ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ
Некоторые сюжеты моей книги «Православные праздники в современной семье» выросли из моих «материнских заметок», когда-то опубликованных на сайте Православие.Ру. Но большинство текстов были написаны специально для этой книги, в том числе рассказ о празднике Преображения Господня. Поэтому нижеприведенный текст – не «заметки», а небольшой отрывок из большой книги.
Рассказываем детям о празднике
Покажем детям, как иконописцы изображают пре-ображение, «изменение образа», эту славу Божию. Как показать земными средствами что-то неземное? Только символически. И поэтому обычно на иконах преображения Христос – в белых одеждах (смотрим: иногда не в белых!). А вокруг Него – особая форма нимба, что-то вроде миндалевидного или круглого сияния, окружающего всю фигуру Христа: называется «мандорла». Эта мандорла символизирует сияние славы Божией. А еще вокруг фигуры Христа изображены лучи, как бы солнечные, или в виде лучей звезды. Все это мы вместе с детьми смотрим, сравниваем на разных иконописных изображениях.
Когда Христос преобразился перед учениками своими, они «пали на лица свои» – и вот мы видим этих учеников, как они прямо-таки падают, даже летят вниз головой, закрывая лица руками. Во время преображения явились беседовать со Христом пророки – Моисей и Илия. Дети узнают, прочитывают надписи – где кто. Пока дети разглядывают эти иконы, можно зачитать текст из Священного Писания.
<…>Так, по иконе, мы наглядно и образно узнаем о празднике, о его значении. В последний раз, когда мы готовились встречать Преображение, я подумала: ну, ведь каждый год мы все это снова и снова разбираем. Может, хватит? Но все-таки открыла иконы, снова начала что-то объяснять. Даже, скорее, спрашивала детей: это что здесь изображено? А почему? Дети охотно рассматривали иконы, отвечали, спрашивали. И ведь это далеко не первый урок-праздник Преображения Господня в их детской жизни! Причем я занималась так с младшими детьми – учениками начальной школы и дошкольником. Но тут же подтянулись и старшие, «всезнайки». И им интересно – о, мандорла, знаю! А почему Моисей иногда встает из гроба, а Илию ангел несет на облаке?.. Никогда не замечали этого сюжета. Оказывается, все просто: Илия ведь был взят живым на небо, и для встречи со Христом на Фаворе ему, в отличие от Моисея, не пришлось вставать из гроба. Эти два образа показывают, что со Христом беседовали представители двух миров: мира мертвых и мира живых.
Разглядывание икон, уроки «по иконам» делают подготовку к празднику активной, доступной, интересной
На греческой фреске прочитали название праздника: Μεταμόρφωσις. И тут же вспомнили все известные из школьного курса «метаморфозы», и тоже по-новому увидели знакомое с детства слово «преображение». А еще одна фреска была, видимо, «заграничная», с надписью на английском: Transfiguration. Наши дети изучают английский, и даже углубленно – легко прочитали это название. Вот и еще одно «обновление» восприятия того, что знакомо «с пеленок». Так разглядывание икон, уроки «по иконам» делают подготовку к празднику активной, удобной, доступной, интересной.
День праздника
В сам день праздника мы тоже идем в храм. Идем не с пустыми руками, а с большой корзинкой: с виноградом, яблоками, грушами, ведь на Преображение Господне освящаются плоды нового урожая.
Почему? Об этом мы обязательно поговорим со своими детьми, чтобы это освящение было не просто «яблочки посвятили», но оказалось приобщением к культуре Православия, и, снова и снова, – образованием для наших детей.
«Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» (Притч. 3, 9) – говорится в Ветхом Завете. Все самое лучшее из первого урожая – масло, зерно, виноград, плоды деревьев, а также мед и даже «начатки шерсти овец» – надлежало приносить в дом Господа (ср. Исх. 23, 19; Чис. 18, 12; Втор. 18, 4; 2 Пар 31, 5; Неем. 10, 36).
Все первое посвящалось Богу: и плоды, и домашние животные. И, между прочим, – дети.
Первенцы. Это знак, напоминание: все создано Богом, все даровано нам именно Богом. Он дал – Ему возвращаем.
Эти ветхозаветные образы и символы бережно хранятся нашей Новозаветной Церковью вот уже две тысячи лет[1]. Мы, христиане, также посвящаем Богу все первое, все главное в нашей жизни. Посвящаем всегда. Посвящаем вообще все. Но такое вот особенное и символическое напоминание, особое освящение – именно в праздник Преображения Господня.
Во-первых, просто потому, что на Востоке, в частности, в Греции, к этому дню созревают важнейшие для пропитания плоды. Созревает и виноград, который имеет прямо отношение к таинству Евхаристии – приготовления вина для Причастия. Поэтому первый виноград нового урожая, а также другие успевшие созреть плоды освящаются в этот августовский праздник Спасителя.
А во-вторых, освящение плодов именно в день Преображения Господня имеет символическое значение. Это память о преображении всей твари, всей природы, которое произойдет в будущей жизни. О символическом значении освящения плодов хорошо сказал Митрополит Сурожский Антоний:
«Все призвано стать местом вселения благодати Господней; все призвано когда-то, в конце времен, быть вобрано в эту славу и воссиять этой славой…
…Мы совершаем освящение плодов, освящение вод, освящение хлебов, мы совершаем освящение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни; внутри пределов Церкви это начало чуда Преображения и Богоявления; верой человеческой отделяется вещество этого мира, которое предано человеческим безверием и предательством тлению, смерти и разрушению. Верой нашей отделяется оно от этого тления и смерти, отдается в собственность Богу, и Богом приемлется, и в Боге уже теперь, зачаточно, поистине делается новой тварью»[2].
Надо всем этим можно подумать – и попробовать своими словами рассказать эти непростые идеи своим детям. Каждый родитель может подобрать именно те слова, которые будут понятны его конкретному ребенку в этот конкретный возраст…
Об освящении винограда сказали. А при чем здесь яблоки? В России с виноградом проблемы, а вот яблок много. И яблоки для нашей полосы – один из основных плодов. Поэтому на Руси на Преображение освящают яблоки, и наш народ даже прозвал этот праздник Спасителя «Яблочным Спасом».
И мы тоже несем в храм яблоки, а также виноград нового урожая. Как приносили плоды в скинию древние израильтяне. Как приносили в храм часть нового урожая первые христиане. Как приносили в храм «начатки урожая» наши прадеды. Так и мы приносим хоть что-то. Чтобы сохранялась преемственность. Чтобы сохранялась культура. Чтобы сохранялось отношение. Отношение к еде, отношение к жизни – как к дару Божию.
В любом случае освящение плодов в день Преображения Господня, посвящение Богу первого урожая – хотя бы чего-то одного из этого урожая – это снова урок благодарности Богу и урок упования на Него, всех благ Подателя.
Итак, после заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник читает молитву «в причащение гроздия» (гроздие – это и есть виноград), также молитву «о приносящих начатки овощей» (сюда же относим и яблоки). А потом при пении тропаря окропляет плоды святой водой.
А дома нас ждет праздничный обед. Сегодня послабление строгого Успенского Поста, можно есть рыбу. Правда, у нас совсем не все в семье постятся строго, так что рыба на нашем столе в Успенский пост все-таки бывает. Но не в «праздничном варианте», а что-то вроде супов и тому подобного. А вот сейчас у нас рыбный стол для всех, даже для самых строгих постников. И все особенное, вкусное.
Перед едой поем, как обычно, тропарь празднику. Если мы в этот день поехали куда-то далеко, совместили праздник с путешествием и прогулками – то и в кафе можно, хотя бы тихо, прочитать перед едой тропарь Преображению Господню.
А дома можно открыть Ивана Шмелева, как раз про «Яблочный Спас». Как собирали яблоки, как ездили за ними, как встречали праздник Преображения до революции. А можно взглянуть на сегодняшнее событие с другой, «исходной» стороны: сегодня можно посмотреть фильмы о Преображении на Святой Земле. О том, как на эту гору сходит облако в день праздника. О том, как вообще выглядит гора Фавор, какие там поставлены импровизированные «палатки-кущи», по слову апостола Петра…
***
Совсем недавно я открыла для себя проповеди протоиерея Родиона Путятина, проповедника XIX века. И обнаружила, что в середине XIX века отец Родион был известен всей России, как «пастырь добрый» и автор коротких, доходчивых катехизических поучений. Каждая его проповедь-поучение занимает обычно не больше странички, а то и меньше. Очень хорошо, по-моему, подходит для «начинающего» уровня и для того, чтобы кое-что зачитывать даже маленьким детям:
«Желаете ли вы, слушатели, чтобы и вам на земле было хорошо и весело, чтобы и вас осиявал свет Божественный? Живите между собой в любви и согласии, и вам будет хорошо и весело, и вы будете жить во свете Божественном; кто любит брата своего, говорит возлюбленный ученик Христов, тот пребывает во свете (1Ин. 2, 10). Как свет Божественный сиял на горе Фавор, где апостол Петр хотел построить три сени, так он всегда сияет в том семействе, где живут все согласно. Как роса на Ермоне, как роса, сходящая на горы Сионские, так нисходит от Бога благословение на тех людей, которые живут между собой в любви. И со стороны сердце радуется, как смотришь на людей, живущих между собой согласно, какой же радостью они наслаждаются сами!.. К несчастью, редки такие семейства, и немного таких людей».
Вот такой простой, такой семейный и понятный урок праздника Преображения. Этот урок мы можем попытаться преподать своим детям – не только словами, а в первую очередь делом. Согласием и любовью мужа и жены, которые накормят и напоят этим согласием, этой любовью детей своих.
Книгу Анны Сапрыкиной «Православные праздники в современной семье» можно купить здесь: https://vsbook.ru/katalog/semya/anna_saprykina_pravoslavnye_prazdniki_v_sovremennoy_seme/
18 августа 2021 г.
Источник: https://pravoslavie.ru/141189.html