Краткое описание утрени

Утреня – служба суточного круга, уставное место которой находится в районе 5-6 часов утра и которая в современной практике обычно служится с вечера, сразу после вечерни (ссылка), либо с утра, перед Божественной Литургией. Служба включает в себя большое количество тропарей, стихир и прочих новозаветных текстов для чтения и пения, а также значительное количество псалмов и их фрагментов.

 

Виды утреней:

  • Вседневная;
  • Славословная;
  • Полиелейная;
  • Полиелейная  в составе Всенощного Бдения накануне Господского или Богородичного праздника или праздника святому;
  • Другие;

 

Важнейшие тексты

Ветхозаветные:

Псалмы 3, 9, 19-20, 37, 50, 62, 92, 97, 102, 142;


Новозаветные:

Песнь Богородицы (Лк. 2, 29-32);

 

Древнехристианские:

«Воскресение Христово видевше...».

Славословие.

 

Содержание службы

 

Служба начинается возгласом и обычным началом (ссылка).

  • Двупсалмие

Двупсалмие – краткая вставка в богослужение, представляющая собой древнее молебствие о здравии императора (аналогичное подобному заупокойному молебствию в конце полунощницы). Оно состоит из псалмов 19 и 20, связки Трисвятое – Отче наш с тропарем и кондаком Кресту и за Отечество («Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава…», «Вознесыйся на Крест волею…», «И ныне…», «Предстательство страшное и непостыдное…») и укороченной сугубой ектении. В практике такое двупсалмие можно встретить лишь во время Великого поста.

  • Возглас утрени

После двупсалмия произносится новый возглас: «Слава святей, и единосущней, и животворящей, и нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Если поста нет, и двупсалмие опускается, именно с этого возгласа начинается утреня. Этот возглас неповотрим, у других суточных служб его нет. В случае, если утреня входит в состав Всенощного бдения, возглас переходит на начало вечерни, знаменуя начало всей службы. Двупсалмие совершается стжащим цывеикрсеаб

  • Шестопсалмие

В качестве вступительного псалма на утрене выступают сразу шесть: 3, 37, 62, 87, 102, 142. Все они различны по характеру, равномерно взяты из разных частей Псалтири. Эта часть службы напоминает начало Великого повечерия, однако сами псалмы подобраны значительно более тщательно. Кто и когда их подобрал, неизвестно, однако именно эта группа псалмов содержит целый ряд дополнительных смыслов.

Подробнее

Статья о Шестопсалмии

Другая

 

  • Мирная (великая) ектения

Полностью аналогична мирной ектении на вечрне.

  • Утренние молитвы

Подобно светильничным молитвам на вечрне, утренние молитвы – это 12 молитв, тайно прочитываемых священником во время чтения шестопсалмия (в современной практике). Молитвы достаточно разноплановы, исторически распределялись по всей службе (заключительные возгласы некоторых из них совпадают с ектениями, что указывает на их исходное положение). 

  • "Бог Господь..."

Пение отдельных стихов из Псалма 117. Во время постных служб, накануне служб без Литургии или накануне Литургии Преждеосвященных Даров вместо"Бог Господь" поются "Аллилуиа..." и другие стизхи, взятые из книги порока Исаии ("От стражи утренния..."). Такая практика сейчас обыно встречается только в Великий Пост, хотя устав предусматривает ее и в другие многодневные посты. В заупокойных службах также поются свои стихи ("Души их во благих...").

  • Тропари

Поется тропарь/тропари празднуемого событя или святого(ых) дня с прибавлением на "И ныне..." Богородична, коорый пелся в конце вечерни. В случае славословной (и выше) службы, поется воскресный Богородичен по гласу последнего тропаря. На службе с "Аллилуиа..." поются специальные Троичны, Три из них, первых трех гласов ("Восставше от сна..." и далее) попали в Утреннее правило.

Воскресные тропари с их Богородичнами:

 

ГЛАС 1

Тропарь: Ка́мени запеча́тану от иуде́й / и во́ином стрегу́щим Пречи́стое Те́ло Твое́, / воскре́сл еси́ тридне́вный, Спа́се, / да́руяй ми́рови жизнь. / Сего́ ра́ди Си́лы Небе́сныя вопия́ху Ти, Жизнода́вче: / сла́ва Воскресе́нию Твоему́, Христе́, / сла́ва Ца́рствию Твоему́, / сла́ва смотре́нию Твоему́, еди́не Человеколю́бче.

Богородичен отпустительный: Гаврии́лу веща́вшу Тебе́, Де́во, ра́дуйся, / со гла́сом воплоща́шеся всех Влады́ка, / в Тебе́, святе́м киво́те, / я́коже рече́ пра́ведный Дави́д; / яви́лася еси́ ши́ршая Небе́с, / поноси́вши Зижди́теля Твоего́. / Сла́ва Все́льшемуся в Тя, / сла́ва Проше́дшему из Тебе́, / слава Свободи́вшему нас Рождество́м Твои́м.

 

ГЛАС 2

Тропарь: Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный, / тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́; / егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́, / вся Си́лы Небе́сныя взыва́ху: / Жизнода́вче, Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Богородичен отпустительный: Вся, па́че смы́сла, / вся пресла́вная Твоя́, Богоро́дице, та́инства, / чистоте́ запеча́танной и де́вству храни́му, / Ма́ти позна́лася еси́ нело́жна, / Бо́га ро́ждши И́стиннаго; / Того́ моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

 

ГЛАС 3

Тропарь: Да веселя́тся Небе́сная, / да ра́дуются земна́я; / я́ко сотвори́ держа́ву / мы́шцею Свое́ю Госпо́дь, / попра́ сме́ртию смерть, / пе́рвенец ме́ртвых бысть; / из чре́ва а́дова изба́ви нас, / и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.

Богородичен отпустительный: Тя, хода́тайствовавшую спасе́ние ро́да на́шего, / воспева́ем, Богоро́дице Де́во: / пло́тию бо, от Тебе́ восприя́тою, Сын Твой и Бог наш, / Кресто́м восприи́м страсть, / изба́ви нас от тли я́ко Человеколю́бец.

 

ГЛАС 4

Тропарь: Све́тлую Воскресе́ния про́поведь / от А́нгела уве́девша Госпо́дни учени́цы / и пра́деднее осужде́ние отве́ргша, / апо́столом хва́лящася глаго́лаху: / испрове́ржеся смерть, / воскре́се Христо́с Бог, / да́руяй мирови ве́лию ми́лость.

Богородичен отпустительный: Е́же от ве́ка утае́ное / и А́нгелом несве́домое та́инство, / Тобо́ю, Богоро́дице, су́щим на земли́ яви́ся Бог, / в несли́тном соедине́нии воплоща́ем / и, Крест во́лею нас ра́ди восприи́м, / и́мже воскреси́в первозда́ннаго, / спасе́ от сме́рти ду́ши на́ша.

 

ГЛАС 5

Тропарь: Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови, / от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше, / воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся; / я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на Крест, / и смерть претерпе́ти, / и воскреси́ти уме́ршия / сла́вным Воскресе́нием Свои́м.

Богородичен отпустительный: Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня непроходи́мая; / ра́дуйся, стено́ и покро́ве притека́ющих к Тебе́; / ра́дуйся, необурева́емое приста́нище и Неискусобра́чная, / ро́ждшая пло́тию Творца́ Твоего́ и Бо́га, / моля́щи не оскудева́й о воспева́ющих / и кла́няющихся Рождеству́ Твоему́.

 

ГЛАС 6

Тропарь: А́нгельския Си́лы на гро́бе Твое́м, / и стрегу́щии омертве́ша; / и стоя́ше Мари́я во гро́бе, / и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́. / Плени́л еси́ ад, не искуси́вся от него́; / сре́тил еси́ Де́ву, да́руяй живо́т. / Воскресы́й из ме́ртвых, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Богородичен отпустительный: Благослове́нную нареки́й Твою́ Ма́терь, / прише́л еси́ на страсть во́льным хоте́нием, / возсия́в на Кресте́, взыска́ти хотя́ Ада́ма, / глаго́ля А́нгелом: / сра́дуйтеся Мне, я́ко обре́теся поги́бшая дра́хма. / Вся му́дре устро́ивый, / Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

 

ГЛАС 7

Тропарь: Разруши́л еси́ Кресто́м Твои́м смерть, / отве́рзл еси́ разбо́йнику рай; / мироно́сицам плач преложи́л еси́, / и апо́столом пропове́дати повеле́л еси́, / я́ко воскре́сл еси́, Христе́ Бо́же, / да́руяй ми́рови / ве́лию ми́лость.

Богородичен отпустительный: Я́ко на́шего воскресе́ния сокро́вище, / на Тя наде́ющияся, Всепе́тая, / от ро́ва и глубины́ прегреше́ний возведи́; / Ты бо пови́нныя греху́ спасла́ еси́, / ро́ждшая Спасе́ние на́ше. / Я́же пре́жде рождества́ Де́ва, и в рождестве́ Де́ва, / и по рождестве́ па́ки пребыва́еши Де́ва.

 

ГЛАС 8

Тропарь: С высоты́ снизше́л еси́, Благоутро́бне, / погребе́ние прия́л еси́ тридне́вное, / да нас свободи́ши страсте́й, / Животе́ и Воскресе́ние на́ше, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Богородичен отпустительный: И́же нас ра́ди рожде́йся от Де́вы / и, распя́тие претерпе́в, Благи́й, / испрове́ргий сме́ртию смерть / и Воскресе́ние явле́й я́ко Бог, / не пре́зри, я́же созда́л еси́ руко́ю Твое́ю; / яви́ человеколю́бие Твое́, Ми́лостиве. / Приими́ ро́ждшую Тя, Богоро́дицу, моля́щуюся за ны, / и спаси́, Спа́се наш, лю́ди отча́янныя.

 

  • Кафизмы

На утрене обычно предусматривается чтение двух или трех кафизм. Между "Славами" произносится:

 

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза)

Господи, помилуй. (3 раза)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу

Все 20 кафизм Псалтири распределены в течение седмицы между вечерней (одна кафизма) и утреней (две или три). При этом, первая кафизма («Блажен муж…») выпадает на вечерню субботы, с нее и начинается седмичный цикл. В Великий пост предусмотрен иной график распределения псалмов в службах седмицы: вечерня (кроме воскресной, на которой по-прежнему полагается 1 кафизма), в основном исключена из него, на ней во все дни читается 18 кафизма.

  • Малые ектении

Произносятся по кафизмам. В случае малого знака службы и отсутствия попраззднества или предпразднества, вместо ектении произносятся те же молитвы, что и между "Славами".

  • Седальны

Особый вид тропарей, читаемых после кафизм. Исторически, после седальнов предусматривалось какое-либо святоотеческое чтение. В зависимости от типа и знака службы, седальны могут отражать либо тему дня седмицы, либо быть посвящены празднику или празднуемому святому. 

На практике из кафизмы обычно читается лишь несколько псалмов, после которых произносится ектения (если она предусмотрена службой) и читается седален. 

  •  Полиелей или "Непорочны"

В случае, если служба праздничная, после чтения кафизм, обязательного произношения ектении и чтения седальна, предусматривается специальная вставка. Вставка эта бывает двух основных видов:

1. Полиелей. Служится в случае больших праздников, памяти почитаемых святых, престольные праздники и накануне некоторых воскресных дней. При этом, такая утреня нахывается полиелейной, она может как входить в состав Всенощного бдения, так и не входить. Поскольку в современной приходской практике эта разница почти незаметна, она здесь не рассматривается. Полиелей представляет собой торжественное пение псалмов 134 и 135 с каждением Алтаря, и иконостаса. Затем поется величание святого или праздника, чередуемое с зачитыванием стихов из псалмов, так или иначе связанных с темой ("Избранный псалом") и происходит каждение храма. В случае, если полиелей служится накануне воскресенья, вместо величания поются специальные "тропари по Непорочных", взятые из службы Непорочных, описанной ниже. В слкчае воскресений перед Великим Постом, перед каждением храма, после псалмов 134 и 135 поется еще псалом 136 ("На рках Вавилонских..."). Каждение заканчивется малой ектенией и седальном (в случае бдения под двунадесятый праздник или воскресенье - этот седален носит название ипакои, их список можно увидеть здесь), после которого исторически следовало очередное святоотеческое чтение. 

2. "Непорочны". Альтернативный вариант праздничной "вставки", предусмотренный уставом только для воскресных служб в определенные периоды года. В этом случае вместо пения полиелейных псалмов читается Псалом 118 ("Блаженны непорочны...", отсюда и название службы), а затем поются "тропари по Непорочных" и осуществляется каждение храма. Далее следуют малая ектения и ипакои, как и после полиелея. Такая служба на практике реализуется редко, чаще круглый год накануе воскресенья служится полиелей.

 

  • Степенны

После полиелея или "Непорочных", в случае праздника, поются специальные Степенные антифоны, имитирующие короткие псалмы 18 кафизмы. Всего их 8 блоков, по гласам. В случае воскресного Бдения, они поются на текущий глас. В случае праздника или памяти святого - на 4-й.

  • Чтение Евангелия

Служащий диакон заходит в Алтарь и торжественно выносит оттуда Евангелие. Перед его чтением произносится два прокимна, первый - по теме праздника/памяти святого, либо воскресный по гласу, второй - всегда один и тот же, на основе Псалма 150. Между прокимнами священник совершает возглас ектении ("Яко свят еси...") без произнесения самой ектении. Накануне воскресенья прокимен определяется гласом службы. Все воскресные прокимны подобраны из стихов псалмов, прикровенно указывающих на Воскресение Христово:

1. «Ныне воскресну, глаголет Господь» – из Пс. 11:6, 7.

2. «Возстани, Господи Боже мой, повелением» – Пс. 7:8, 2.

3. «Рцыте во языцех, яко Господь воцарися» – Пс. 95:10, 1.

4. «Воскресни, Господи, помози нам» – Пс. 43:27, 2.

5. «Воскресни, Господи Боже мой… яко Ты царствуеши» – Пс. 9:33, 2.

6. «Господи, воздвигни силу Твою (т. е. Христа)» – Пс. 79:3, 2.

7. «Воскресни, Господи Боже мой… не забуди»?– Пс. 9:33, 2.

8. «Воцарится Господь во век» – Пс. 145:10, 1.

 

Затем, дикон подносит священнику Евангелие, и он читает установленный фрагмент. В случае отсутствия диакона, священник сам заходит в Алтарь и читает Евангелие оттуда. Для различных праздников и памятей святых предусмотрены свои, обычно тематически обусловленные евангелтские зачала. Для воскресных служб читается одно из 11 воскресных зачал (они читаются по очереди от воскресенья к воскреснью, полный цикл из 11 зачал называется столпом): 

1. Мф 28:16–20 (зач. 116) — Христос отправляет учеников на проповедь;
2. Мк 16:1–8 (зач. 70) — ученицам является ангел;
3. Мк 16:9–20 (зач. 71) — краткое изложение различных явлений воскресшего Спасителя ученикам, вознесение;
4. Лк 24: 1–12 (зач. 112) — ученицам является ангел; Петр прибегает к пустой гробнице;
5. Лк 24:12–35 (зач. 113) — Христос является Луке и Клеопе, идущим в Эммаус;
6. Лк 24: 36–53 (зач. 114) — явление Христа ученикам и вознесение;
7. Ин 20:1–10 (зач. 63) — ученицы и ученики приходят к гробнице Учителя;
8. Ин 20:11–18 (зач. 64) — явление Христа Магдалине;
9. Ин 20:19–31 (зач. 65) — неверие и вера Фомы;
10. Ин 21:1–14 (зач. 66) — чудесный улов рыбы;
11. Ин 21:15–25 (зач. 67) — диалог Иисуса и Петра; предсказание о судьбе Иоанна

  • "Воскресение Христово видевше..."

Подробнее

Еще

Пасхальное песнопение. В период после Пасхи оно поется трижды после чтения Евангелия, после чего Евангелие полагается на аналой в храме вместо воскресной иконы, и однажды - в случае других полиелейных служб (Евангелие при этом уносится в Алтарь). Вне Пасхи "Воскресение Христово..." поется однажды накануне воскресенья (и Евангелие так же полагается в центре храма), и не поется вовсе накануне других праздников (Еванегилие уносится в Алтарь).

 

 

Воскресение Христово видевше, / поклонимся Святому Господу Иисусу, / единому безгрешному, / Кресту Твоему покланяемся, Христе, / и святое Воскресение Твое поем и славим: / Ты бо еси Бог наш, / разве Тебе иного не знаем, / имя Твое именуем. / Приидите вси вернии, / поклонимся Святому Христову Воскресению: / се бо прииде Крестом радость всему миру. / Всегда благословяще Господа, / поем Воскресение Его: / распятие бо претерпев, / смертию смерть разруши.

Перевод:

Воскресение Христа увидев, поклонимся Святому Господу Иисусу, единственному безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и Святое воскресение Твоё воспеваем и славим, ибо Ты – Бог наш, кроме Тебя другого не знаем, имя Твоё призываем. Придите, все верные (христиане), поклонимся святому Христову воскресению, ибо вот, пришла через Крест радость всему миру. Всегда благословляя Господа, воспеваем воскресение Его, ибо Он, распятие претерпев, смертию смерть сокрушил.

  • Псалом 50

Привденные выше пункты 4-7 относятся лишь к праздничным службам. На вседневных они отсутствуют. Чтение же Псалма 50 накануне чтения канона является общим для любой службы. На практике, оно ичасто пускается на полиелейных службах.

  • Стихиры по Псалме 50

Стихиры с запевами "Слава...", "И ныне..." и "Помилуй мя, Боже..." опять являются атрибутами только праздничных служб. Они отражают сугубое обращение к Господу, Богоматери и празднуемому святому. Накануне воскресений Великого Поста поются специальные покаянные стихиры (как правило, в храме при этом глушится освещение, как на Шестопсалмие).

  • "Спаси, Господи, люди Твоя..."

Развернутое прошение, аналогичное такому же на литии на праздничных вечернях с перечислением почитаемых святых, святых храма и дня. Произносится на полиелейных и на вседневных постных службах. После священник произносит молитвенный возглас "Милостию и щедротами...". В случае полиелейных служб, с этого момента начинается помазание клира и прихожан маслом. Клир помазывается первым и уходит в Алтарь.

  • Канон

Канон является важнейшей неопускаемой частью любой утрени. Состав канон очень разный и зависит от знака и типа службы. В самом общем виде, канон состоит из восьми или девяти пронумерованых песен (с 1 по 9, вторая обычно отсутствует), каждая из которых начинается ирмосом, который поется и включает в себя некоторое количество читаемых тропарей с запевами. По уставу количество тропарей (включая ирмос) составляет 14, на практике их обычно бывает 3 или 4 (без учета ирмоса). Исторически вместо запевов использовались стихи Библейских песен, однако теперь это делается лишь в Великий Пост. Связь песен канона с соответствующими Библейскими песнями теперь осуществляется только ирмосами, большинство из которых сохраняют библейскую тематику. Как правило, читаемые тропари канона каждого дня службы берутся из нескольких разных книг и представяляют собой сложную систему.

В самом общем виде, любая песнь воскресного канона по уставу имеет следующий состав:

1. Воскресный по гласу - Ирмос и 3 тропаря (на практике, ирмос и 1)

2. Крестовоскресный по гласу - 3 тропаря (на практике 1)

3. Богородичный по гласу - 3 тропаря (на практике 1)

4. Святого - 4 тропаря, два последних - на "Слава..." и "И ныне...", причем последний посвящается Богородице (на практике 1, затем "Слава..." и "И ныне...").

5. Ирмос, как бы "возвращающий" песнь к Библейской тематике, отчего он называется Катавасия ("Возвращение").

Тропари по гласу берутся из Октоиха, святого - из Минеи. 

  • Малая ектения

Малая ектения произносится по 3, 6 и 9 песням канона. На 9 песне совершается каждение, часто с пением Песни Пресвятой Богородицы, которая также входит в число Библейских песен.

  • Седальны, кондаки, ексапостиларии

Как и по кафизмам, после ектений произносятся различные строфы, предваряющие святоотеческое чтение. Их порядок достаточно разнообразен. Общим является то, что по 6 песне произносятся кондак с икосом (наиболее древние из них в свою очередь представляют собой остатки более крупных произведений). Воскресные ексапостиларии, произносимые по 9 песне, обусловлены не гласом, а прочитанным Евангелием.

 

Воскресные кондаки:

ГЛАС 1

Воскре́сл еси́ я́ко Бог из гро́ба во сла́ве, / и мир совоскреси́л еси́; / и естество́ челове́ческое я́ко Бо́га воспева́ет Тя, и смерть исчезе́; / Ада́м же лику́ет, Влады́ко; / Е́ва ны́не от уз избавля́ема ра́дуется, зову́щи: / Ты еси́, И́же всем подая́, Христе́, воскресе́ние.

ГЛАС 2

Воскре́сл еси́ от гро́ба, Всеси́льне Спа́се, / и ад, ви́дев чу́до, ужасе́ся, / и ме́ртвии воста́ша; / тварь же ви́дящи сра́дуется Тебе́, / и Ада́м свесели́тся, / и мир, Спа́се мой, воспева́ет Тя при́сно.

ГЛАС 3

Воскре́сл еси́ днесь из гро́ба, Ще́дре, / и нас возве́л еси́ от врат сме́ртных; / днесь Ада́м лику́ет, и ра́дуется Е́ва, / вку́пе же и проро́цы с патриа́рхи воспева́ют непреста́нно / Боже́ственную держа́ву вла́сти Твоея́.

ГЛАС 4

Спас и Изба́витель мой / из гро́ба, я́ко Бог, воскреси́ от уз земноро́дныя, / и врата́ а́дова сокруши́, / и я́ко Влады́ка / воскре́се тридне́вен.

ГЛАС 5

Ко а́ду, Спа́се мой, соше́л еси́, / и врата́ сокруши́вый я́ко всеси́лен, / уме́рших я́ко Созда́тель совоскреси́л еси́, / и сме́рти жа́ло сокруши́л еси́, / и Ада́м от кля́твы изба́влен бысть, Человеколю́бче; / те́мже вси зове́м: / спаси́ нас, Го́споди.

ГЛАС 6

Живонача́льною дла́нию / уме́ршия от мра́чных удо́лий / Жизнода́вец воскреси́в всех Христо́с Бог, / воскресе́ние подаде́ челове́ческому ро́ду: / есть бо всех Спаси́тель, / Воскресе́ние и Живо́т, и Бог всех.

ГЛАС 7

Не ктому́ держа́ва сме́ртная / возмо́жет держа́ти челове́ки: / Христо́с бо сни́де, сокруша́я и разоря́я си́лы ея́; / связу́ем быва́ет ад, / проро́цы согла́сно ра́дуются, / предста́, глаго́люще, Спас су́щим в ве́ре, / изыди́те, ве́рнии, в воскресе́ние.

ГЛАС 8

Воскре́с из гро́ба, уме́ршия воздви́гл еси́, / и Ада́ма воскреси́л еси́, / и Е́ва лику́ет во Твое́м Воскресе́нии, / и мирсти́и концы́ торжеству́ют / е́же из ме́ртвых воста́нием Твои́м, Многоми́лостиве.

 

  • Хвалитные псалмы и стихиры на "Хвалитех"

Читаются псалмы 148-150. В случае славословной (и выше) службы, поются стихи из них, к четырем (или шести) последним (в ряде случаев - больше, с дополнительными стихами из других псалмов) к ним припеваются стихиры. При этом, при пении последней стихиры открываются Царские врата. На некоторых вседневных службах стихиры на Хвалитех также имеются, но без открытия врат. В воскресной службе на "Слава..." как правило предусматривается Евангельская стихира, пересказывающая прочитанное Евангелие. На "И ныне..." в любой воскресной службе поется одна и та же стихира 2 гласа:

Преблагословенна еси Богородице Дево, воплощшим бо ся из Тебе ад пленися, Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, смерть умертвися, и мы ожихом. тем воспевающе вопием: благословен Христос Бог благоволивый тако, слава Тебе

  • Славословие

Особый песенный текст, прославляющий Господа, начинающийся возгласом: "Слава Тебе, показавшему нам свет", произносящимся священником в открытых (при последней стихире, см. выше) Царских вратах. Именно пением Великого Славословия обусловлено наименование малой праздничной службы как "славословной". При более высоком знаке службы славословие также поется. В случае непраздничной службы славословие читается. В заключительной части славословия, к нему добавляется текст "сподоби Господи" как на вечерне.

  • Просительная ектения

Произносится после "Сподоби Господи..." только в случае непраздничной службы. Аналогично вечерне.

  • Стихиры на стиховне

Аналогично вечерне. Припевы взяты из Псалма 89, либо могут отличаться. Только на непраздничных службах. После стихир читается фрагмент Псалма 91 ("Благо есть...", в пост читается дважды) и Трисвятое по "Отче наш..."

  • Тропари

Если предыдущие пункты касались только вседневных служб, и при великом славословии опускались, то тропари поются в любом случае. Стандартно поется тропарь святого (или праздника), к нему добавляется специальный Богородичен. На вседневных службах он отличается от того, что пелся в конце вечерни и на "Бог Господь...". В случае праздничной службы - воскресный Богородичен по гласу последнего тропаря. В случае воскресной службы - один из двух тропарей:

Глас 1-й, 3-й, 5-й, 7-й:

Днесь спасение миру бысть, поем воскресшему из гроба и Начальнику жизни нашея: разрушив бо смертию смерть, победу даде нам, и велию милость.

Глас 2-й, 4-й, 6-й, 8-й:

Воскрес из гроба, и узы растерзал еси ада, разрушил еси осуждение смерти Господи, вся от сетей врага избавивый, явивый же Себе апостолом Твоим, послал еси я на проповедь, и теми мир Твой подал еси вселенней, едине многомилостиве.

  • Ектении

На вседневной службе произдносится оставшаяся сугубая ектения, на праздничной - сугубая и просительная. Содержательно они полностью аналогичны соответствующим ектениям на вечерне.