ныне…»). Из них Триодь устанавливает четыре последних, а также славник. Вторая из стихир Триоди красноречиво изображает происхлдящее перед и во время Страшного Суда («возшумит же юдоль вся страшным скрежетом плача»), а третья напоминает, что опустеют гробы (все воскреснут на Суд). На «И ныне…» поется обычный догматик из Октоиха по текущему гласу.

                   Свои тематические стихиры также установлены Триодью на Литии (на практике практически нигде не совершается) и на стиховне (на «Слава…» и «И ныне…»).

              Утреня до чтения Псалма 50 включительно служится аналогично Неделе о блудном сыне: к полиелейным псалмам добавляется Псалом 136 («на реках Вавилонских»), а прочие части службы (тропари на «Бог Господь», седальны по кафизмам, полиелей, тропари по «Непорочных…», ипакои, степенны и чтение утреннего воскресного Евангелия – как у любого воскресенья. После Псалма 50 вместо поются те же покаянные тропари, что и на предыдущих предпостных службах: «Покаяния отверзи ми двери…», «На спасении стези…», «Множество содеянных мною лютых…».

                 Канон, в общем случае составляется в общем случае из Воскресного и Богородичного Октоиха и собственно канона на притчу о Страшном Суде Триоди. Минея исключается. Далее рассматриваются тропари только канона на притчу.

              Второй тропарь первой песни, содержит слово «срести», что означает «встретить. Речь идет о встрече с Господом на облаках в конце времен (отылка к 1Фес. 4:17). Третий тропарь призывает, однако помнить, что к этому дню надо подготовиться чистым, чтобы избежать наказания.

             По третьей песни произносится ектения и читаются специальные седальны Триоди по теме притчи. При этом, первый седален – тот же, что и в Покаянном каноне Господу Иисусу Христу, который обычно читается перед Причащением. Во втором седальне звучит моление к Господу, где Он сядет судить, не осрамить нас перед Ангелами. В Богородичном седальне Пресвятая Богородица призывается также быть милостивой к людям, легко доступным («удобообстоятельным») к греху.

 

Первый седален, глас 6.

Помышляю день страшный / и плачуся деяний моих лукавых: / како отвещаю Безсмертному Царю, / или коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз? / Благоутробный Отче, Сыне Единородный / и Душе Святый, помилуй мя.

 

              Во втором тропаре четвертой песни говорится, что испытанию на Суде подвергнется каждый, независимо от возраста и звания. А в третьем говорится, что Божий Суд неподвержен ни подкупу, ни лжесвидетельству, ни юридической изворотливости.

              Четвертый тропарь пятой песни повторяет, что всякий, независимо от звания и социального статуса, будет допрошен в равной мере.

                 По шестой песне произносятся ектения и кондак с икосом.

 

Кондак недели о Страшном Суде, глас 1.

Егда приидеши Боже на землю со славою, / и трепещут всяческая: / река же огненная пред судищем влечет, / книги разгибаются, и тайная являются: / тогда избави мя от огня неугасимаго, / и сподоби мя одесную Тебе стати Судие праведнейший.

 

              Второй тропарь седьмой песни повторяет, что Суд Божий неподкупен, а в третьем задается вопрос: «Кто может вытерпеть взгляд Господа?».

            В пятом тропаре восьмой песни содержится прошение от грешника к Господу об облегчении участи и принятии во внимание добродетели и покаяния. По восьмой песни совершается обычное каждение на «Честнейшую…».

            Во втором тропаре девятой песни вспоминается эпизод из книги Исход (Исх. 33:20-23), когда Господь явился перед Моисеем, и какой трепет охватил его тогда. Составитель канона задается, каков же трепет ожидает нас при встрече с Ним на Суде.

          По девятой песне произносятся ектения и обычный ексапостиларий Октоиха (по теме прочитанного воскресного Евангелия), а затем - блок светильнов Триоди.

                  Стихир на «Хвалитех…» полагается 9 (к ним еще две добавляются на «Слава…» и «И ныне…»), из которых четыре взяты из Триоди. При этом, запевы к трем последним берутся из Псалма 9. Вторая стихира красочно изображает грядущий Суд по аналогии с человеческим судом того времени (например, как Ангелы будут обходить мир, разыскивая и доставляя обвиняемых). Третья вспоминает пророка Даниила («Мужа желаний», т.е. человека, угодного Богу, избранного), который удостоился видения Страшного Суда (Дан. 7:9-12). Последняя стихира плавно переносит тематику на предстоящий пост, рассматривая его как главное средство в борьбе с греховностью, и, соответственно, к облегчению своей участи. Она же должна повториться на «Слава…» вместо Евангельской стихиры. На «И ныне…» же поется обычная стихира «Преблагословенна еси…».

                 Служба заканчивается обычным порядком, пением Великого Славословия, одного из двух воскресных тропарей утрени и произнесением ектений. Перед первым часом поется Евангельская стихира, вытесненная со своего места (см. выше), хотя это зачастую пропускается.

               На Литургии никаких специальных особенностей нет, кроме того, что рядовое чтение заменяется тематическим: 1Кор. 8:8 – 9:2) (о различении пищи и соблазне для немощных) и Мф. 25: 31-26 (собственно притча о Страшном Суде). Прокимен и Аллилуиарий особенные, соответственно на основе стихов Псалмов 146 и 9:

 

Прокимен, глас 3:

Вéлий Госпóдь наш и вéлия крéпость Егó, / и рáзума Егó несть числá.

Стих: Хвалите Гóспода, яко благ псалóм, Бóгови нáшему да усладится хвалéние.

Аллилуиа:

Приидите, возрáдуемся Гóсподеви, воскликнем Бóгу, Спасителю нáшему.

Предварим лицé Егó во исповéдании, и во псалмéх воскликнем Ему.

 

             Файл с текстом службы, в котором выделены все упомянутые места, можно открыть здесь (рекомендуется в отдельной вкладке).

 

ПРОПОВЕДИ

Свт. Григорий Палама. Омилия 4

Митр. Сурожский Антоний (Блум). Проповеди в Неделю о Страшном Суде. Первая. Вторая. Третья

Архм. Иоанн (Крестьянкин). Проповедь в Неделю о Страшном Суде

Синаксарь в субботу Мясопустную (русский перевод)

Синаксарь в Неделю Мясопустную (русский перевод)