Введение во Храм Пресвятой Богородицы

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

диакон Алексий Кириллин

 

 

                Введение во Храм Пресвятой Богородицы – один из Богородичных двунадесятых праздников, связанный с воспоминанием посвящения Пресвятой Девы Марии в трехлетнем возрасте на служение Богу в Иерусалимском Храме ее родителями прав. Иоакимом и Анной, во исполнение данного ими обета.

 

ПРЕДЫСТОРИЯ СОБЫТИЯ ПРАЗДНИКА

 

             История искупления человека от власти греха началась сразу после грехопадения первых людей, Адама и Евы. Сам Бог сказал змею-искусителю: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15). Эти слова считаются самым первым пророчеством о рождении Спасителя без мужа. Однако, до этого события оставалось еще несколько тысячелетий.

             О своем первенце, Каине, Ева сказала: «Приобрела я человека от Господа» (Быт. 4, 1), видимо, как-то связывая с ним надежду на спасение. Однако, поскольку предрасположенность ко греху передается и потомкам людей, Спаситель должен был быть рожден необычным способом, от Девы, Которая Сама должна была быть наиболее чистой и праведной, насколько это возможно для человека. И до Ее рождения человечество ожидал долгий путь. Пока же у людей возникает практически единственный способ общения с Богом: жертвоприношение. Таким образом, сразу по изгнании из Рая, у людей возникают религиозные церемонии. Однако, нарастающая отчужденность от Бога, делала и такую связь ненадежной: со временем люди изобрели массу ложных религий и обрядов, никак не связывавших их с Богом.

 

           О своем первенце, Каине, Ева сказала: «Приобрела я человека от Господа» (Быт. 4, 1), видимо, как-то связывая с ним надежду на спасение.

 

                 Однако, во времена первых людей, связь еще была явной, и Каин, принеся жертвы вместе со своим младшим братом Авелем, следующим сыном Адама и Евы, мог явно увидеть, что его жертва не принята. Обычно считается, что это произошло по причине его небрежности и формализма. Почувствовав зависть, Каин убивает брата, так что он не только никак не послужил делу спасения, но напротив, стал первым убийцей (Быт. 4, 8). Потомок Каина, Ламех, по его собственному признанию, уже убил не только взрослого человека, но и ребенка (Быт. 4, 23), после чего злоба людей лишь усиливалась.

Наконец, Бог уничтожил погрязшее во грехе человечество всемирным потопом, сохранив лишь праведника Ноя с его семьей (Быт. 6-8). После потопа Бог пообещал больше не устраивать подобного потопа, а Ной и его потомки стали вновь заселять землю.

                   У Ноя было три сына: Сим, Хам и Иафет, которые считаются своего рода предками разных народов мира так, что пророчества, изреченные Ноем на своих сыновей, распространяются и на произошедшие о них народы. Так, Хам, ставший, согласно Библии, родоначальником ханаанеев, за свою насмешку над пьяным отцом, спавшим в неприглядном положении, был проклят (Быт. 9, 25). Именно с этой историей связано происхождение таких слов, как «хам» и «хамство». Сим стал родоначальником еврейского народа и других родственных ему (семитских), а Иафет – всех остальных. При этом, о Симе говорилось, что именно он станет хранителем веры в Истинного Бога (Быт. 9, 26). Но и Иафету предстоит вселиться «в шатрах Симовых» (Быт. 9,27), что толкуется как пророчество о Новом Завете, когда, по пришествии в мир Спасителя, к Истинной вере обратятся многие народы земли. Хам же должен был находиться в рабстве у своих братьев (Быт. 9, 25-27). Действительно, согласно дальнейшим событиям Ветхого Завета, Ханаан был жестоко завоеван древними евреями. Так же, в более позднее время, обоснованно или нет, преемство Ханаана усваивалось и другим народам, подвергаемым порабощению.

 

            Произошедшие от Ноя «новые» люди оказались не лучше прежних.

 

               К сожалению, произошедшие от Ноя «новые» люди оказались не лучше прежних: предрасположенность ко греху продолжала передаваться из рода в род. Вершиной самонадеянности древних людей стала попытка постройки высокой башни, чтобы с ее помощью достичь неба (Быт. 11, 4), т.е. как бы встать вровень с Богом. По Преданию, даже на недостроенной башне размещались лучники, стреляющие в небо. Несмотря на наивность и физическую невозможность успеха этой попытки, Бог вмешивается и прерывает процесс: чудесным образом, огромное количество согласованно работавших людей перестает друг друга понимать, формируются новые языки. Группируясь по ним, люди расходятся в разные места и бросают стройку. И хотя немало людей и народов ушли не слишком далеко, а некоторые – и остались на том же месте, в городе, названном Вавилоном (Быт. 11, 9), создавая цивилизацию Междуречья, к строительству башни они уже не возвращались.

           История Вавилонской башни является образом того, что любое большое объединение людей, ставящее сверхзадачи, связанные с гордостью и могуществом и при этом с желанием занять место Бога, обречены на неудачу. Бог попускает в них начаться деструктивным процессам, связанным с человеческими амбициями, эгоизмом или слабостями, приводящим к саморазрушению. В человеческой истории это нередко можно наблюдать на примере империй, проектов, компаний и организаций. Здесь же коренится ответ на вопрос, почему Бог попускает существовать разным народам, их розни, вражде и войнам. Это один из механизмов ограничения гордыни и самовозношения человека, которая за прошедшее от Адама (всего лишь съевшего плод, чтобы якобы «быть как боги») время развилась до огромной стройки.

               Единственным объединителем для разделенных народов мира может и должна стать вера во Единого Истинного Бога в Его Церкви, что стало возможным с момента Пятидесятницы, как об этом говорится в кондаке:

 

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва; и согласно славим Всесвятаго Духа.

 

             Среди рассеявшихся людей, забывающих и искажающих представление о Боге, стало появляться язычество.

             И все же, Бог не оставлял людей, иногда давая им явные и неявные указания на то, что их спасение от греха произойдет, хотя зачастую, они и не вполне понимали их. Прежде всего, Он выделил среди потомков Сима Авраама, праведника, неподверженного язычеству. Ему предстояло дать начало народу (Быт. 12, 2), почитающему Бога, среди которого и должна родиться та Дева, Которая станет Матерью Спасителя. Книга Бытия никак не приукрашивает дела Авраама. Опасаясь голода, он уходит из обетованной ему земли в Египет. В Египте выдает свою жену Сарру за сестру, чтобы не быть убитым, верно предположив, что фараон захочет забрать ее в гарем, и только Божественное вмешательство спасает положение (Быт. 12, 11-20). Наконец, разуверившись в способности своей жены родить, он заводит сына от ее служанки Агари (Быт. 16, 4). Сын Агари, Исмаил, считается предком арабов. Тем не менее, Господь подтвердил, что обетованный великий народ произойдет именно от сына Сарры, и Авраам не терял веры. Именно полное доверие к Богу было главным достоинством Авраама (Быт. 15, 6). В подтверждение обетования, Бог заключает с Авраамом особый Завет (Быт. 15, 18), а затем и вовсе является ему в виде трех Ангелов (Быт. 18, 1-3). Вера Авраама к Богу столь велика, что родившегося в конце концов сына, Исаака, он готов принести в жертву, согласно Божию повелению, хотя и не может понять, зачем и почему (Быт. 22). Этой готовности оказывается достаточно: Бог останавливает жертвоприношение, и дает возможность принести вместо сына овна, чудесным образом оказавшегося поблизости. Именно на месте этого события, горе Мориа, впоследствии будет возведен Иерусалимский Храм.

                    Иерусалимский Храм, и предшествовавшая ему походная Скиния, в особенности, расположенный в Скинии Ковчег Завета, будучи местом особого пребывания Бога, являются своеобразным пророчеством о Пресвятой Богородице. Интересным эпизодом, прямо прообразовавшим событие Введения Пресвятой Богородицы во Храм, стало перенесение Давидом Ковчега Завета в его новую столицу, Иерусалим, совершенное весьма торжественно (1 Пар. 15). Давид очень хотел построить вместо Скинии новый большой Храм, однако, согласно Божию повелению, это должен был сделать его сын, Соломон, правление которого не должно было омрачаться войнами и кровопролитием (1 Пар. 22, 8). По окончании строительства, Соломон совершил еще более торжественную церемонию перенесения Ковчега Завета на новое место, чем его отец (3 Цар. 7, 51 – 8, 11). Подробнее о Скинии и Ветхозаветном Храме будет изложено ниже, в отдельном разделе.

                   Чем ближе подходило время Пришествия Спасителя, тем яснее израильские пророки ощущали недостаточность того богослужения, и тех жертв, которые совершались. Совершенно очевидно было, что эти жертвы никак не очищают душу приносящего их, и зачастую превращаются в пустой формализм, как это было у Каина. Позднейшие пророки все больше говорят о Новом Завете, который будет заключен «на скрижалях сердца» (Иер 17, 1; 31, 31-34; Ис. 66, 1-2).

 

         Совершенно очевидно было, что эти жертвы никак не очищают душу приносящего их, и зачастую превращаются в пустой формализм.

 

                   Пророк Исаия же явным образом пророчествует о рождении Сына от Девы (Ис. 7). Великий царь Давид изрек знаменитые Псалмы 44 и 131, пронизанные указаниями о Пресвятой Деве, такими как «Дщери царей в чести Твоей, предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего. И возжелает Царь доброты Твоея: зане Той есть Господь Твой и поклонишися Ему» (Пс. 44, 9-11) и «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея» (Пс. 131, 8). Многочисленные пророчества о Пресвятой Богородице более подробно приведены в статье о празднике Ее Рождества.

http://www.dionisy.com/img/229/frag_lg.jpg

Дионисий. Пророк Давид. Ферапонтов монастырь. www.dionisy.com

 

              Благочестивые, но бесплодные супруги, Иоаким и Анна, были, несмотря на свою благотворительность, предметом насмешек окружающих. В конечном итоге, принесенный Иоакимом дар в Иерусалимский храм был отвергнут первосвященником Иссахаром. Потрясенные супруги могли лишь в отчаянии молить Бога смилостивиться над ними.

 

           Потрясенные супруги могли лишь в отчаянии молить Бога смилостивиться над ними.

 

             И вскоре, каждому из них был послан Ангел, сообщивший о грядущем рождении у них Дочери, Которую следовало назвать Марией (что переводится как «Госпожа» или «Надежда»), посредством Которой будет дано спасение всему миру.

 

http://www.dionisy.com/img/149/frag_lg.jpghttp://www.dionisy.com/img/150/frag_lg.jpghttp://www.dionisy.com/img/151/frag_lg.jpghttp://www.dionisy.com/img/154/frag_lg.jpg

Дионисий. Фрески Ферапонтова монастырь. Рождество Пресвятой Богородицы. Фрагменты. www.dionisy.com

 

               И действительно, на удивление всем насмешникам, Иоаким и Анна родили Дочь, немедленно пообещав посвятить Ее на служение Богу в Иерусалимский храм. Это не проявление родительского равнодушия, а свидетельство глубочайшей веры и благодарности Господу. Задолго до Марии, подобным образом на служение Богу был посвящен пророк Самуил (1 Цар. 1, 24-28), так же особым образом вымоленный своей, прежде много лет бесплодной матерью. А ситуация рождения именно у бесплодной женщины особо отмеченного Богом ребенка и вовсе повторяется в Ветхом Завете много раз, начиная с Сарры и Исаака.

 

СОБЫТИЕ ПРАЗДНИКА

 

http://i.mycdn.me/i?r=AzFIxPtkV78jcmdRfpoIOyaJGwUKbcPWLxztquDcoSeAEjO7EuABt8t6j6ROsg0SwU4

                О самом событии Введения во Храм Пресвятой Богородицы, так же, как и о Ее Рождестве, не говорится в Евангелии. Сведения содержатся лишь в апокрифических Протоевангелии Иакова (I-VII) и «Книге о Рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» (Евангелии Псевдо-Матфея).

https://vsdn.ru/images/data/mus/14168_big_1497606133.jpg

Чима де Конельяно. Введение Марии во Храм

 

                    В частности, содержится такая подробность, что первоначально Иоаким и Анна хотели привести Марию в Храм в двухлетнем возрасте, однако все же оттянули посвящение еще на год. Когда же Мария была все же приведена в Храм, новый первосвященник, Захария (возможно, будущий отец Иоанна Предтечи) устроил Ей торжественную встречу.

https://i.pinimg.com/originals/3d/bb/42/3dbb4279f3cb2b2e29320c2e10839d1f.jpg

Александр Иванов. Архангел Гавриил поражает Захарию немотой

 

            Она чудесным образом без помощи взрослых поднялась на 15 ступеней храма, а затем, была введена Захарией в Святое Святых, самое священное место Храма.

              Служение Марии при Храме, однако, коренным образом отличалось от большинства ее предшественников, в т.ч. и Самуила, поскольку с самого начала подразумевало такое необычное для древнего Израиля явление, как девство. Такой подвиг в некотором роде является прообразом монашества. Иудеи ожидали Мессию Спасителя, однако представляли Его как человека, рожденного обычным образом. Пророчества о рождении от Девы (Ис. 7) и о семени жены (Быт. 3, 15) оставались не проясненными. Именно поэтому жизнь Марии казалась необычной и странной. Единственный аналог, возможно, можно найти в книге Судей, где Иеффай, во исполнение сгоряча данного обета, должен принести в жертву собственную дочь (Суд. 11 34-40). Туманность текста, а так же тот факт, что вера в Истинного Бога категорически не приемлет человеческие жертвоприношения (в т.ч. случай с Исааком) заставляет предположить, что жертва в данном случае состояла в хранении девства и поступления на служение при Скинии. И более подобный опыт среди народа Израильского не воспроизводился.

           Для хранения девства Марии, с Ней был обручен благочестивый пожилой вдовец Иосиф, имевший собственных взрослых детей.

 

БОГОСЛОВИЕ ПРАЗДНИКА

 

                Данный праздник, как и все прочие, посвященные Пресвятой Богородице и Ее иконам, призваны напоминать о том, что Спаситель, будучи Богом, стал для нашего спасения человеком, воплотившись во чреве Девы, не будучи собственно потомком никого из людей, и не неся в себе первородного греха. В то же время, именно родившись, а не как-то призрачно возникнув, Он по природе стал человеком. Осознавая существование человеческой природы Христа, мы почитаем Его Матерь, благодаря которой Боговоплощение стало возможно, особо отмечая как различные виды Ее изображения, так и ключевые события Ее жизни, в которых Она проявила Свою праведность и устремленность к исполнению воли Божией.

 

СКИНИЯ И ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ

 

                     Скиния - это разборный походный храм, удобный в то время, когда Израильский народ путешествовал по Синайскому полуострову и приступил к завоеванию Ханаана. Обо всем устройстве Скинии Моисей услышал непосредственно от Бога, и прямо передал все необходимые требования особым образом избранным мастерам (Исх. 31). Описание Скинии и служение при ней описывается в книгах Исход, Левит и Второзаконие. Главным действием, совершаемым в Скинии, были различные жертвоприношения.

 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=4b29f9d581ed265bd82bdfc686a5062c-5428273-images-thumbs&n=13

Рембрандт Хармес ван Рейн. Моисей

 

https://logosinfo.org/wp-content/uploads/2016/03/tumblr_ng7vfhouw51t43e29o1_1280.jpg

Возведение Скинии. Иллюстрация к Библии XVIII в.

 

               Служители Скинии делились на три категории: Первосвященник, священники и левиты. Последние, не совершая жертвоприношений, выполняли всю вспомогательную работу вокруг Скинии. Все они должны были происходить из колена Левиина. Первосвященник (он мог быть только один) и помогавшие ему священники принадлежали к роду Аарона, левиты – к прочим родам этого колена. Колено Левиино полностью посвящалось на служение Богу, при дальнейшем разделе Палестины, ему не полагалось собственной территории (Числ. 18).

               Скиния представляла собой палатку внутри ограды, и делилась на три части, имеющих разный уровень допуска: двор (т.е. пространство в ограде вне палатки), где располагались жертвенник Всесожжения и умывальник и где могли находиться все представители народа Израильского; собственно Скиния (Святое), где находились жертвенник курения (алтарь кадильный), семисвечник и стол с 12 хлебами Предложения и куда могли входить только священники; Святое Святых, особое пространство внутри Скинии, отделенное завесой, где хранился Ковчег Завета (специальный ящик с фигурами двух Херувимов на крышке), в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями, а позднее к ним добавились и другие святыни: сосуд с Манной и расцветший жезл Ааронов (Евр. 9, 4; Исх. 16, 33-34; Числ. 17, 10). К Ковчегу нельзя было прикасаться (это допускалось лишь в особых случаях), при необходимости перемещения, его носили на специальных шестах. В Святое Святых мог заходить только первосвященник, при том, крайне редко.

              Как уже говорилось, царь Давид, задумавший возвести во вновь завоеванном Иерусалиме вместо Скинии большой капитальный Храм, не был допущен Богом до его возведения из-за обилия пролитой им крови (1 Пар. 22, 8), и был удостоен лишь соорудить в своей новой столице новую Скинию (1 Пар. 15).

 

https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2016/01/David-prorok.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педро Берругете. Пророк Давид

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e8/Berruguete%2C_Pedro_-_Salomon_-_c._1500.jpg

Педро Берругете. Царь Соломон

 

                  Честь построить Иерусалимский Храм досталась его сыну Соломону. Храм был построен на горе Мориа, где когда-то Авраам едва не принес в жертву собственного сына. Сам же город Иерусалим уже тогда имел большое сакральное значение. Это тот самый Салим, которым во времена Авраама правил таинственный царь-священник Мелхиседек. Никакой иной город не мог стать столицей царства Избранного народа и центром поклонения Истинному Богу.

 

http://www.dionisy.com/img/224/frag_lg.jpg

Дионисий. Мелхиседек. Ферапонтов монастырь. www.dionisy.com

 

                   Новый храм, как и Скиния, возводился согласно непосредственным повелениям Божиим. Его возведение достаточно подробно описано во 2 книге Паралипоменон. В целом, он практически воспроизводит Скинию со всеми ее деталями, но значительно превосходит размерами и роскошью, обилием мрамора и золота. В частности, перед Святым возводятся 15 ступеней (по которым, уже в позднем Храме, без посторонней помощи, и не встречая сопротивления священников, взошла Богородица). Предполагается, что именно во время торжественного восхождения священника по этой лестнице, исполнялись короткие Псалмы, ныне объединенные в Кафизму 18, и озаглавленные как Песни Восхождения.

                        Великолепный Храм не мешал древним евреям уклоняться в язычество, чему положил начало еще сам Соломон. Уже после смерти Соломона, большая часть колен Израилевых откололась, образовав отдельное царство, быстро впавшее в язычество. Оставшаяся часть (в основном, колена Левиино и Иудино), в основном придерживалась почитания Бога, но не всегда и нетвердо. Пророки предупреждали, что Бог в конце концов попустит разрушению города и Храма. Он уберег Иерусалим от завоевания Ассирией (великой империей Ближнего Востока, возникшей в Междуречье, несколько в стороне от тех мест, где когда-то давно строилась Вавилонская башня), завоевавшей прежде отделившиеся и впавшие в язычество колена. Но, в конце концов, Он попустил тому, что в 586 г. до Р.Х., Иерусалим завоевало и разрушило Нововавилонское Царство (следующая великая империя, пришедшая на смену Ассирийской и возникшая уже непосредственно вокруг древнего Вавилона). Во время завоевания Иерусалима, Храм Соломона был разрушен, значительная часть жителей вывезена в Междуречье. Был утрачен ковчег Завета. По одной из версий его унес и спрятал современник тех событий, пророк Иеремия. Сам пророк остался в городе, написав о произошедших событиях книгу Плач Иеремии.

              Плененные вавилонянами представители израильской знати не были лишены возможности служения при царском дворе. Некоторые добились значительных успехов, сумев даже внушить уважение к своей вере, о чем можно прочитать в книге пророка Даниила, пользовавшегося большим доверием у нескольких царей. Там же рассказывается о трех его друзьях, готовых умереть в раскаленной печи, но не отвергнуться от Бога, и чудесным образом спасенных. Самым же значительным еврейским пророком вавилонского времени был Иезекииль, прямо говоривший о предстоящем возобновлении Храма, и описывавший, иногда символически, его новые особенности. Так же, как тексты о Скинии, Ковчеге Завета и первом Храме, пророчества Иезекииля могут толковаться как Богородичные (Иез. 43, 27 – 44, 4).

                Через 70 лет, в 516 г. до. Р.Х., когда Вавилонская держава уже была поглощена Персией, ее царь Кир разрешил желающим евреям вернуться в Палестину, восстановить Иерусалим и Храм. Восстановлением руководил потомок Давида Зоровавель. Храм уже не был столь великолепен.

 

               Царь Кир разрешил желающим евреям вернуться в Палестину, восстановить Иерусалим и Храм.

 

                Уже при земной жизни Спасителя, в 20 г. по Р.Х. царь Ирод Великий, попытался реконструировать его в античном стиле. Здание, вероятно, действительно было большим и красивым, вызывало восхищение всех приходящих в город, в т.ч. и Апостолов (Мк. 13, 1). Однако Христос прямо говорил о грядущем разрушении Храма (Мф. 24, 1-2; Мк. 13, 2), что произошло уже через 50 лет после реконструкции. В 70 г., в ходе, неудачной войны за независимость против Рима, в результате затяжной осады войсками Веспасиана и его сына Тита, город, а вместе с ним и Храм, были захвачены и практически стерты с лица земли.

               Часть фундамента Храма сохранилась до наших дней. У евреев это место почитается как Стена Плача, к которой они приходят со своими горестями, и в некотором роде она играет роль «храма». Восстановление Храма – заветная мечта иудеев. Христианская традиция связывает это событие с пришествием антихриста. Византийский император Юлиан Отступник, попытавшийся отказаться от Христианства, пытался, назло христианам, восстановить Иерусалимский Храм. Однако, это чудесным образом не удалось: хроники говорят о некоем вырывавшемся из земли огне. Впоследствии, на месте Храма несколько веков спустя, арабские завоеватели построили мечеть Аль-Акса, сооружение «Купол Скалы» и ряд других.

              Вокруг территории Храма находится музей под открытым небом: место бывших археологических работ. В то же время, на территории самого бывшего Храма раскопки не велись.

 

Место бывших археологических раскопок. Фото автора.

 

Памятник царю Давиду. Фото автора.

             В Своей беседе с самарянкой, Христос уже говорил о том, что необходимость в одном единственном Храме отпадает: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4, 21-23). В соответствии с этим, в Христианстве нет единого Храма, а храмы, как специальные помещения для богослужений, возводятся повсеместно. При этом, в своем устройстве, они имеют заметное преемство или аналогию со Скинией и Иерусалимским Храмом (трехчастное деление, Престола и жертвенник, а так же собственно и алтарная часть, к которым ограничен доступ непосвященных, семисвечник, завеса, кадило, умывальник и т.д.). При этом, изначальным атрибутом христианского храма был только Престол, на котором собственно совершается Евхаристия. Прочие элементы так или иначе были воссозданы впоследствии, и в самые ранние годы Христианства могли отсутствовать.

 

 

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

 

          Введение – возможно наиболее поздно установленный Двунадесятый праздник.

https://i.pinimg.com/originals/2f/d8/6f/2fd86fc29a3097bdd0370f55e6424b11.jpg

Император Юстиниан I

 

         Его установление относят к VI в. и связывают с именем византийского императора Юстиниана I, который, продолжив традицию еще св. Константина строить на Святой Земле Храмы на месте событий Священной Истории (самые известные – Храм Воскресения Христова, Храм Рождества Христова в Вифлееме, Преображенский монастырь на Фаворе на соответствующих местах), возвел в 543 г. около руин Иерусалимского Храма, первую церковь, посвященную введению Пресвятой Богородицы во Храм. Ее так же называли «Новой» (чтобы отличать от другой Богородичной церкви, ставшей «Старой», построенной недалеко от Овчей Купели, и от того места, где проживали Иоаким и Анна (о православном и католическом храме св. Анны на этом месте говорилось в статье о Рождестве Пресвятой Богородицы). Тем не менее, значимость этого праздника, как общецерковного, тем более, одного из важнейших, выросла позже.

         Различные уставы последующих веков по-разному обозначают важность праздника и даже его дату. К VIII в. относятся две большие проповеди о Введении, усваиваемые патр. Константинопольскому Герману I. С IX по XIV в. значимость праздника на Востоке растет, пока он не занимает свое место среди двунадесятых. При этом, на Западе его восприятие шло позже, и до сих пор он не относится к числу наиболее почитаемых. В качестве даты праздника, в большинстве регионов и церквей, была установлена дата 21 ноября (4 декабря по н.ст.), однако, например, по коптским месяцесловам, она установлена 29 ноября, по некоторым западным – в воскресенье после 11 ноября.

 

СВЯЗАННЫЕ ПРАЗДНИКИ

 

              Празднику предшествует один день предпразднства. Попразднство длится четыре дня и завершается отданием, когда богослужение праздника повторяется без полиелея и чтения паримий.

 

БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА

 

            Служба праздника совершается по Минее (по ссылке приводится богослужебный текст на церковнославянском языке и его перевод на русский язык). В случае попадания на воскресенье, присутствуют и элементы воскресной службы. Такой вариант в данной статье не рассматривается. Богослужение состоит из Всенощного Бдения (великой вечерни, утрени с полиелеем и первого часа) и Литургии. Уставом перед Всенощным Бдением предусмотрена еще малая вечерня, которая обычно не служится.

          Структура службы обычна для Всенощного Бдения. После мирной ектеньи поются стихи из псалмов 1 кафизмы («Блажен муж…»).

           Стихир на «Господи воззвах…» семь, включая Славник. Отдельного Богородична нет. В стихирах последовательно упомянуты все действующие лица события, изображенные и на иконе: Пресвятая Богородица, сравниваемая с «Одушевленным Храмом», приводимая в Храм "жити во святых" (т.е. жить в месте особой святости), Ее святые родители, отроковицы, сопровождавшие Ее вход в Храм, первосвященник Захария, Архангел Гавриил, приносящий Ей пищу.

          Читаются три паримии. Они отличны от паримий прочих Богородичных праздников: о повелении Бога об освящении Скинии (Исх. 40, 1-5, 9-10, 16, 34-35); об освящении вновь построенного Иерусалимского Храма при Соломоне (3 Цар. 7, 51; 8, 1, 3-7, 9-11); пророчество Иезекииля о новом Храме (Иез. 43, 27 – 44, 4).

          Событие перенесения Ковчега Завета в новую Скинию (1 Пар. 15) в Иерусалим вспоминается в первой стихире на литии. В третьей вообще Богородица именуется как «от пророков Проповеданная…». Всего стихир четыре. К сожалению, они редко исполняются полностью.

          В стихирах на стиховне используются стихи Псалма 44 (14 и 15), обычного для Богородичных праздников. Но, подобно тому, как для Введения читаются отличные от прочих праздников паримии, так и  в данном случае используются отличные от прочих праздников стихи псалма, в которых особо акцентирован приход Царицы в сопровождении дев. При этом во второй стихире Анна  названа Божественной благодатью. Здесь спрятана определенная игра слов: имя Анна переводится с еврейского как Благодать. Слово "(родителей) сопряжение" в третьей стихире переводится как супружеская чета.

          Тропарь праздника достаточно прост. В нем говорится, что празднуемое событие является очередным этапом великого Божественного замысла по спасению человека. Осуществляя пророчества о Себе, Пресвятая Дева, в то же время Сама предвозвещает грядущее пришествие Своего Божественного Сына.

 

Тропарь, Глас 4:

Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает, Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

 

          Во втором седальне по кафизме на утрене проводится параллель между Иерусалимским Храмом, куда вошла Пресвятая Дева, и Ей Самой, названной «Одушевленным Храмом». Слово "яко сущо" переводится как "поистине".

              По полиелее поется величание праздника и избранный псалом, содержащий стихи псалмов 47, 86, 45, 95, 64, 117 и особенно 44.

 

Величание:

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим е́же в хра́м Госпо́день// вхожде́ние Твое́

 

             В седальне по полиелее упоминаются царь Давид, составитель Псалма 44, святые родители Пресвятой Девы и некий сын Варахиин. Под этим именем подразумевается первосвященник Захария, и он же был упомянут Иисусом Христом, как убитый «между Храмом и жертвеенником» (Мф. 23, 35). В Ветхом Завете (IX-VIII вв. до Р.Х,) существовал пророк Захария, сын Варахиин, оставивший одну из малых пророческих книг. Действительно ли два Захарии имели одинаковое отчество или у этого уподобления есть иные причины, до конца непонятно.

               Перед чтением Евангелия произносится прокимен на основе стихов 10 и 1 Псалма 44. Евангельское зачало (Лк. 1, 39-49,56) повествует о путешествии Пресвятой Девы Марии к Елисавете, к теме данного праздника не относится, и стандартно для большинства Богородичных праздников. В стихире по 50 Псалме Богородица вновь названа «Храмом». Канонов праздника два. В целом, они повторяют те же образы, что и описанные выше стихиры, но есть и ряд оригинальных тропарей.

           В первой песни второго канона, в последнем тропаре (на «И ныне…») в обращении к Богородице, о Христе говорится, что Он оделся в багряную (царскую) одежду, окрашенную «от кровей» Ее.

               С праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы начинается исполнение в канонах праздничных дней (в т.ч. и в самый праздник Введения) в качестве катавасии ирмосов канона Рождества Христова («Христос раждается, славите…»). Таким образом, с этого дня, любое праздничное богослужение получит небольшое напоминание о грядущем Рождестве.

          В третьем тропаре первого канона третьей песни друг другу противопоставляются Богородица и Ева.

         Праздничное настроение выражено в первом тропаре второго канона той же песни. Слово "Учреждающеся" в данном случае переводится как "угощаясь". Сразу в трех тропарях Богородице усвоен эпитет «Трилетствующая». Это классический пример неограниченных возможностей церковно-славянского словообразования, позволяющего делать любые кальки с любых языков (прежде всего, с греческого). Это слово дало название малоизвестной иконе Богородицы, где на изображена трехлетним ребенком, в возрасте начала Ее жизни при Храме. В четвертом тропаре Она названа Божией Агницей, Голубицей, Скинией, Освященной славой.  

 

Икона Пресвятой Богородицы Трилетствующая

               В седальне на «И ныне…» по третьей песни говорится о том, что Ангелы Богородицу «дориносят» (т.е., несут под охраной на щите, как императора, это еще одна калька). Дерзновенность этих слов особенно становится понятной, если вспомнить, что то же самое действие упоминается относительно Христа в Херувимской песни на Литургии.

                 Во втором тропаре четвертой песни первого канона событие Введения во Храм увязывается с пророчеством Аввакума. Там говорится о том, как Пресвятая Дева, зайдя во Святое Святых Храма, осеняет ("покрывает") концы вселенной. В следующем тропаре фраза "образы строения носит" подразумевает, что проявились знаки заботы Господа о спасении человека. Это один из тех случаев, когда очевидный прямой перевод с церковнославянского на русский привел бы к полной бессмыслице, но в контексте становится ясным.

                 Слово "священие" в первом тропаре пятой песни первого канона обозначает "святыня". 

           В кондаке по шестой песни Пресвятая Дева вновь именуется Пречистым Храмом Спасителя и Священным Сокровщем, но так же и «Селением Небесным», что возможно отсылает к еще одному известном прообразу: лестнице Иакова (Быт. 28).

 

Кондак, глас 4:

Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное.

 

           Тропари восьмой песни первого канона построены в форме диалога прав. Анны с первосвященником Захарией. В частности, последний поражается, «како Храм вместит Ю?». В третьем тропаре есть интересное слово "зовя вопию" ("усиленно взываю"). Во-первых, два слова с близким значением как бы усиливают друг друга. Во-вторых, в церковнославянском языке отсутствуют деепричастия, однако их роль иногда выполняют причастия, и здесь как раз тот редкий случай. Правда, более корректным было бы не "зовя", а "зовящи", аналогично слову "призывающи" из этого же тропаря. Начало пятого тропаря переодится как "укрепляюсь, слушая твои слова". 

       В шестом тропаре восьмой песни второго канона говорится, что Мария вселяется не просто в Храме, а в недоступных человеку местах обитания Самого Бога, напоминая о Ее посещении Святого Святых Храма.

           После восьмой песни, традиционно для двунадесятых праздников, отсутствует Песнь Пресвятой Богородицы, вместо которой исполняется ирмос девятой песни (задостойник), а каждение осуществляется во время самой девятой песни.

 

Задостойник, глас 4:

А́нгели, вхожде́ние Пречи́стыя зря́ще, удиви́шася,/ ка́ко Де́ва вни́де во свята́я святы́х.

Я́ко одушевле́нному Бо́жию киво́ту,/ да ника́коже ко́снется рука́ скве́рных,/ устне́ же ве́рных Богоро́дице немо́лчно,/ глас А́нгела воспева́юще, с ра́достию да вопию́т:/ и́стинно вы́шши всех еси́, Де́во Чи́стая

               

                Во втором тропаре девятой песни первого канона фраза "паче слова" переводится как бы "сверх разумения, неописуемо словами", а фраза "течения греховного непрятно" как "недоступно для греховной изменчивости". В следующем тропаре напоминается о том, что основные элементы ветхозаветной Скинии и Храма (завеса, жезл Аарона, Ковчег Завета) прообразовали Пресвятую Богородицу. Следующий тропарь является вариацией на тему Псалма 44. Слово "упещрену" переводится как "украшенную".

           Хвалитных стихир пять, включая славник. Специального Богородична нет. В третьей вспоминается о том, что Ангел доставлял Марии в Храм в пищу хлеб, и проводится параллель с тем, что Она родила Спасителя, Который так же именуется Хлебом Небесным.

             На Литургии принципиальных особенностей нет. Обычный прокимен Богородичного праздника перед Апостолом основан на Песни Пресвятой Богородицы (из Лк. 1, того самого фрагмента, что читался на утрене). Апостольское зачало читается о Скинии, и о Святом Святых (Евр. 9, 1-7). Выбор зачала связан с тем, что Святое Святых Храма с одной стороны стало символическим прообразом Пресвятой Девы, с другой стороны было, вопреки обычным законным правилам Ею посещено. Аллилуиарий – на основе Псалма 44 (стихи 10 и 12). Евангельское чтение – о Марфе и Марии и о Блаженном Чреве (Лк. 10, 38-42; 11, 27-28), свойственное большинству Богородичных праздников. Причастный стих – на основе Псалма 115 («Чашу спасения прииму и имя Господне призову»).

 

 

Прокимен, глас 3, песнь Богородицы: Вели́чит душа́ Моя́ Го́спода, / и возра́довася дух Мой о Бо́зе, Спа́се Мое́м.

Стих: Я́ко призре́ на смире́ние рабы́ Своея́: се бо от ны́не ублажа́т Мя вси ро́ди.

Аллилуиа, глас 8: Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́.

Стих: Лицу́ Твоему́ помо́лятся бога́тии лю́дстии.

 

Файл с текстом службы, в котором выделены все упомянутые места, можно открыть здесь (рекомендуется в отдельной вкладке).

 

ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА

 

 

Мануил Панселин. Введение во Храм Пресвятой Богородицы

 

 

           Икона праздника представляет собой сложную композицию с большим количеством персонажей. Действие происходит в Храме, традиционно символически изображаемом в виде навеса (кивория).

               В нижней части иконы изображается процессия, впереди кторой шествует Пресвятая Богородица, изображенная как взрослый человек, только вдвое меньшего роста (на иконах академического письма Она изображена ребенком). За Ней следуют прав. Иоаким и Анна, и многочисленные девушки или родственники. Встречают Ее в Храме первосвященник Захария и храмовые служители. При этом, и родители, и священнослужители, и сопровождающие склоняются перед Марией, Которая помещена (даже визуально) в центр композиции. Вариантом может быть изображение Ее поднимающейся по 15 храмовым ступеням, а Захария – встречает Ее вверху. Еще одно изображение Богородицы, так же маленькой, нередко помещается вверху Храма. Так Она символически изображена вошедшей в Святое Святых, и к Ней спускается Ангел (иногда определяемый как Гавриил, приносящий пищу).

 

ГЕОГРАФИЯ

Храмы Троицы Живоначальной и Введения во Храм Пресвятой Богородицы у Салтыкова моста. Фото: MANUL78

Фильм из цикла "Святыни Москвы"

 

https://xn--b1afkimsn3a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2018/12/870_580_fixedwidth.jpg

Храм Введения в Барашах. Фото https://vvedenievbarashah.ru /

 

Храм Введения на Большой Лубянке (Архивное фото, Specialradio.ru)

 

Храм Введения в бывшем Варсонофьевском монастыре (Архивное фото, Specialradio.ru)

 

Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Вешняках в Москве. Фотография.

Храм Введения в Вешняках. Фото: Квасников Ю.С.

 

http://hramvbutovo.moseparh.ru/files/2018/03/0_142f05_8018252b_XL.jpg

Храм Введения в Черневе. Фото: hramvbutovo.moseparh.ru

 

https://www.mfua.ru/img/news/359/482d35d22bf95562c099c4964124fd63%20(1).jpg

Домовый храм Введения при МФЮА. Фото: MFUA.ru

 

Введенский храм в Преображенском монастыре в Ярославле. Фото автора.

 

Введенский собор

Свято-Введенская Оптина Пустынь. Фото автора

 

Свято-Введенская Оптина Пустынь. Видео

Оптина-Пустынь. Фильм-паломничество

Еще

Свято-Введенская Оптина Пустынь. Из цикла "Монастыри России"

 

Серпуховской Введенский Владычний монастырь. Фото Инокини.рф

 

Из цикла "Монастыри России":

Серпуховской Введенский Владычний монастырь

Серпуховской Высоцкий монастырь (не посвящен празднику Введения, но его история неотделима от предыдущего)

 

Введенский храм Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры. Фото автора 

 

Введенский Толгский монастырь. Фото автора.

Введенский Толгский монастырь. Видео

 

Памятник на месте Введенского собора в Санкт-Петербурге. Фото автора.

 

ПРОПОВЕДИ

Свт. Григорий Палама. Омилии LIV и LV. На Святое Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Свт. Лука Крымский. Слово в день Введения во Храм Пресвятой Богородицы

Митр. Антоний Сурожский. Проповедь в день Введения Божией Матери во Храм

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповедь в день Введения во Храм Пресвятой Богородицы

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Коротко о празднике. Введение во Храм Пресвятой Богородицы

И еще

Лето Господне Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Видео

Праздники. Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Видео

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Минея

2. Типикон

3. Протоевангелие Иакова

4. Книга о Рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя (Евангелие Псевдо-Матфея).

5. Битбунов Г.С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). – М.: Сретение, 2011

6. Богослужения Двунадесятых праздников и Пасхи. - М.: ПСТГУ, 2019

7. Православные святые и праздники. №31. Введение во Храм Пресвятой Богородицы.