В Неделю 3-ю Великого поста Предстоятель Русской Церкви освятил храм великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве
27 марта 2022 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма великомученика Димитрия Солунского, Патриаршего подворья в Хорошеве (Успенское благочиние Северо-Западного викариатства) и Литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме, настоятелем которого является иерей Дмитрий Крутов. В православной школе при храме учатся многие дети из нашего прихода и преподает клирик нашего храма диакон Сергий Демидов.
Красивые фотографии со службы можно посмотреть здесь
Престол верхнего храма освящен в честь великомученика Димитрия Солунского, престол нижнего храма — в честь великомученика Феодора Тирона.
Его Святейшеству сослужили: епископ Наро-Фоминский Парамон, управляющий Северным и Северо-Западными викариатствами; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляющий Южным викариатством; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Сергий Дикий, благочинный Всехсвятского округа; протоиерей Константин Михайлов, благочинный Зеленоградского округа; иерей Андрей Шумкин, благочинный Успенского округа; иерей Димитрий Крутов, настоятель храма великомученика Димитрия Солунского; столичное духовенство.
На богослужении присутствовали: Л.Э. Слуцкий, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам; А.А. Пашков, префект Северо-Западного административного округа; М.В. Галанин, заместитель префекта Северо-Западного административного округа; А.С. Ерохов, глава управы района Хорошево-Мневники; благотворители и строители нового храма.
Богослужебные песнопения исполнили хор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (регент — Т.И. Королева) и сводный хор учащихся Православной общеобразовательной школы имени святого великомученика Димитрия Солунского (регент — М.И. Крутова).
На телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.
На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по строительству храма великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве иерей Димитрий Крутов, настоятель храма, был удостоен права ношения камилавки и наперсного креста золотого цвета.
После сугубой ектении Святейший Владыка вознес молитву о скорейшем восстановлении мира. По благословению Его Святейшества молитва совершается во всех храмах Русской Православной Церкви.
За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви рукоположил диакона Игоря Мережко, клирика храма Казанской иконы Божией Матери с. Пучково, в сан пресвитера.
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Васютин, клирик храма великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве.
По завершении Литургии было совершено поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню.
Настоятель храма иерей Димитрий Крутов приветствовал Предстоятеля и преподнес Его Святейшеству икону великомученика Димитрия Солунского.
Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня особый день, когда мы преклоняем свои колена пред изображением креста Господня. Преклонение пред крестом стало очень важной частью нашей традиции, но если от нее абстрагироваться, если посмотреть глазами совершенно не знающего ни о чем человека, — перед чем же мы преклоняем колена? Люди преклоняются перед несчастным, который висит на кресте, то есть люди преклоняются перед человеческим страданием. Если человек, далекий от Бога и Церкви, соотнесет увиденное со своей собственной жизнью, то он сразу поймет, что едва ли не главное дело его жизни — уйти от страданий как можно дальше. И это правильно! Заболел — немедленно лечиться. Если что-то случилось в жизни — как можно быстрее исправить неудачу или ошибку, чтобы избежать скорбей и страданий. Ведь чаще всего не сама ошибка нас убивает, а то, что в нас происходит в результате этой ошибки, вызванный ею глубокий стресс, разочарование. Человек иногда буквально заболевает от скорбей. И вполне естественно: как от края пропасти человек отступает назад, движимый даже не разумом, а инстинктом, так же человек бежит прочь от страданий.
Что же мы видим сегодня в храме? Мы видим совершенно особый образ — страдания распятого на кресте Человека. Это так далеко от нашей жизни, от нашей культуры, что даже представить себе невозможно, что когда-то это был обычный способ умерщвления преступника, страшный и жестокий способ. Но мы никак не связываем с кровью изображение креста, написанное прекрасными красками или сделанное ювелирами. Мы не отождествляем себя в этот момент ни со страданиями Спасителя, ни с самим фактом Его мучительной смерти. Более того, Православная Церковь делает это сознательно. На Западе есть особый культ поклонения кресту и на нем распятого и измученного Спасителя. У нас нет такой традиции, наш крест не являет образ измученного человека. Те, кто бывал в католических храмах на Западе, знают, какие там бывают страшные изображения распятого Спасителя, особенно эпохи барокко, когда в красках разрисовывали, как кровь течет из ран. В Православии этого нет. В Православии есть образ Спасителя распятого, но нет традиции поклонения самим страданиям как таковым, в отрыве от того, что пришло через эти страдания. А через эти страдания пришло спасение роду человеческому, и потому мы поклоняемся Спасителю на кресте, зная, что крест был орудием спасения. И совершенно неслучайно, что сразу за воспоминаниями о Страстях Христовых, которые мы особо совершаем в Великую Пятницу, наступает Пасха, исполненная великой радости и торжества, — день, которым символически выражается вся христианская вера.
И тем не менее, если вернуться к теме страданий, то нельзя не сказать, что страдания, несомненно, — это часть нашей жизни. Иногда человек не может понять, почему же с ним такое произошло. Почему страшный диагноз у него или его ближних, почему он выбился из колеи, почему потерял работу, почему то, другое, третье... Страдание входит в жизнь человека, и если страдание не сопровождать молитвой и правильным к нему отношением, то можно очень сильно себе навредить, порой непоправимо, и мы знаем, что иногда страдания заканчиваются человеческой смертью. Но что же помогает нам иначе взглянуть на страдания? Крест Христов. Для чего Господь взошел на крест? Для чего Он принял все эти страшные страдания? Он их принял для того, чтобы нас избавить от самого страшного — от власти греха. Он на кресте искупил наши грехи. Род человеческий искуплен от грехов страданиями Спасителя. Не освобожден от ответственности, а искуплен, то есть Бог снял Свое осуждение с рода человеческого, но, конечно, не снимает право Своего суда в тех случаях, когда человек совершает зло. Другими словами, крест Христов неразрывно связан с пониманием того, что через крест явилось нам спасение, искупление, освобождение.
А что же происходит, когда мы в жизни сталкиваемся с нашими крестами? Мы отмахиваемся от креста как можно дольше, а когда наконец понимаем, что отмахнуться нельзя, то либо впадаем в уныние, либо ожесточаемся. А на самом-то деле — если Господь дает нам Свой образ, если Он предлагает нам взойти на наш маленький крест, то, наверное, не для того, чтобы мы погибли, но для того чтобы мы, по образу распятого Спасителя, искупили свои собственные грехи. Чтобы этот маленький крест — болезни и скорби, которые нас посещают, — мы воспринимали именно как наш крест, а не как совершенно неоправданный и несправедливый поворот судьбы. Чтобы мы не воспринимали страдания и скорби как случайность, как нечто вдруг свалившееся на нас, подобно тому как сосулька весной падает с крыши и может убить человека. Всё не так! Если мы имеем в жизни скорби и страдания, особенно такие, от которых не можем избавиться, — давайте вспомним Господа и Спасителя, ведь Он тоже страдал. А что в результате Его страданий? Род человеческий искуплен от греха.
А если мы согрешили, кому-то тайком навредили, но закон не нарушили, и власть нас к ответу не привлекла, разве что совесть немножко помучила? Ну, совесть можно и заглушить — иногда спиртным, иногда развлечениями, иногда еще чем-то. А что же с нашим беззаконием, что с нашим грехом, что с нашим преступлением пред Богом? Оно исчезло? Совсем нет! Для того чтобы оно исчезло, оно должно быть искуплено. И мы должны искуплять свои грехи так же, как Господь искупил грехи рода человеческого. И потому, когда мы входим в полосу невзгод, болезней, трудностей, не отмахиваться надо, не судьбу винить, тем более не на Бога роптать, а задуматься: а почему со мной так произошло? И внимательный взгляд в самого себя, в свою жизнь с самого детства, анализ своих поступков непременно приведет нас к мысли: это мой крест, и я должен искупить свой грех, все те ссоры, конфликты, а часто и преступления, которые не всегда наказуемы с точки зрения человеческого, государственного закона, но наказуемы с точки зрения и с позиции Божественного закона. И если мы будем воспринимать наши скорби как наш крест, как шанс искупить наши грехи, то не будет отчаяния, скорби, ропота на Бога и на людей.
И как важно нам понять, что каждое страдание, через которое мы проходим в жизни, — это шанс для нас искупить наши грехи! Это совсем не означает, что человек должен приветствовать страдания, радоваться им, — нет! Но когда приходит скорбь, она не должна нас сокрушать, она не должна нас выбивать с нашей жизненной позиции, тем более не должна нас разрушать ни духовно, ни физически. И к какому же заключению мы приходим? К очень простому: крест, который мы видим, — это не символ слабости, не символ болезни, а это великий символ искупления грехов. Как Господь через крест искупил человеческие грехи, так и мы через наши скорби имеем шанс искупить наши грехи, чтобы пред Богом предстать с чистой совестью, очищенными от грехов еще при нашей земной жизни.
И да поможет нам всем Господь именно таким образом и никак иначе воспринимать наши человеческие кресты — болезни, скорби, неудачи. Они никогда не должны нас разрушать. Они никогда не должны провоцировать нас на то, чтобы Бога хулить или других людей обижать. Всякую скорбь и всякое страдание мы всегда должны стараться связать с каким-то моментом в нашей жизни, с тем чтобы понять, что это не случайность, но Господь дает нам возможность взойти на свой собственный крест и пред Ним, а может, и пред ближними искупить свои грехи. Всему этому мы, несомненно, научаемся, особенно во время Крестопоклонной недели Великого и спасительного поста. И неслучайно именно в эти дни Церковь дает нам возможность помолиться перед изображением креста, подумать о крестных страданиях Спасителя, перенести созерцание Спасителя на кресте на свою собственную жизнь и понять, что наши скорби ведут нас не к слабости, а к силе, не к болезни, а к здоровью, не к погибели, а к спасению. Да поможет нам Господь именно так, по-христиански, встречать скорби, никогда не подвергая сомнению великий спасительный Божественный промысл о всех нас. Наученные этим великим истинам, которые лежат в основе христианского почитания креста Господня, не побоимся и дальше нести наши кресты, памятуя о том, что должное несение креста есть наше личное искупление наших личных грехов. Аминь».
Затем Святейший Владыка, поблагодарив настоятеля и верующих за труды и организацию приходской жизни, сказал: «Когда я вошел в этот храм, то сердце мое возрадовалось. Вспоминаю, с какими трудностями давалось, особенно на первых этапах, осуществление этой программы строительства новых храмов. Чего я только не наслышался! И "храмов достаточно, и те полупустые стоят", и "куда больше?", и "зачем деньги тратить?", и вообще "ничего у вас не получится", "откуда вы все это соберете? ведь каждый храм, знаете, в Москве — ого-го! А вы там, наверное, еще расписывать его будете, так откуда вы все возьмете?" Перекрестился я тогда, когда слышал все эти слова, и сказал: "Все могу в укрепляющем мя Иисусе Христе". Я отнес это не к своей скромной личности, а ко всем вам, дорогие мои. И ни на минуту не сомневался, что построим все храмы, какие нужно, и благоукрасим. Поэтому, войдя сегодня под своды этого замечательного храма, я почувствовал какой-то особый трепет и особую радость, и не только потому что такой прекрасный храм и так замечательно расписан, но потому что в нем живая христианская современная православная московская община».
«Помогай Вам Бог, отец-настоятель, отец Димитрий, и далее трудиться во славу Божию, укрепляя вверенную Вам общину», — заключил Предстоятель.
В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал икону апостола Андрея Первозванного.
Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды во внимание к помощи в строительстве храма великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве. Наград были удостоены:
- старший вице-президент — финансовый директор ПАО «ГМК "Норильский никель"» С.Г. Малышев — ордена благоверного князя Александра Невского III степени;
- руководитель проектов ПАО «ГМК "Норильский никель"» С.В. Хавронюк — ордена благоверного князя Александра Невского III степени;
- префект СЗАО г. Москвы А.А. Пашков — ордена благоверного князя Даниила Московского III степени;
- заместитель префекта СЗАО г. Москвы М.В. Галанин — ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
- глава управы района Хорошево-Мневники г. Москвы С.А. Панфилов — ордена преподобного Сергия Радонежского III степени;
- специалист Департамента управления делами ПАО «ГМК "Норильский никель"» О.В. Буряченко — Патриаршей грамоты.
В завершение Предстоятель Русской Церкви выразил особую благодарность руководству и коллективу компании «Норильский никель», которая, как отметил Святейший Владыка, «сопровождает многие проекты Русской Православной Церкви и помогает особенно там и тогда, когда другого источника и найти невозможно».
Всем участникам богослужения были вручены иконки великомученика Димитрия Солунского с Патриаршим благословением.
***
Строительство храма великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве осуществлялось в рамках Программы строительства православных храмов в г. Москве.
В храмовый комплекс входят здание храма на 500 человек и приходской дом. Храм возведен по индивидуальному проекту и представляет архитектурный синтез новгородской и звенигородской школ зодчества в сочетании с модерном. Автор идеи и архитектор храма: О.А. Баранникова. Проектировщик и по храму, и по приходскому дому: ООО «Инвест Проект Групп». Благотворитель: ПАО «ГМК "Норильский никель"».
При храме работают православная общеобразовательная школа имени святого великомученика Димитрия Солунского, детская музыкальная школа «МиРеСоль», православный детский сад «Дошколия», центр детского творчества им. св. прав. Иулиании Лазаревской, курсы по подготовке церковных специалистов, молодежный миссионерский центр «Наш храм».