Вы здесь

Зависимость - духовное заболевание. Но при борьбе с ней не обойтись только постом и молитвой.

Можно ли найти в святоотеческой литературе примеры, которыми можно пользоваться в практике реабилитации?

Чем природа зависимости отличается от природы других грехов?

На вопросы  корреспондента нашей газеты  "СПАСЪ" отвечает настоятель храма Покрова в Ерино, при котором живут подопечные христианского реабилитационного центра «Старый Свет», протоиерей Андрей Дерягин.

 

– Какие молитвы вы советуете читать людям, избавляющимся от наркотической зависимости?

 

– Православная молитва – не заклинание. Это у оккультистов принято считать, что если прочитать правильное заклинание в нужное время с нужными ритуалами, оно –хлоп! – сработает, и проблема уйдёт.

Люди, приезжающие в наш центр, находятся в разных отношениях с Церковью. Кого-то бабушка в детстве водила на причастие, кто-то просто крещёный, кто-то вообще ничего о Церкви не знает. Поэтому, всё индивидуально. Человеку, не имеющему никакого представления о Церкви, я первый месяц пребывания в центре предлагаю церковными делами не интересоваться. Потому что люди попадают в центр со своей наркотической зависимостью разбираться, и им на первых порах море информации по этой теме необходимо переварить, осмыслить. Это огромная работа, отвлекаться в это время на что-либо постороннее нерационально. Даже на вещи вроде бы самые благочестивые. Более того: внимание на первых этапах выздоровления, обращаемое на что угодно, кроме главного – это своеобразное бегство от выздоровления. Внешне это любопытство о духовной жизни, вроде бы, выглядит здорово: человек воцерковляется! Но он не воцерковляется, а убегает от того главного, что ему необходимо здесь и сейчас: переосмысления своих поступков, чувств, мыслей в границах своего нынешнего понимания добра и зла. Без этого переосмысления своей жизни перед самим собой невозможно в будущем покаяние перед Богом, чем, по сути, является духовная жизнь.

Так что, если вновь пришедшие люди – воцерковлённые, я предлагаю им продолжать читать обычные православные молитвы: утренние, вечерние, ко причащению. А если это люди не церковные, я им предлагаю те же самые молитвы прочитать, но просто как художественную литературу, сидя на табуреточке, не крестясь – чтобы просто познакомиться с тем, о чём православные христиане молятся. А, если при чтении или после в сердце что-то отзовётся, если они увидят в своей душе причастность читаемым словам – вот тогда уже можно и с табуреточки вставать, и понять, что молитва – благоговейное предстояние перед Богом. И начать заниматься этим практически.

 

 

– Участие в таинствах, в церковной жизни – играет решающую роль в исцелении? Или можно без этого обойтись? Человек некрещеный – без участия в таинствах – может избавиться от зависимости?

 

– Понятие «избавиться от зависимости» – очень невнятное. Что значит «избавиться от зависимости»? Перестать пить вообще, ни капли? Это возможно и без причастия. А вот хранить не трезвость, а трезвомыслие, перестать себя в трезвом виде вести, как человек зависимый, гораздо сложнее.

Зависимость что алкогольная, что наркотическая – это хроническое, прогрессирующее, социокультурное, психологическое, духовное заболевание. Это сложное и всеобъемлющее искажение человеческой личности, при котором само употребление психоактивных веществ – только внешний признак. Поэтому можно перестать пить, удерживаться, без решения своих духовных проблем, без духовной жизни, но начать жить полноценной жизнью без духовной жизни нельзя.

В реабилитационном процессе есть понятие «трезвость», а есть понятие «сухость». Трезвость – это когда человек свободно живёт, а сухость – это когда человек удерживается от употребления, но ведёт себя при этом как зависимый: компульсивно, инфантильно, безответственно.

 

 

– На практике, сколько времени должна продолжаться реабилитация, чтобы человек смог начать что-то адекватно понимать о церковной жизни?

 

– Если зависимым раньше времени начать рассказывать что-то о Боге, это к хорошему не приведёт. Для зависимого человека окружающие его люди – не личности. Они только предметы, посредством которых зависимый может обеспечить себе возможность употребления наркотического вещества. И весь смысл взаимодействия зависимого с окружающими сводится к добыче наркотика. Понятно, что говорить здесь о какой-то честности, искренности, доверии и т.п. просто не приходится: зависимый самым близким людям непрерывно врёт, хитрит, манипулирует ими, предаёт их любовь. А теперь представьте, что, не переменив такого отношения к людям, не видя в них ничего, кроме средства удовлетворения собственных желаний, зависимый слышит о Боге. Неизбежно помрачённым сознанием зависимого Бог будет низведён до уровня Деда Мороза, который всякое его желание исполнить просто обязан.

Исходя из этого, исповеди зависимого обязательно должно предшествовать покаяние, признанию неправильности своей жизни пред Богом – признание этого перед самим собой. Сколько времени займёт у зависимого конструктивная самоотверженная переоценка собственной жизни – сказать невозможно. По моему опыту, для этого необходимо несколько месяцев серьёзного каждодневного реабилитационного процесса.

 

– Можно ли найти в святоотеческой литературе примеры, которыми можно пользоваться в практике реабилитации? В том же молитвослове – слова древних монахов, но ведь в их времени наркотической зависимости не было. Природа зависимости отличается от природы других грехов?

 

– Это открытый вопрос нынешнего богословия. Если говорить о традиционной святоотеческой православной аскетике, то зависимость – страсть, которая связана отчасти с грехом чревоугодия, отчасти с грехом блуда. Аскетическую практику борьбы с этими двумя страстями можно использовать в работе с зависимыми. Но есть серьёзнейшее отличие: химическая зависимость невероятно сильна! Не представляю, какую еду должен есть чревоугодник, чтобы она в кротчайшие сроки и настолько поработила его личность. Условно говоря, от шоколадки или влюблённости эндорфин, гормон счастья и радости, в ограниченном количестве вырабатывается: он не перестраивает всю химию организма с такой амплитудой и в такие сроки, как героин или алкоголь. Образно говоря, традиционные грехи выглядят так: шёл, споткнулся, упал, ударился. А зависимость химическая – это когда ты шёл, споткнулся, упал, ударился, а сверху тебя ещё и бетонной плитой придавило. В этом смысле, химическая зависимость – то, чего человечество раньше не знало. Не было героина во времена Святых Отцов, не существовало тогда современных «солей», которые не просто тело, а саму личность человека разрушают стремительно. Потому тут нельзя обойтись просто церковными средствами, что называется, постом и молитвой, не получится. Нужен целостный подход: как серьёзная психотерапевтическая и социальная работа, так и духовное преображение. Проблема целостная, и душевный (психотерапевтический), социальный, а не только духовный, момент очень силён, и на них никак нельзя внимания не обращать.

 

Подготовил Андрей Кульба

 

 

Христианский благотворительный Фонд центр «Старый Свет»

Сайт: http://stsv.org/

При фонде работает контактно-информационный телефон по проблемам зависимости и ВИЧ/СПИДа: 8-916-722-36-26

Связаться с фондом можно также по электронной почте: oldworld1992@gmail.com

 

Специалисты фонда, волонтеры, православные священники готовы обсудить с Вами Ваши проблемы  и помочь Вам найти выход!