Матрона Анемнясевская: блаженны нелюбимые, ибо они возлюблены будут
Блаженная Матрона с раннего детства испытала, может быть, самую тяжкую боль – боль отторжения, неприятия, нелюбви самых близких – родителей и братьев-сестер. Память 29 июля
В 7 лет ослепла, в 10 – перестала ходить
Есть блаженные, Христа ради юродивые, которых трудно понять: они «чудят», совершают вызывающие поступки, загадочно разговаривают.
Есть другие, «понятные», часто тяжело болеющие с детства, но только вот не они, физически немощные инвалиды, просят помощи, а люди идут к ним за утешением. И исполняется на них в полной мере сказанное Богом апостолу Павлу: «Сила Моя в немощи совершается».
Блаженство первых и вторых – в полном предании себя воле Божией, какой бы она ни была: полном настолько, что кажется юродством, потому что непонятно и раздражает.
Во все времена блаженные, юродивые напоминали о том, что ценности земные – благополучие, карьера, счастье в личной жизни, даже здоровье – вторые по счету. Очень важные, но вторые.
А первое – Бог и мир совести с Ним, законы Неба, так часто попираемые даже не безбожием, а фарисейским ханжеством, «обрядами веры», в житейской суете.
Жизнь блаженного не описать канонами, в их жизни вообще мало каноничного, и даже рождаются они «неканонично». Святая Матрона Анемнясевская (1864–1936) родилась не в благочестивой семье с крепкими христианскими устоями: ее отец крепко пил, считался на деревне пропойцей, хозяйство было запущенным, оба родителя, как говорит житие, «по внешнему виду казались какими-то недоразвитыми».
Неизвестно, почему родители не любили Матрену, хотя она была живым, здоровым ребенком. «Приедут, бывало, с базара, – говорила Матрона, – всех сестер оделят гостинцами, а меня обойдут, так я, молча, и отойду в сторону обиженная…». Ей больше, чем кому-нибудь из братьев и сестер, доставалось ругани и побоев.
В семь лет Матрена заболела оспой и ослепла. Слепой девочке непросто было справляться с домашней работой и нянчаньем: однажды она нечаянно уронила сестренку с крыльца на землю. Мать схватила Матрешу и начала колотить чем ни попадя, зло бранясь.
Девочка плакала и просила прощения, но мать, войдя в какое-то исступление, не унималась, как вдруг – говорит житие – Матрона увидела Богородицу, протягивающую к ней руки с Неба:
«Мама, Богородица», – закричал ребенок, но мама била сильнее. Видение повторилось три раза, но мать не слушала; в последний раз Пресвятая Богородица дала Матрене свиток. О том, что там было написано, блаженная Матрона никогда не рассказывала.
На следующее утро изувеченная девочка не смогла подняться. С этого времени она навсегда лишилась возможности ходить.
«Ты лежишь столько лет, небось, Богу-то угодна»
Село Анемнясево, где родилась и жила святая Матрона. Фото с сайта fondpm.ru
Так лежала Матрена в родительском доме до 17 лет, терпя ругань и укоры в «дармоедстве». Внешне она казалась десятилетним ребенком: ее тело перестало расти и навсегда осталось таким, каким было у десятилетней девочки.
Ее платьице, закрывавшее блаженную совсем с ногами, было всего 90 сантиметров в длину. Матрена могла переворачиваться с бока на бок, шевелить ручками и брать небольшие предметы.
Односельчанам было известно о жизни девушки, и они относились к ней с почитанием – в народе без вины страдавшие терпеливцы всегда считались «Божьими людьми».
С семнадцати лет к Матрене пошел народ. Первым за помощью пришел крестьянин ее же деревни, пильщик дров.
«Матреша, вот уж как ты лежишь несколько лет, ты, небось, Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину, может быть, и пройдет от тебя. Чего мне делать, лечился – доктора не помогают».
Матреша исполнила его просьбу – боли в спине действительно прекратились, и он встал на работу.
Крестьянин этот рассказал о своем исцелении одному из соседей, и тот говорит:
«Пойду и я к ней: нас замучили дети, скоро двенадцатый родится; попрошу ее помолиться, чтобы Господь прекратил у нас детей».
Пришел он к Матреше и попросил помолиться. Матреша помолилась, и детей у них больше не было.
Со временем хождение людей к Матрене превратилось в паломничество: шли потоком на протяжении более чем пятидесяти лет по несколько десятков, а иногда сотен ежедневно.
Посетители приносили девушке пожертвования за ее молитвы: холст полотна, полотенце, платочек, хлеб, сало, творог и т.п.
В глазах семьи Матрена из обузы превратилась в источник дохода. Отец часто отбирал приносимое и менял на табак или водку.
Но если не успевал, Матрена сама что-то из принесенного отдавала приходящим к ней людям.
Хождение по мукам
Гусь Железный, Троицкий собор, где сегодня находится чтимая икона блаженной Матроны Анемнясевской. sasovo-kruiz.ru
После смерти родителей много пришлось терпеть Матрене от брата и сестры, смотревших на нее, как на «дойную корову».
Добрые люди – почитатели Матроны, видя такое отношение родных, выстроили ей домик на свои средства. Но сестра и тут успела: отсудила у лежачего инвалида домик.
Тогда Матреша перешла жить к племяннику Матвею, сыну одной из сестер, человеку доброму и верующему. Но и здесь беды не оставили. У Матвея подросли дети, односельчане стали смеяться над ними, дразнить, что в их доме «юрод». Время шло революционное, Бога «отменили», как и Его заповеди любви.
И Матрена мучилась, что за нее эти ни в чем не повинные люди должны переносить оскорбления.
Обычно Матрона лежала в небольшой отдельной комнатке, в маленькой детской кроватке, которая всегда завешивалась пологом. Летом, когда в избе становилось душно, ее выносили в сени, и там она лежала до зимы. Сама она никогда не просила, чтобы ее перенесли в избу, терпела осеннюю стужу и холод.
Родные же, за исключением племянника, не обращали на Матрону внимания; переносили ее в избу только тогда, когда на улице выпадал снег.
«Однажды, – вспоминала Матрена, – в октябре месяце я лежала в сенях, ночью был сильный дождик. Вода через крышу полилась на меня, и я промокла. К утру случился мороз, я страшно озябла, и одежда вся на мне оледенела. Утром сестра увидела это, сжалилась и перенесла меня в избу, за что я ей благодарна».
Часто в осенние холода приходящие удивлялись ее терпению и спрашивали:
– Матреша, да тебе холодно?
– Да нет, тепло, – обычно отвечала она в таких случаях, – посмотри, вот какая я горячая.
При этом она давала свою руку, и рука была действительно горячая.
Пастырь добрый
Во время бесед с приходящими к ней людьми Матрона часто читала вслух молитвы, подходящие к темам разговора. Пела наизусть акафисты, церковные песнопения, совершенно правильно выдерживая особенности гласов и распевов.
На вопрос одного из посетителей, спросившего, как это она, будучи слепой, знает наизусть целые акафисты, Матрена ответила: «Придет добрый человек и прочитает что-нибудь, а я и запомню с Божией помощью».
В беседе с одной из своих почитательниц Матрена говорила о том, что «беспрестанная молитва все сделать может». Сказала о себе, что сама старается молиться беспрестанно и молится по четкам, которые всегда у нее в руке; что молится она и в то время, когда говорит с людьми; что во время бесед перебирает четки, но молится тайно, про себя. Не видят посетители и четок ее, которые всегда скрыты от них.
Матрена причащалась каждый месяц, приглашала к себе духовника – приходского священника, и в день принятия Св. Таин бывала необычайно оживленной, радостной. С 17 лет она отказалась от мяса. В церковные посты почти ничего не ела или ела очень мало.
Уважая духовенство, к раскольникам-обновленцам, в каком бы сане они ни были, относилась строго. Правда, строгости хватало только на то, чтобы одного из приходских священников, перешедшего в обновленчество, звать «наш Петруша».
Не выходя из своей комнаты, Матрена знала многих святых людей и находилась с ними во внутреннем общении, хотя никогда их не видела.
Очень почитала блаженную Марию Ивановну Дивеевскую. Между этими блаженными установилась особенно глубокая внутренняя связь, и материальные преграды не были препятствием.
Матрона очень любила монахинь и вообще девиц. Монахиням все прощала. «Ведь вот не пришлось мне там, в монастыре-то быть, – не раз с сожалением говорила Матрона. – Монашки-то, сколько раз упадут. Упадут, и опять все-таки восстанут. А в миру-то человек упал, и уж ему некогда восстать. Все мы невоздержные, иной раз без греха не обойдёшься, иной раз и заплачешь…»
Угодная Богу своей жизнью, терпением, верностью, беззлобием, упованием, Матрона получила от Господа многие духовные дары. Сама имевшая чистое сердце – видела сердце человека. По молитвам блаженной Матроны совершались исцеления от многих болезней, когда врачи ничего не могли сделать. Исцелялись и от пьянства, и от беснования.
«Дело больного выродка Матроны Беляковой»
Часовня блаженной Матроны на Владыкинском кладбище. Фото с сайта stefmon.ru
Начиная с Великого поста 1933 года, Матрена как будто перестала интересоваться земной жизнью. О житейских делах говорила редко, неохотно, в исключительных случаях. Зато о жизни духовной, тем более о будущей жизни готова была говорить день и ночь. С любовью принимала Матрона людей, которые шли к ней с такими вопросами.
«Я ведь теперь не Матрена, – сказала она тогда одной из женщин, часто ее навещавших и поддерживающих, – а Мардария…» Говорили, что она была тайно пострижена в иноческий чин саровскими старцами, но насколько это достоверно, осталось неизвестным.
Летом 1935 года в Белькове Касимовского уезда Рязанской губернии, недалеко от села Анемнясево, где жила Матрона, по доносу местного человека было заведено дело на «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой» (так в официальных бумагах назвали женщину-инвалида в стране советов). Были арестованы 10 человек. По списку должна была быть арестована и блаженная Матрона, но ее боялись трогать.
Наконец колхозным собранием постановили «изъять» Матрону Григорьевну Белякову как «вредного элемента». Из 300 жителей села подписались 24 активиста.
Сельсовет дал характеристику «на Белякову М.Г.»: «Данная гр. своей святостью (это сказано без какой-либо иронии, в самом прямом значении слова – прим. Ред.) сильно влияет на темную массу… Ввиду этого задерживается ход коллективизации».
За блаженной Матроной выслали машину – арестовывать. Подъехали к дому днем, не таясь. Вошли. Но тут арестантов охватил страх, они мялись и боялись подойти к блаженной.
Председатель сельсовета решился и поднял Матрену с ее дощатой постели. Матрона закричала тоненьким голоском. Народ оцепенел.
Председатель стал выносить Матрону, в дверях сказав: «Ой, какая легкая!» Матрона ответила: «И твои детки такими легкими будут».
Все дети председателя перестали расти после ареста блаженной Матроны. Сам председатель несколько лет спустя умирал в муках. Дом стоял с открытыми окнами из-за жары. От боли он кричал так громко, что слышало полдеревни. В народе говорили: «Это тебе не Матрешеньку поднимать!» Но председатель позвал священника, искренне покаялся и умер в мире с Церковью.
Тюрьма в опасности
Кончина блаженной Матроны 8 июля 1933 года. Фото с сайта stefmon.ru
Про московский период жизни блаженной Матроны известно немного.
Есть сведения апокрифического толка, что посадили Матрону в Бутырку, но пробыла она там недолго – полтюрьмы вдруг начало петь акафисты и молиться.
Надо было срочно убирать блаженную, смущавшую народ своей святостью. Убить как-то не решались.
По другим источникам, безнадежно болевшая мать следователя, ведущего дело Матроны, получила исцеление по молитвам Матроны, и следователь сумел освободить ее как тяжко болящую, поместив в дом престарелых и увечных больных.
Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Рядом с Домом хроников было Владыкинское кладбище (частично сохранившееся до нашего времени), и есть предположения, что блаженная Матрона была похоронена здесь же, на местном старом кладбище.
Блаженная Матрона Анемнясевская сначала была прославлена как местночтимая святая Рязанской епархии, а на Архиерейском Соборе 2000 года канонизирована в лике новомучеников и исповедников Российских.
Перед чтимой иконой блаженной Матроны в храме Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве (Москва) всегда горит множество свечей. Подсвечник перед иконой – дар семьи прихожан, почитателей блаженной. Икона украшена декоративными бабочками (их любила св. Матрона в детстве) в знак благодарности от людей, получивших помощь от Матроны.
«Матреша, помоги мне! Я в беде!»
Епископ Стефан. Фото с сайта stefmon.ru
Остались записки о помощи святой блаженной Матроны Анемнясевской епископу Можайскому Стефан (Никитину). По профессии врач-невропатолог, с 1925 по 1930 год он был старостой храма святителя Николая в Клённиках (на Маросейке), и одним из ближайших помощников будущего священномученика Сергия (Мечева). После ареста отца Сергия в 1929 году, будущий владыка Стефан (в миру Сергей) взял на себя заботы его семье и навещал его в ссылке.
В 1931 году Сергей Никитин был арестован и приговорен к трём годам в лагере на Северном Урале. Его сразу поставили работать врачом, позже назначили заведующим туберкулезным отделением лагерной больницы.
Насколько было в силах, он помогал заключенным, старался найти среди них священников. Но как было их узнать среди множества людей, поступавших на осмотр из санпропускника бритыми и обнаженными? Сергей Алексеевич молился о помощи и узнавал священников по глазам, по взгляду. Так, однажды он узнал Казанского архиепископа и шепнул ему: «Благословите, владыко». У того брызнули из глаз слезы, и он ответил: «Я думал, что попал в ад, а слышу ангельский голос».
У Сергея Алексеевича была отдельная комната. В ней тайком собирались близкие для молитвы. Здесь хранились и Святые Дары, которыми причащал старый друг Сергея Алексеевича, священник.
На врача Никитина донесли в Москву. Ему грозили еще десять лет лагерей. Доктор был подавлен. Тогда местная медсестра посоветовала обратиться к блаженной Матрене, которая всем помогает даже заочно: «Пойдите на берег реки и покричите ей, попросите ее помочь». Сергей Алексеевич так и сделал.
Он пошел на берег, молился, затем трижды прокричал: «Матреша, помоги мне! Я в беде!» И пообещал, если Матрена поможет, первым делом навестить ее.
Вскоре доктор был освобожден из лагеря досрочно «за ударный труд». Он поехал в Москву к родным, а уже на следующий день – к Матроне.
Когда будущий владыка вошел в незапертую избу, оно была пуста, только на столе стояло что-то вроде небольшого ящика или корытца. «Здравствуйте», – сказал Сергей Алексеевич, чтобы привлечь чье-нибудь внимание: «Здравствуйте, Серёженька», – ответил голос из корытца.
Сергей Алексеевич подошел к столу и увидел слепую, маленькую женщину в платочке, с недоразвитыми руками и ногами. «Откуда ты знаешь мое имя?» – «А разве ты не помнишь, как полгода назад ты меня кликал и просил помощи? Тебе в самом деле угрожала беда. Все это время я молилась о тебе. А вот ты скоро будешь стоять перед Престолом Божиим, тогда уже помолись обо мне».
Предсказание блаженной Матроны исполнилось – Сергей Никитин стал священником, а затем епископом Стефаном. Свято храня память о блаженной старице, владыка Стефан поминал ее первой на каждой совершаемой им Божественной Литургии.
Составлено по материалам «Жития блаженной Матроны», написанного священниками Николаем и Владимиром Правдолюбовыми.
За эту рукописную книгу ее авторы были арестованы и осуждены на долгие годы лагерей. Авторскую рукопись обнаружил в наши дни в Архиве ФСБ протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/blazhennaya-matrona-anemnyasevskaya-bl...