Неделя о блудном сыне
НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ
Неделя о блудном сыне – второе из так называемых предуготовительных воскресений перед началом Великого Поста. В этот день богослужение совершается с использованием Постной Триоди. Впоследствии, ее использование будет увеличиваться, пока, во время Великого Поста, не станет доминирующим. Постная Триодь не вытесняет полностью Октоих и Минею, однако содержит тропари, стихиры и чтения, которые полностью или частично вытесняют обычные дневные, привнося в богослужение свою тематику.
Исторически предуготовительных седмиц не было. Например, Неделя о блудном сыне была второй неделей Великого Поста. Однако, с введением иной системы воскресных Евангельских чтений Великого Поста, была перенесена.
Специальных богослужебных особенностей, устанавливаемых Тридью, в будние дни данной седмицы нет, как и в случае с Неделей о мытаре и фарисее, нет. Все изменения касаются только воскресного дня.
ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ
Воскресная служба совершается по Октоиху и Постной Триоди (по ссылке приводится богослужебный текст на церковнославянском языке и его перевод на русский язык). Далее здесь рассматриваются только детали текстов Триоди.
На великой вечерне из 10 стихир на «Господи воззвах…» (12 вместе со «Слава…» и «И ныне…») Триодь устанавливает три последних, а так же славник. Первая из стихир, исполняемая от имени кающегося грешника, содержит уподобление грехов земледельческим трудам, которые оказываются бесполезными, несмотря на плодородие страны (т.е., вероятно, изначально добрую природу человека, ее предназначение к богоподбию и богообщению), в которой происходит действие Вторая повторяет первую, а третья уже прямо раскрывает акт покаяния блудного сына и его прощения отцом, который устраивает пир. Славник представляет собой разговор с собственной душой. Кающийся сожалеет об «утраченных богатствах и потерянном Царстве» и о своем последующем (слово «прочее» здесь переводится как «в дальнейшем») попадании в огонь. В силу этого, он, уподобляясь блудному сыну, взывает к Божией милости.
Свои тематические стихиры также установлены Триодью на Литии (на практике практически нигде не совершается) и на стиховне (на «Слава…» и «И ныне…»). Одна из них рассказывает о несчастьях блудного сына, в соответствии с притчей, используя и выражение «таял от голода».
Утреня до полиелея, подобно Неделе о мытаре и фарисее, служится без каких-либо изменений. К полиелейным Псалмам 134 и 135 добавляется Псалом 136 («на реках Вавилонских»), содержащий сокрушение пленных евреев о своем вавилонском плене и страшные проклятья в адрес завоевателей. Данный псалом обычно интерпретируется толкователями как состояние души, порабощенной греху и желание избавиться от этого рабства, с чем и связано употребление этого псалма перед Великим постом. Затем следует обычная последовательность воскресного Всенощного Бдения до чтения Псалма 50 включительно (в том числе читается обычное утренне воскресное Евангелие, которое полагается по очереди). После Псалма 50, как на Неделю о мытаре и фарисее, вместо обычных стихир поются так называемые покаянные тропари с запевами: «Покаяния отверзи ми двери…», «На спасении стези…», «Множество содеянных мною лютых…».
Канон, подобно Неделе о мытаре и фарисее, составляется в общем случае из Воскресного, Крестовоскресного и Богородичного Октоиха и собственно канона на притчу о блудном сыне Триоди. Минея исключается. Однако, в случае Престольного праздника, она исключаться не может. Далее рассматриваются тропари только канона на притчу. Интересно, что во многих тропарях канона, как и в других текстах данной службы молящийся непосредственно отождествляется с блудным сыном из притчи.
В первом тропаре третьей он кается в том, что присоединился к «изобретателям» страстей, т.е. вспоминается, как сын из притчи промотал свое наследство. Богородичен той же песни употребляет, применительно к Пресвятой Богородице словосочетание «добрых виды», которое обозначает «добродетели».
По третьей песни произносится ектения и читается специальный седален Триоди, выражающий сокрушение («умиление») о бесполезно проведенной жизни, но и надежду на прощение. К седальну прибавляется и собственный Богородичен.
В первом тропаре четвертой песни вновь вспоминается, как полученное богатство было растрачено, и сын (от иимени которого и ведется повествование) был вынужден продаться в рабство чужеземцам. Во втором – вспоминается собственное невнимание («несмотрение»), ставшее причиной впадания в страсти. Третий тропарь (на «Слава…») выражает стыд и неловкость от своего неразумия («безловесно») перед Богом.
По шестой песне произносятся ектения и кондак с икосом.
Кондак недели о блудном сыне, глас 3
Оте́ческия сла́вы Твоея́ удали́хся безу́мно, / в злых расточи́в е́же ми пре́дал еси́ бога́тство. / Те́мже Ти блу́днаго глас приношу́: / согреши́х пред Тобо́ю О́тче ще́дрый, / приими́ мя ка́ющася, // и сотвори́ мя я́ко еди́наго от нае́мник Твои́х.
В третьем тропаре восьмой слово «объемся» означает «был охвачен» (разными греховными помыслами). По восьмой песни совершается обычное каждение на «Честнейшую…».
Четвертый тропарь (на «Слава…») девятой песни содержит трогательное прошение к Господу принять раскаивающегося в своих грехах молящегося, подобно тому, как отец из притчи принял своего сына, и тогда он будет возвещать о Его милосердии. В Богородичне той же песни духовное зрение обозначено как «мысленные очеса».
По девятой песне произносятся ектения и обычный ексапостиларий Октоиха (по теме прочитанного воскресного Евангелия), а далее добавляется тройной светилен (содержащий славник на «Слава…» и Богородичен на «И ныне»…) Триоди.
Стихир на «Хвалитех…» полагается 8 (к ним еще две добавляются на «Слава…» и «И ныне…»), из которых три взяты из Триоди. При этом, запевы к двум последним берутся из Псалма 9. Стихира на «Слава…», не входящая в число восьми, также берется из Триоди, и это одна из особенностей воскресений периода Триоди, отличающая их от обычных воскресений года (когда в этом месте поется Евангельская стихира Октоиха, которая подобно Екаспостиларию, соответствует теме прочитанного на утрене Евангелия). На «И ныне…» же поется обычная стихира «Преблагословенна еси…».
Служба заканчивается обычным порядком, пением Великого Славословия, одного из двух воскресных тропарей утрени и произнесением ектений. Перед первым часом поется Евангельская стихира, вытесненная со своего места (см. выше), хотя это зачастую пропускается.
На Литургии никаких специальных особенностей нет, кроме того, что рядовое чтение заменяется тематическим: 1Кор. 6:12-20 (об осквернении тела блудом) и Лк. 15: 11-32 (собственно притча о блудном сыне).
Файл с текстом службы, в котором выделены все упомянутые места, можно открыть здесь (рекомендуется в отдельной вкладке).
ПРОПОВЕДИ
Свт. Григорий Палама. Омилия 3
Митр. Сурожский Антоний (Блум). Проповеди в Неделю о блудном сыне. Первая. Вторая. Третья.
Архм. Иоанн (Крестьянкин). Проповеди в Неделю о блудном сыне. Первая. Вторая.
Синаксарь в Неделю о блудном сыне (русский перевод)
_______________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал воскресной школы
в Telegram. https://t.me/voscr_strogino