ПРО ТАЙНУЮ МИССИЮ МОЕЙ ТЁЩИ КЛАРЫ И СТАРЦА-АРХИМАНДРИТА ВЛАДИМИРА (СУХОБОКА) Истории протоиерея Павла Волменского
Протоиерей Павел Волменский – один из самых известных православных пастырей Западной Америки, настоятель Свято-Вознесенского храма в столице Калифорнии, городе Сакраменто.
Жизнь моих родных вместила в себя множество событий и катаклизмов XX века: Русско-японскую войну, русский Харбин на китайской земле, революцию и Гражданскую войну, жизнь в Шанхае и на Филиппинском острове Тубабао под духовным руководством великого святого XX века – святителя Иоанна Шанхайского. Так что мои родные приехали в Калифорнию, проделав трудный путь беженцев, вместе со святителем Иоанном Шанхайским.
Я родился в Монтерее в 1961-м году, после окончания школы поступил в духовную семинарию в Джорданвилле, стал священником. Об удивительных и опасных странствиях своих родных, о Промысле Божьем в собственной жизни и о своей учебе в Джорданвилле я уже рассказывал здесь: «Суровая жизнь и удивительные приключения одной семьи» и «О поисках истины, духовном опыте и Промысле Божием».
А сейчас хочу поделиться с вами историей про мою тёщу Клару. Она была незаурядным человеком с нелегкой судьбой и глубокой верой в Бога. Клара родилась в 1920-е годы в Ирландии, в семье католиков. Во время Второй мировой войны работала медицинской сестрой в госпитале и ухаживала за ранеными. Одним из раненых был танкист Стэнли – его танк подбили во Франции.
Танкист Стэнли и медсестра Клара в госпитале в годы Второй мировой войны
Юные Клара и Стэнли полюбили друг друга, обвенчались, родили четверых детей: трех сыновей и дочку Сусанну – мою будущую супругу, которая появилась на свет в Дублине в 1958-м году.
В 1965-м году Клара и Стэнли вместе с тремя сыновьями и дочерью приехали к родственникам в США. Так моя Сусанна в семилетнем возрасте оказалась в Монтерее, где мы с ней и познакомились в юности, через ее брата Давида.
Мои будущие тесть Стэнли и теща Клара с детьми только что приехали в Америку в 1965-м году, здесь и моя будущая жена, а тогда семилетняя Сусанна
Как Клара помогала нашей молодой семье
В 1984-м году Сусанна приехала в Джорданвилль, где я учился в семинарии. Сердцеведец Бог сподобил мою будущую супругу принять Православную веру в Великую Субботу. Летом того же года мы с ней обвенчались в Монтерее. Я как раз закончил третий курс.
Сусанна после Крещения, Великая Суббота, 1984 год, Джорданвилль
Павел и Сусанна Волменские с иеромонахом Иларионом после Пасхи, 1984 год, Джорданвилль
В 1985-м году меня рукоположили в диаконы. В этом же году у нас с Сусанной родилась наша первая дочка – Елизавета.
Но сейчас я хотел рассказать вам про свою тёщу. Клара была большая труженица. В Америке она тяжело работала до пенсионного возраста – сначала уборщицей в гостиницах, потом, очень быстро, стала руководителем команды по уборке. Когда мы с Сусанной обвенчались во время моей учёбы в Джорданвилле, Клара какое-то время жила у нас.
Потом я окончил духовную семинарию, и мы с Сусанной поселились в городе Сакраменто, столице штата Калифорния. Когда нашей старшей дочери Елизавете исполнилась 4 года, у нас родились близнецы Екатерина и Яков. Теща приехала к нам помочь моей супруге после родов. Мы все предполагали, что она поживет с нами недели три, но она осталась на целых 5 лет. Спустя 2 года после появления на свет близнецов у нас родился сын Николай, и теперь детишек стало четверо, и все еще маленькие. Все эти годы Клара очень помогала нашей молодой семье!
Сейчас у нас шестеро детей и шестеро (пока) внуков.
Тайная и заветная миссия Клары
Клара была католичка, но мы жили все вместе в казенной квартире рядом с храмом, и моя теща год за годом переживала с нами все посты, православные праздники и домашний православный быт, как мы умели его поддерживать. За литургией Сусанна обычно приносила к Причащению Катю, а Клара – Яшу. Я замечал, с каким благоговением моя тёща это делала. Мне всегда казалось, что она сама хотела бы причащаться Святых Христовых Тайн. Так на самом деле она проходила настоящую православную катехизацию, находясь рядом с нами все эти годы.
А после пяти лет так же внезапно, как неожиданно она осталась с нами, она уехала домой, в город Монтерей. Иногда навещала нас, но чаще мы с детьми сами приезжали к ней в гости: Сакраменто расположен в Великой Долине с жарким летним сезоном, а Монтерей – на берегу океана, и мы приезжали туда отдохнуть.
Через 15 лет после того, как Клара от нас уехала, она заболела раком. Мы все поспешили к ней в больницу. К тому времени у нас с матушкой Сусанной было шестеро детей, а в больничной палате находились еще другие племянники и родственники. Шум и гам около кровати не отвлекали тёщу от её тайной и, видимо, заветной миссии, которую она мечтала совершить. Сусанна всегда хотела, чтобы ее мать стала православной, и мы с ней часто думали о том, сможет ли это получиться, когда и каким образом.
В тот момент, когда все дружно и шумно окружили маму-бабушку, Клара посмотрела мне в глаза. Я увидел на ее лице готовность принять Православную веру. Без слов она дала мне знать это... словно перед ней еще лежит новый, важный труд.
Сусанна осталась с матерью, а нам с детьми, увы, приходилось справляться дома без нее. Но между тем процесс обращения моей тёщи к Православию начался. 12 января 2011 года Клара приняла Православную веру.
Клара с внучкой – нашей старшей дочерью Елизаветой
«Может, ты думаешь, что освятилась после этого?»
Клара успела 9 раз причаститься Святых Христовых Тайн перед своей блаженной кончиной. Один раз, после того как протоиерей Георгий Куртов, настоятель прихода в Монтерее, причастил ее и ушёл, больная вышла из спальни в столовую. Там сидели ее родные сестры-ирландки, которые видели, как уходил батюшка. Одна из них спросила с иронией у Клары:
– Может, ты думаешь, что освятилась после этого?
А Клара, которая только что причастилась, не стесняясь, твердо и ясно засвидетельствовала:
– На самом деле – да.
Моя блаженная теща покоится на нашем приходском кладбище в городе Сакраменто.
Клара с сыном Давидом
Как архимандрит Владимир (Сухобок) предсказал Давиду место его упокоения
Хочу рассказать еще о сыне Клары и брате мой супруги Сусанны – Давиде. Когда Клара приехала к нам в Джорданвилль, чтобы помочь нашей молодой семье, вместе с ней приехал и жил у нас и Давид.
Благодатный и прозорливый старец, архимандрит Владимир (Сухобок; 1922–1988), нес в те годы послушание в канцелярии монастыря. Когда Сусанна вместе с Кларой приходили в канцелярию по делам, отец Владимир всегда уделял моей тёще особое внимание и был к ней очень добр. Между ними имелось какое-то особенное взаимопонимание.
А еще отец Владимир проявил свою прозорливость по отношению к Давиду, который в те годы метался, не мог найти себе покоя. Старец сказал ему прямо:
– Оставайся тут, в монастыре. Если уйдешь – тебе будет тяжело. Но все равно будешь похоронен в монастыре.
Мы с Сусанной очень удивились этим словам. Как это может быть? Давид был католиком, к тому же не проявлял интереса к вере.
Отец Павел и Сусанна Волменские
В дальнейшей жизни моя теща очень мучилась с Давидом. К сожалению, его душа так страдала, что он нуждался в опеке. Мы с матушкой Сусанной ожидали, что когда наша Клара отойдет ко Господу, попечение о Давиде ляжет на наши плечи. Но Господь судил иначе. За несколько дней до блаженной кончины Клары, в Неделю о блудном сыне, Давид внезапно скончался.
На маленьком грузовике я повез гроб с его телом для погребения на кладбище для инославных и некрещеных при монастыре Преподобного Германа Аляскинского, в Платину. Тогда мы с супругой и вспомнили теплые отношения между старцем-архимандритом Владимиром (Сухобоком) и нашей Кларой. А еще вспомнили о том, как старец в 1985-м году, за 26 лет до предстоящих событий, предрек Давиду, что все равно он будет похоронен в монастыре.
Архимандрит Владимир (Сухобок)
Протоиерей Павел Волменский
Подготовила Ольга Рожнёва
30 сентября 2021 г.
Источник: https://pravoslavie.ru/142051.html