Воскресенье, 26 января 2025 года: что будет в храме?
Воскресенье 26 января мы еще называем Неделей по Богоявлении, поскольку Церковь продолжает праздновать Крещение Господне и особо выделять событие в богослужении. Также 26 января Церковь вспоминает мучеников Ермила, Стратоника и Петра Авессаломита, преподобных Иакова Низибийского, Максима Кавсокаливита, Иринарха Ростовского и Елиазара Анзерского.
Воскресенье, 26 января 2025 года, попразднство Богоявления
В Неделю тридцать первую по Пятидесятнице мы продолжаем праздновать Крещение Господне — евангельское событие, когда Христос пришел на берег реки Иордан и был крещен пророком Иоанном Предтечей.
Особенности православного богослужения
Во время вечернего богослужения, а также утром на 3-м и 6-м часах и на литургии прозвучат тропари и кондаки воскресного дня и праздника Богоявления, а также мучеников Ермила и Стратоника. В тех храмах, где особо почитается память преподобного Иринарха Ростовского, вместо песнопений в честь мучеников можно будет услышать молитвословия, посвященные этому святому:
Тропарь воскресный, глас 6
Ангельския силы на гробе Твоем,/ и стрегущии омертвеша,/ и стояше Мария во гробе,/ ищущи Пречистаго Тела Твоего./ Пленил еси ад, не искусився от него;/ сретил еси Деву, Даруяй живот.// Воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе.
Перевод: Ангельские Силы — при гробе Твоем, и охранявшие его омертвели, а Мария стояла в гробнице и искала пречистое тело Твое. Ты опустошил ад, не потерпев от него, Ты встретил Деву, Дарующий жизнь. Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе!
Кондак воскресный, глас 6
Живоначальною дланию/ умершия от мрачных удолий/Жизнодавец, воскресив всех, Христос Бог,/ воскресение подаде человеческому роду:/ есть бо всех Спаситель,// Воскресение и Живот, и Бог всех.
Перевод: Живоначальною Своею дланию из мрачных глубин всех умерших воскресив, Податель жизни Христос Бог, воскресение даровал человеческой природе, ибо Он — Спаситель всех, Воскресение и Жизнь и Бог всего!
Тропарь Крещения Господня, глас 1
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/Троическое явися поклонение:/ Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голубине/ извествоваше словесе утверждение./ Явлейся, Христе Боже,// и мир просвещей, слава Тебе.
Перевод: При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубя подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!
Кондак Крещения Господня, глас 4
Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси и явился еси,// Свет неприступный.
Перевод: Явился Ты в сей день вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, в полноте знания воспевающих Тебя: «Пришел, явился Ты, Свет неприступный!»
Тропарь мученикам Ермилу и Стратонику, глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имущее бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.
Перевод: Мученики Твои, Господи, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши.
Кондак мученикам Ермилу и Стратонику, глас 2
От мирския молвы избегосте и к тихому пристанищу преставистеся,/ мученичества кровьми и постничества трудами венчаеми./ Темже и показастеся мучеников и преподобных единовсельницы.
Перевод: Мирской суеты избежали и тихого пристанища достигли, мученической кровью и трудами постничества увенчанные. Потому и поселились вместе с мучениками и преподобными.
Тропарь преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому, глас 4
Яко мученика добропроизвольна/ и преподобных удобрение,/ звезду Ростовскую,/ в затворе, узах и веригах Господеви благоугодившаго/ и чудес благодать от Него приемшаго,/ Иринарха предивнаго песньми хвалебными почтим/ и, к нему припадающе, умильно глаголем:/ отче преподобне, моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Перевод: Как мученика добровольного и преподобных украшение, звезду Ростовскую, в затворе, цепях и веригах Господу угодившего и чудес благодать от Него получившего, Иринарха удивительного в хвалебных песнопениях почтим и коленопреклоненно в сокрушении к нему воззовем: «Отче преподобный, моли Христа Бога о спасении душ наших».
Кондак преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому, глас 2
Волнений множество жестоким житием преходя,/ изгнание, затвор и узы железныя претерпел еси мужески, Иринарше терпеливодушне,/ нам оставль образ злострадания и терпения твоего,/ озаряя чудес блистаньми с верою приходящих к честному гробу твоему,/ у негоже, яко почесть победную, вериги твоя тяжкие видим,/ от нихже подаеши исцеления недужным./ Сего ради зовем ти:// радуйся, Иринарше, отче предивный.
Перевод: Сквозь многие бури в суровой жизни проходя, изгнание, затвор и железные цепи претерпел ты мужественно, твердый душой Иринарх, оставив нам пример твоих мучений и терпения, озаряя сиянием чудес с верой приходящих к почитаемому гробу твоему, у него же, как награду победы, вериги твои тяжелые видим, от них же подаешь исцеления больным. Потому взываем к тебе: «Радуйся, Иринарх, отче удивительный».
Поскольку Церковь продолжает праздновать Святое Богоявление, во время вечернего богослужения хор будет петь праздничные стихиры. Ближе к концу службы, перед великим славословием, прозвучат следующие песнопения попразднства Богоявления.
Песнопения попразднства Богоявления
Приидите, и мы в чувстве сердца притецем, вернии, к струям Иорданским и, Христа видевше, плотию крещаема от Иоанна Предтечи, ныне с ним славословяще, Тому возопиим: благословен, явлейся Боже наш, слава Тебе.
Перевод: Придите, верные, и мы, с чувством сердца, поспешим к потокам Иорданским и, увидев Христа, крещаемого плотью от Иоанна Предтечи, ныне вместе с ним, воспевая, воззовём: благословен Ты, явившийся, Боже наш, слава Тебе.
Иессеев ныне прозябе жезл, Божественный Кивот и манны Приятелище, из Негоже произыде Цвет жизни Нетленный: Егоже Иордан убоявся, и Иоанн рукою прикоснувся Христу, зовяше: благословен, явлейся Боже наш, слава Тебе.
Перевод: Иессеев жезл ныне пророс, Божественный Ковчег и Хранилище манны, из которого вышел Нетленный Цвет жизни. Перед Ним устрашился Иордан, и Иоанн, рукой прикасаясь ко Христу, восклицал: благословен Ты, явившийся, Боже наш, слава Тебе.
Воспойте песни, Небесныя силы, пойте, человецы, и радуйтеся согласно: се бо Владыка, Отчее сияние,/ грядет к струям Иорданским, да крестится от раба. Людие, воззовем: благословен, явлейся Боже наш, слава Тебе.
Перевод: Пойте песни, небесные силы, пойте, люди, и радуйтесь единодушно! Вот Владыка, сияние Отчее, идет к потокам Иорданским, чтобы креститься от раба. Люди, воззовем: благословен Ты, явившийся, Боже наш, слава Тебе.
Днесь всяка тварь просвещается, днесь всячeская веселятся, Небесная вкупе и земная, Ангели и человецы смешаются, идеже бо Царево пришествие, и чин приходит. Тецем убо на Иoрдан и видим вси Иоанна: како крещает Верх Нерукотворенный и Безгрешный? Темже, апостольский глас припевающе, согласно возопием: явися благодать Божия спасительная всем человеком, озаряющи и подающи верным велию милость.
Перевод: В сей день творение просвещается, в сей день все веселится, вместе небесное и земное, Ангелы и люди соединяются, ибо где пришествие Царя, там и порядок приходит. Поспешим же на Иордан и увидим все Иоанна: как он погружает Главу Нерукотворную и Безгрешную. Потому, апостольское слово воспевая, согласно воззовем: «Явилась благодать Божия, спасительная всем людям, озаряющая верных и подающая великую милость!»
Чтение Евангелия
Чтение недели по Богоявлении:
Евангелие от Матфея, глава 4, стихи 12–17
Комментирует священник Стефан Домусчи
Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Рядовые воскресные чтения:
Евангелие от Луки, глава 18, стихи 35–43
Комментирует священник Стефан Домусчи
Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.
Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.
Если совершается служба преподобного Иринарха, то вместо рядовых чтений читаются следующие отрывки из Священного Писания:
Евангелие от Луки, глава 6, стихи 17–23
Комментирует священник Павел Великанов
И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
Апостольское чтение
Чтение недели по Богоявлении:
Послание апостола Павла к Ефесянам, глава 4, стихи 7–13
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что́ означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.
И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.
Рядовые воскресные чтения:
Первое послание апостола Павла к Тимофею, глава 1, стихи 15–17
Комментирует священник Антоний Борисов
Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.
Если совершается служба преподобного Иринарха, то вместо рядовых чтений читаются следующие отрывки из Священного Писания:
Послание апостола Павла к Галатам, глава 5, стихи 22 — глава 6, стих 2
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
День памяти святых
Мученики Ермил, диакон и Стратонúк (около 315)
Краткий рассказ о друзьях-христианах слушайте на радио «Вера».
Преподобный Иаков, епископ Низибийский (350)
Святой Иаков был сыном грузинского князя, но с юности избрал путь отшельника. Слушайте рассказ о преподобном Иакове на радио «Вера».
Преподобный Иринарх, затворник Ростовский (1616)
Подвижник послал ополчению Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского свое благословение и крест. Слушайте житие святого Иринарха на радио «Вера».
Преподобный Елеазар Анзерский (1656)
Среди учеников преподобного Елеазара был иеромонах Никита, будущий Патриарх Никон. Слушайте житие подвижника на радио «Вера».
Преподобный Максим Кавсокаливит (около 1365)
Чтобы скрыть свои молитвенные и постнические подвиги и избежать славы, преподобный Максим много лет вел себя как юродивый.
Святой Максим жил в Византийской империи. В 17 лет он принял монашество. Подвизался под руководством нескольких пустынных отцов чрезвычайно строгой жизни. Затем поселился в Константинополе, при Влахернском храме Пресвятой Богородицы.
На Афоне преподобного объявили прельстившимся. Для большего утверждения общей молвы о своем юродстве святой Максим не заводил постоянного жилища, переходил с места на место как помешанный, сжигая свои каливы — травяные шалаши («кавсокаливит» значит «сжигающий каливы»).
Когда на Афон прибыл преподобный Григорий Синаит, проводивший жизнь в умной (Иисусовой) молитве, он встретился с преподобным Максимом и, пораженный беседой с ним, стал называть преподобного Максима не иначе как земным Ангелом. Преподобный Григорий упросил святого Максима оставить юродство и пребывать на одном месте, чтобы другие могли почерпать из его духовного опыта.
Зная о его даре прозорливости, византийские императоры посещали преподобного и поражались исполнению пророчеств. Только перед кончиной святой Максим оставил свое уединение и поселился близ Лавры преподобного Афанасия, где и предал Господу свою душу в возрасте 95 лет. Как при жизни, так и по смерти преподобный Максим был прославлен многими чудесами.
Источник: Воскресенье, 26 января 2025 года: что будет в храме? - Православный журнал «Фома»