Что мы узнаем о Кресте из богослужения в праздник Воздвижения
В праздник Воздвижения Креста Господня Церковь вспоминает событие хотя хронологически и выходящее за рамки евангельской и апостольской истории, но обращающее верующих в самый ее центр, к Честному и Животворящему Кресту Господню. О том, что такое Крест и почему он так важен для христиан, говорят тексты богослужений, которые служатся вечером накануне и в самый день праздника.
Крест — это самый яркий образ Распятия и Воскресения Христа, спасения всего человеческого рода. Образ, через который, как о том поется на богослужении праздника, мы приобщаемся этому спасению, само начертание которого вселяет ужас и обращает в бегство силы бесовские:
«Подзе́мных си́лы проти́вныя Креста́ страша́тся начерта́ема зна́мения на возду́се» (канон, песнь 5; рус. пер.: «Враждебные силы преисподней трепещут знамения Креста, начертываемого в воздухе»), «Древом демони вострепеташа» (стихиры на стиховне; рус. пер.:» от Древа[Креста] же демоны затрепетали»), «днесь Крест воздвизается, и демони бегают» (стихиры самогласны, Анатолия; рус. пер.: «Сегодня Крест воздвигается — и демоны бегут»).
Образ Креста Господня неотделим от Самого Иисуса Христа, Сына Божия, ставшего человеком и принявшего за людей постыдную и мучительную смерть. Крестный подвиг Спасителя, бесконечно превосходящий мудрость этого мира и поэтому ему непонятный, и его воскресение — самое важное в христианстве, а потому, как говорит апостол Павел в апостольском чтении этого праздника: слово о Кресте для погибающих юродство (безумие) есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (1 Кор 1:18). В других местах своих посланий апостол свидетельствует, что не желает хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал 6:14), более того, рассудил быть… незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (1 Кор 2:2). А ведь Павел, как вспоминается на богослужении праздника, «до третияго Небесе восхищен бысть в рай и глаголы слышав неизреченныя и Божественныя, ихже не леть языки (человеческими) глаголати» (рус. пер.: «до третьего неба вознесенный в рай и услышавший неизреченные и божественные слова, которые невозможно пересказывать языками человеческими»; см. 2 Кор 11:2). Слово Крестное, таким образом, оказывается средоточием этих неизреченных божественных глаголов, открывающих силу Божию. На утрене Крестовоздвижения Крест выносится на середину храма, и каждый может поклониться Ему и приобщиться невыразимой силе Воскресения Христова.
Поводом для установления праздника, еще раз открывающего нам тайну Креста Господня, стало важное историческое событие, когда царица Елена, мать равноапостольного царя Константина, отправилась на поиски Креста Господня и в результате долгих поисков и раскопок обрела эту святыню (в некотором смысле это была первая известная археологическая экспедиция). После чего Иерусалимский епископ Макарий поднял (воздвиг) Святой Крест для всеобщего обозрения и поклонения.
Конечно, такой поворот человеческой истории, когда самая могущественная империя мира символически поклонилась Кресту Господню и встала под Его власть и защиту, уже сам по себе достоин великого праздника. Но богослужение Воздвижения не ограничивается этой темой. Во многом этот праздник созвучен Крестопоклонной неделе Великого поста. Не случайно он приходится на сороковой день после Преображения Господня, которое, по церковному преданию, произошло за столько же дней до Распятия Господа.
Церковь в иное время года, календарно противостоящее пасхальной весне, дает возможность верующему еще раз пережить Страстную Пятницу и Воскресение.
Богослужение Вознесения еще раз напоминает, что Крест Господень — центр нашей жизни. Он обнимает сверху вниз небо, землю и преисподнюю, которую Он словно бы проломил собой, чтобы Христос вывел оттуда души умерших.
А горизонтально Он охватывает всю вселенную. И вся земля, и каждый из нас в Его центре. Крест, как руки Христа, распятого на Нем, обнимает все мироздание, спасая и освящая его.
«Четвероконечный мир днесь освящается, четверочастному воздвизаему Твоему Кресту» (стихиры самогласны Креста; рус. пер.: «Четырехконечный мир в сей день освящается при воздвижении четырехчастного Креста Твоего»).
И это пространство спасения, которое являет Крест Господень, выходит за пределы видимого мира.
«Широта Креста и долгота Небеси равна eсть, яко Божественною благодатию освящает всячeская» (стихиры на хвалитех; рус. пер.: «Ширина и длина Креста равны небесам, ибо Божественною благодатию он освящает всё»).
Крест Господень связывает Небо и землю: в богослужении праздника Он называется «лествицей» (лестницей), «eюже восходим на Небеса» (стихиры на хвалитех).
Вместе с тем, Крест — центр не только пространства, но и времени. Он связывает время и вечность, прошлое, настоящее и будущее. Наши прародителя пали, вкусив от древа познания добра и зла, поэтому и спасение человеческого рода должно было произойти через древо:
«Древом бо подобаше древо исцелити» (стихиры на «Господи, воззвах»; рус пер: «Ибо Древом надлежало древо исцелить»). И поэтому древний змий, сатана «праoтца Адама прельстивый древом Крестом прельщается и падает, низвержен, падением странным» (стихиры на «Господи, воззвах»; рус. пер.: «праoтца бо Адама древом обольстивший Крестом уловляется; и, низвергшись, падаетпадением неудержимым»).
Грехопадение привело к изгнанию Адама и Евы из рая, у ворот которого был поставлен ангел с устрашающим оружием для охраны входа в него. И вот перед Крестом, «приснопетым Древом, на немже простреся Христос» (рус. пер.: «прославленное древо, на котором простерт был Христос»), «Едем хранящее обращающееся оружие, Кресте, устыдеся: страшный же Херувим уступи на тебе пригвожденному Христу, подающему мир душам нашим» (песнь 5; рус. пер.: «устрашился вращающийся меч, Эдем охранявший, а грозный Херувим отступил перед пригвожденным на тебе Христом, подающим мир душам нашим»).
Через весь Ветхий Завет проходят образы Креста Господня. Так пророк Моисей, когда на богоизбранный еврейский народ, которого он выводил из египетского плена, напали полчища змей, сделал медного змея, поставленного на знамя, и каждый, кто смотрел на него, исцелялся от смертельного укуса (см. Числ 21:8). Змей — очевидный образ диавола, принесшего смерть человеческому роду, а знамя, на котором был как бы пригвожден этот змей, — прообраз Креста Господня, на Котором был уничтожен диавол, потерявший свою власть над людьми. Вот и сейчас, как поется в стихире праздника:
«Крест воздвизаемь на нем Вознесеннаго Страсть пречистую пети повелевает твари всей. На том бо убив нас убившаго, умерщвлeнныя оживил eсть, и удобри, и на Небесех жити сподоби, яко Милосерд» (стихиры на «Господи, воззвах»; рус. пер.: «Крест возвышаемый все творение побуждает воспевать пречистое страдание Вознесенного на нем. Ибо Умертвивший на нем нашего убийцу умерщвленных оживил, и сделал их прекрасными, и удостоил иметь гражданство на небесах, как милосердный»).
Диавол теперь низлагается, и всякий, кто обращается ко Кресту Господню, спасается от смерти и получает вечную жизнь.
Другой образ Креста Господня — сам Моисей, воздевший руки во время битвы с амаликитянами (с царем Амаликом), подобно Христу на Кресте. Пока его руки были подняты, израильтяне побеждали, а когда опускались, одолевал Амалик, тогда руки Моисея стали поддерживать его сподвижники Ор и Аарон (см. Исх 17:11–12). В богослужении Воздвижения этот образ упоминается несколько раз, например:
«Образ древле Моисей пречистыя Страсти в себе самом прообрази, священных среде стоя: Крест же вообразив, простертыми победу дланьми воздвиже, державу погубив Амалика всегубителя» (канон, песнь 1; рус. пер.: «Образ пречистого страдания Моисей в древности в себе самом явил, стоя между освященных: вид Креста приняв, он распростертыми руками воздвиг знамение победы, уничтожив силу Амалика всегубителя»).
Еще один образ — момент, когда древний патриарх Иаков (иначе именуемый Израиль) благословил внуков, детей Иосифа: старшего, Манассию, как положено, подвели под правую руку, а младшего, Ефрема, — под левую. А патриарх переставил руки, образовав ими крест, — и младший был благословлен как старший, а старший — как младший (см. Быт 48:1–22). В богослужении Крестовоздвижения этому событию дается такое толкование:
«На юныя возложив длани божественный Израиль, крестовидно главы являше, яко старейшая слава, законослужители людие. Темже, подмневся тако испрельститися, не измени жизноноснаго образа: превзыдут бо людие Христовы Божии новоутвержденнии, вопияху, Крестом ограждаеми (канон, песнь 6; рус. пер.: «Крестообразно положив руки на юных головах, давал понять Божественный Израиль, что почитаемый старшим — это народ, служащий под законом; потому он, заподозренный, что в том ошибся, не изменил живоносного знамения: “Ведь преимущество получит», — возглашал он, — народ новоутвержденный Христа Бога, ограждаемый Крестом!”»).
Стоит остановиться еще на одном образе Креста — древе, которое Моисей вложил в горький источник в местечке Мерра в пустыне, и его воды стали сладкими и пригодными для питья (Исх 15:23–25). Об этом событии в праздник Воздвижения читается паремия (ветхозаветное чтение), которая звучит и перед Пасхой в Великую Субботу. По святоотеческому толкованию, которое нашло отражение в богослужении Воздвижения, Древом Креста упразднилась смертельная горечь другого древа, плоды которого вкусили в раю прародители во время грехопадения.
«Горести убийственныя, яже от древа, не оставив, Господи, Крестом бо сию совершенно истребил еси. Сего ради и древом услади иногда горесть вод Мерры: прообразующее Креста действо, еже вся Силы Небесныя величают» (канон, песнь 9; рус. пер.: «Не допустив убийственной горечи от древа, Господи, Ты совершенно истребил ее Крестом; потому некогда дерево горечь вод Мерры и прекратило, предызображая действие Креста, которое все силы небесные величают»).
Вместе с тем чудо в Мерре предображает обращение ко Христу язычников, пребывавших в духовной горечи суеверий и многобожия:
«Горькородныя преложи древом Моисей источники в пустыни древле, Крестом ко благочестию языков проявляя преложение (канон, песнь 4; рус. пер.: «В древности Моисей деревом изменил горькие по природе источники в пустыне, предвещая обращение Крестом язычников к благочестию»).
Об обращении многих народов свидетельствует и другая паремия праздника, пророчество Исаии, в которой есть такие слова: И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их (Ис 60:11). Про Крест Господень там прикровенно сказано так: Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего (Ис 60:13). По церковному преданию, Крест, на Котором был распят Спаситель, был сделан из кипариса, певга (сосны) и кедра.
Это пророчество исполнилось на императоре Константине Великом, увидевшем Крест Господень перед победой над тираном Максенцием в битве на Мульвийском мосту (312), а потом способствовавшем и обращению жителей всей Римской империи в христианство, и обретению его матерью Еленой Честнаго и Животворящего Креста Господня. Не случайно этот сюжет тоже находит отражение в молитвах праздника Воздвижения: верующие просят Бога дать победу христианскому воинству силою Креста Господня, подобно тому, как Он помог равноапостольному царю Константину разгромить его противника: «Даруй христолюбивому воинству победы, яко Константину одоление» (на литии стихиры самогласны, Андрея Иерусалимскаго; рус. пер.: «Даруй христолюбивому воинству победу, как подал Константину врагов одоление!»)
Источник: Что мы узнаем о Кресте из богослужения в праздник Воздвижения - Православный журнал «Фома» (foma.ru)