Вы здесь

Восемь на восемь (ввосьмером по восьми странам) Часть 1 (Украина, Румыния, Болгария)

 
Отдых для многодетной семьи – целая отдельная проблема, о которой можно много писать. Недорогих путевок для семьи с шестью, к примеру, детьми – в природе не существует. Потому что туроператоры уверены, что таких семей нет. И органы соцзащиты тоже, кстати. Покупать путевку на каждого ребенка отдельно – никаких денег не хватит. Остается дача (вариант, ненавистный большинству детей) и «дикарские» поездки.
     Мы обычно «пихали» всех своих детей в машину (благо, она семиместная), навьючивали сверху вещи и ехали – куда глаза глядят. Останавливались у моря (Азовское или Черное): то в палатках, то снять что-то недорого удавалось, то у знакомых. Преимущество этого вида отдыха – свобода. Можно переехать на другое место, как надоест, по пути осмотреть достопримечательности, местные храмы, к примеру. Все остальное – недостатки. Негде готовить, стирать, нет туалетов. Да и вообще можно без ночлега и приюта остаться (что и бывало неоднократно).
     Но самое главное: море детям довольно быстро надоедает. Требуется «культурная программа». И в душе у каждого родителя существует потайное желание – показать детям мир, вывезти за границу. Святыни Греции, Италия с Римом и Венецией – чередой проходят в фантастических снах многодетного отца. Но, увы, видит око да зуб неймет.
     Началось с того, что я увидел как-то на МКАДе машину-автодом. И в голове появилась шальная идея: как здорово бы на такой всей семьей… Полазил в интернете: оказывается, ее можно взять напрокат. Стоит, правда, жутко дорого ¬– около 7 тыс. в сутки и выше. Но при подсчете оказалось, что все равно это значительно дешевле любого другого заграничного варианта. Дело в том, что в подобной машине внутри – все средства для автономного бытия человек семи-восьми. Умывальник, душ, электричество, кухонька с плитой, холодильник, куча кроватей и проч. Таким образом, экономим на всем: на гостиницах, ресторанной еде. И ездить можно, куда вздумается. И везде остановиться можно…
   Сразу ехать за границу не решился. Взяли автодом напрокат на 10-ть дней – поездили по России. Хорошо поездили: до Адлера доехали, и затем на Азовском море побывали. Останавливались где как. В лучшем случае рядом со знакомыми: можно к электричеству подключиться и водой заправиться. А чаще всего просто на обочине дороги или непосредственно на берегу моря. Приходилось и вытаскивать автодом из песка, и с камней «снимать»…
     Ну, а в этом году решили реализовать давнюю задумку: всей семьей на автодоме за границу. Готовились заранее. Автодом нужно бронировать с зимы – позже уже все занято и есть все шансы никуда не уехать. Готовили маршрут, паспорта, затем визы. Дело новое, с элементом авантюры. Ночевать на обочине в Европе, говорят, нельзя. Поэтому останавливаться планировали в кемпингах – это такие стоянки для кемперов (автодомов), где можно за небольшую плату подключиться к электричеству и воде, цивилизованно слить туалетную кассету… Вот только заказать заранее места в кемпингах, как в гостиницах – невозможно. Пока такого сервиса не существует. Поэтому ехали в неизвестность.
     Главной целью путешествия была Греция и Афон. Ехать решили через Киев, и затем по монастырям Буковины. Помолясь, выехали сразу после Казанской – 22-го августа. Машину взял накануне – нужно все собрать и погрузить. Белье, посуда, вещи, книги: взяли даже пылесос и напольный кондиционер (автомобильного, думали, будет не хватать). Ну и генератор бензиновый – вдруг окажемся надолго без электричества. Навигатор взял самый доступный – гугловский (просто нажми кнопку на планшете). Но для него нужен интернет, а радио-интернет за границей – большая проблема (интернет-роуминг с «родной» сим-карты – просто немыслимые деньги). К счастью, в этом году появились недорогие «отпускные» пакеты с интернет-роумингом (в предыдущие годы для заграничного интернета приходилось покупать сим-карту на месте – а при поездке по восьми странам это восемь сим-карт).
     Итак, выехали в понедельник пораньше. Я в простоте решил: раз на Киев, значит по киевской трассе М3. Вначале порадовался: какая хорошая дорога (особенно по сравнению с М4), и машин немного. Но как въехали в Калужскую область, сразу понял, почему мало машин. Дорога жуткая, в некоторых местах чуть ли не грунтовая: щебнем посыпана. Правда, ее пытаются ремонтировать… Но это еще, по-моему, на целое столетие. Ладно, это не худшая дорога, которая нам встретится. Переночевали где-то на обочине, за деревьями (нарвали на поле кукурузы на ужин).
     На украинской границе почти не стояли. В Киев въехали на следующее утро. В простоте заехали в центр, и ухитрились рядом с Лаврой припарковать громадину кемпера. Не подгадывая, сразу попали на праздник прп. Антония Печерского (23 авг.). Сразу в собор: торжественность украинского богослужения, рокот протодиаконов – служит сам Блаженнейший! В храм не пробиться – мы встали в боковом придельчике:
 
 
     Ну а затем – в пещеры, к мощам (сначала Ближние, потом Дальние). Нас всего восемь: я с супругой и шестеро детей (седьмой – в армии). Старшему шестнадцать, младшей – четыре. Тут снимет старший:
 
 
     Времени не особенно много, поэтому, перекусив, сразу едем дальше. Следующая цель – Румыния, монастырь Путна (его еще называют румынским Иерусалимом). Навигатор показывает кратчайшую дорогу через Житомир, Хмельницкий и Черновцы. До Житомира трасса – просто чудо. А дальше – началось. Объездную дорогу вокруг Хмельницкого проскочили – пришлось ехать через город. Затем начался период ужасных дорог. Как на войне: сплошные ямы и заплатки. И среди них ухитряются стоять инспекторы, и за что-то штрафовать! Дороги в самих Черновцах – просто песня военных лет! Особенно – мощеные булыжником. Я, честно сказать, порадовался, что еду не на собственной машине, а на прокатной (не мне чинить ходовую!). Дальше навигатор указывает дорогу к границе, проезжаем несколько живописных сел (запомнилось одно название: Чудей). В каждом селе по два храма: православная церковь и костел. Интересна своеобразная карпатская архитектура. Вот пара церквей и традиционный дом.
 
  
 
     Дорога становится все хуже и хуже, и меня это начинает беспокоить. Но навигатор убеждает: осталось всего чуть-чуть, скоро приедем! Дорога переходит в грунтовую, и приводит нас к шлагбауму со знаком «кирпич». Из сторожки выходит улыбающийся пограничник с автоматом: «Что, батюшка, по навигатору приехали? Тут уже три года пропускной пункт не работает». Вот так нас первый раз подвел навигатор. Спрашиваем дорогу. Пограничник корректирует очередной маршрут навигатора («Вот тут не едьте – тут дороги нет. Я знаю – я сам тут живу»). В результате – проехали лишних сто километров, зато посмотрели Карпаты и западноукраинскую глубинку.
     Румынская граница – очереди нет! Нас практически не проверяют. Посмотрят – и улыбаются. Покупаем румынские деньги – леи, и vignette – дорожный налог (без него можно лишиться довольно большой суммы денег – штрафуют, причем, почти сразу по выезде с пограничного пункта). Подвозим по пути пару туристов–автостопщиков – немцев. Румынская глубинка пользуется популярностью, и скоро мы поняли, почему.
     Буковина – заповедный край. И удивительные люди. Здесь у местных жителей в привычке – здороваться. Поднимают руку, завидя машину. Передвигаются здесь в основном на телегах весьма специфической формы и конструкции. Сзади телеги – автомобильный номер: так положено по правилам (интересно, а автомобильные права с водителя телеги тоже требуют?). И вот обычная картина: не торопясь едет телега, а за ней вереница машин – и никто не обгоняет, потому что сплошная полоса и обгон запрещен. И когда встречаются два знакомых на телегах, едущие в противоположном направлении, и останавливаются для обмена новостями – автомобилисты терпеливо стоят за ними и ждут, когда они закончат: жизнь здесь неспешная.
     Дороги узенькие и без обочин. Передвигаться по ним быстро невозможно: перед каждой деревней стоит знак, ограничивающий скорость (не выше 30 км./ч.). А деревни длиннющие, по десятку километров. Одна переходит в другую. Так что пытаться куда-либо быстро добраться даже и не стоит пробовать – заранее готовься к неспешности. Общаться с румынами непросто: русского не понимают. Пришлось смотреть в гугл-разговорник: здравствуйте будет «алло»; вода – «апа»…
     В каждой, даже самой маленькой деревне – храм. Женщины по нашим меркам одеты сверхблагочестиво: закутаны в платки, юбки обязательно длинные (в Европе такую одежду принято считать цыганской). Везде на дороге – поклонные кресты, у многих домов – маленькие часовенки. Ну и вот примеры характерной Румынской архитектуры (телеги, к сожалению, сфотографировать не догадались):
 
 
 
     Основные румынские монастыри находятся именно здесь – в Карпатах (понятно, что монахи бежали в горы – от людей). Румынская Лавра – мужской монастырь Путна: 
 
 
     Внутри румынские храмы оформлены в византийский традициях, по стенам – стасидии (снимать в храме нельзя, но Артем в простоте и по незнанию нарушает это правило):
 
 
     По дороге в деревне заправились водой из колонки – очень похожей на русский аналог (с водой, при путешествии на кемпере «дикарем» – обычно проблемы, а искать кемпинг не хотелось – торопились). Следующий монастырь, где мы побывали – Хумор (г. Гура-Хуморулуй):
 
 
 
     На этом храме традиционные для Румынии росписи снаружи (росписи XVII в., а сам храм древнее: по-моему век XV или XIV):
 
 
     Это монастырь женский. Удалось застать богослужение (мирским чином – монахиня чинно кадила кацеей), пели по-византийски. Ну и затем: едем на Сучаву, Бухарест и к солнечной Болгарии. На трассе покупали помидоры (как раз сезон!): один килограмм один лей (что-то вроде наших десяти рублей). Таких вкусных помидор давно не ел. На трассе в основном машины местного производства (Дасия или Дачия) и как минимум двадцатилетней «выдержки» – едут, сильно «не торопясь» (километров этак сорок в час; правда, уступают дорогу, если есть возможность). Ночевали, по-моему, где-то на обочине (где – уже не помню). Обычно ищешь съезд с трассы и заезжаешь за деревья – чтобы было потише. 
     И переезд в Болгарию по длиннющему (платному) мосту через Дунай. Тут проще – русский язык все понимают (да и болгарский вполне понятен). Выпускной таможни вообще нет, а впускная – чисто символическая. Купили опять виньетку, а вот денег не поменяли (в Болгарии – левы) – обменника на погранпункте нет, и по пути тоже он нигде не встретился. Приходилось расплачиваться «евриками», которые, впрочем, везде берут.
     Общее впечатление: северная Болгария – пустая страна. Перелески и поля. Дома в деревнях и городках каменные, стоят близко друг к другу, крыши черепичные – красиво и непохоже на румынские деревни. Храмов – не видно. Ехали быстро целый день: до Софии и затем до Рилы. Посетить Рильский монастырь для нас – принципиально. Там мощи преп. Иоанна Рильского – покровителя одного из наших путешественников (моего сына Ивана). Навигатор уверенно показал, что монастырь находится в Риле. На деле – еще двадцать километров в горы… 
     Приехали к вечеру. Рильский монастырь – самый красивый монастырь из всех мною виденных:
 
   
 
     Все болгарские иконы, по-моему, отличаются особым выражением ликов. За ними – характер болгарской святости (простота, детскость и глубина):
 
 
     Как во всех восточных монастырях, в Рильском есть водосвятный фонтанчик и монастырские кошки:
 
 
 
     Нас приглашали ночевать в монастыре, но мы решили не изменять своему дому на колесах, и заночевали в горах, на берегу речки Рилы – в такие дремучие места сбежал когда-то от суетного мира прп. Иоанн (за спиной фотографа – отвесная скала):
 
 
     С утра – на Литургию. И затем – в Грецию. Дальше путь лежит по автобану – это первый автобан за время путешествия, можно надавить педаль газа и наконец-то разогнаться. Но автобан – «болгарский». Через некоторое время он напрочь перегорожен. Ни путей объезда, ни объяснений. Попробовал выехать на него через пару километров – увидел ремонтную технику. А навигатор упорно выводит назад на этот-же автобан. Пришлось ехать «на ощупь» приблизительно по направлению к греческой границе. С пол-дороги навигатор «сообразил». Так что пришлось поездить по узеньким дорожкам болгарской глубинки, посмотреть на виноградники, бедные деревни и на загорелые лица болгар. А автобан был закрыт, как позже выяснилось, вплоть до самой границы…
     Болгария, к слову сказать, преподнесла мне сюрприз. Уже переехав через границу, я заметил, что мой телефон не проявляет признаков жизни (соответственно, и навигатор не работает). С причиной разобрался быстро. Дело в том, что Болгария (как и Польша) не упомянуты в списках стран интернет-роуминга пакета «отпуск-онлайн». Интернет-роуминг тут есть, но жутко дорогой. Вот и «съел» у меня интернет-роуминг в Болгарии очень немаленькую сумму денег, которая лежала на телефоне (рассчитана, кстати, она была на все путешествие). Как пополнить баланс? СМСки не отсылаются (телефон заблокирован), на терминалах на русский телефон денег тоже не положить… Пришлось с другого телефона звонить в Москву, чтобы наш дедушка в России положил деньги на мой телефон – только так удалось преодолеть «кризис связи». Увы, без навигатора за границей мы оказываемся в положении младенца, не умеющего ходить…
 
 
Автор: прот. Георгий Крылов