Восемь на восемь (ввосьмером по восьми странам) Часть 2 (Греция).
Продолжение (начало здесь)
Итак, Греция – она воспринимается как знакомая и родная земля (бывал тут уже раз шесть). Солнце и море, заполненные ресторанчики, храмы в маленьких городках… И неработающий навигатор, который заработал-таки. Едем по сети дорог (в этой жизни в дорожном лабиринте Греции я точно никогда не разберусь!) прямо в Уранополис – в Небо: через двести метров поверните направо, езжайте в этом направлении 10 километров.
Дороги в Греции и Италии неплохие, но дорогие. Во-первых – топливо. Бензин и дизель дороже ровно в два раза, по сравнению с Россией. Кстати, в Болгарии и Греции столкнулся с явлением, столь привычным и в России: оплатить картой топливо можно далеко не на всех колонках. Наверное, кризис… Во-вторых – платные дороги. Виньетки в этих странах не покупаются, зато на каждом автобане нужно платить. Либо это терминалы, расположенные через пять-десять километров – на каждом по несколько евро (чаще всего – автоматические). Либо билетная система оплаты (что удобнее) – вначале выдается билет, а по выезде с автобана в кабиночке девушка объявляет ваш километраж и сумму выплаты (человека всегда проще понять, чем автомат).
Едем по Македонии и въезжаем в Уранополис с непривычной стороны (не от Салоник, как всегда, когда прилетаешь в Грецию). Уранополис – как дом отчий. Это – преддверие Афона. Особый мирный дух простирается над этим городком, над лавочками и ресторанчиками с «дикими» туристическими ценами.
Приехали вечером, прошлись по городку, поужинали в ресторане (дорого, но где еще можно попробовать знаменитые греческие морепродукты: осьминога, кальмаров с креветками, и свежую, только пойманную рыбу). И затем поехали в заранее намеченный кемпинг – он в паре километров от Уранополя. Первый раз в первый класс! Въезжаем в непривычное «заведение», я ищу администратора – небыстрый процесс. Находится хозяйка, которая зовет сына (с ним проще объясниться – он немного знает английский): этот «бизнес», как и многий другой в Греции – обычно семейный. Договариваемся об оплате (приблизительно по восемь евро с человека), выбираем место и ставим свой автодом под крышу, рядом с другими подобными. Нам показывают, где подключиться к электричеству, где вода, туалеты, душевые. В кемпинге есть детская площадка, магазинчик, ресторан. В общем, женщины от этого кемпинга – в восторге, после стольких ночевок на обочине.
И мы сразу бежим купаться (море не видели целый год), благо пляж в кемпингах обычно немноголюден. Ванька (мой средний сын) сразу наступает на морского ежа и получает несколько иголок в ногу – но все это мужественно переносит и не скулит (иголки через несколько дней вышли сами). Дети удивляются крабам:
Окунаемся до ночи – Эгейское море у «моих» вызывает восторг: оно прозрачное и чистое (я не говорю о том, что теплое), в отличие от Азовского и Черного, дальше которых моя поповская семья не заезжала еще. Восточный вечер – моментально наваливается тьма, как будто спустили занавес, или выключили свет. Но ночью спать не тянет: начинается ужин и ночная «возня». Вот фото, оно получилось темным, смазанным, но неплохо передает «дух» вечерне-ночного кемпинга:
А с утра мужская часть нашей семьи (кроме младшего сына – Кирилла) направляется на Афон – на четыре дня. Это духовная кульминация поездки. Женщин оставляем в кемпинге – купаться. В 8.00 пешочком выходим в Уранополис: в офис, получать документы. Для въезда на Афон на каждого необходимо оформить Диамонитирион: специальный афонский паспорт. Оформление его – дело непростое, и начато оно было еще в Москве, задолго до поездки. Сегодня же мы получаем уже готовый документ (этот, к примеру – Артемин):
До отправления парома (на Афон едут только морским путем) еще час, и мы проходимся по магазинчикам, покупаем бинокль, пьем традиционное «грик кофе». И вот – долгожданный паром. После проверки документов садимся на «Аксион Эстин» и отплываем от уранопольского пирга:
Первая, промежуточная цель сегодня – Дафни – это «морские ворота» Афона (пристань и несколько домиков на берегу: трапезная, пара магазинчиков, почта, таможня). Плыть чуть больше двух часов. Поначалу – пустынные берега. Паломников сопровождают чайки, выпрашивающие хлеб и умело ловящие его на лету:
Потом начинаются, кельи (обычно полуразрушенные), каливы, пристани (арсаны) двух первых славянских монастырей (Хиландаря и Зографа – этих монастырей не видно с моря). Артем не отрывается от фотоаппарата:
И затем, первые прибрежные монастыри (Дохиар, Ксенофонт и Св. Пантелеимона), у которых мы останавливаемся и высаживаем паломников:
В Дафнии мы перекусываем и пересаживаемся на кораблик поменьше (Агиа Анна), чтобы плыть дальше к конечному пункту назначения: монастырю Агиа Павла (который сделал нам Диамонитирион и принимает нас как гостей).
Мы плывем к «аскетической» горной части Афона, на которой находится сама Святая гора. По пути – построенный на высоких скалах монастырь Симонопетра (фото издалека, с максимальным «зуммом»), а затем Григориат и Дионисиат:
Приехали в Агиа Павла днем, сподобились традиционного угощения (ракия и лукум), пообщались со знакомыми и легли отдыхать. В монастыре мы оказались как раз под воскресенье (я специально так подгадал; мы отметим воскресенье в монастыре, а женщины в кемпинге сходят в местный Уранопольский храм). На Афоне не служат всенощных под воскресенье, а служат вечером вечерню, и затем с трех ночи – утреню и литургию. Вечером – на вечерню, затем трапеза и повечерие. После – для паломников выносят из алтаря мощи и святыни монастыря. Главная святыня Агиа Павла – дары волхвов.
После вечерних мероприятий мы, пренебрегая сном, уже «в нощи» сходили к знакомому «на келью», расположенную недалеко от монастыря. Келья – в афонском понимании – это домик или группа домиков, с храмом (чаще маленьким – внутри одного из зданий), огородом и всем необходимым для уединенного житья. «На келье» живет обычно группа монахов во главе со старцем (герондой). Келья, куда мы направились – пуста – и в ней временно поселили нашего знакомого – гостя. В ней находится храм свят. Нектария Эгинского, поэтому и вся келья называется именем этого святого (фото утреннее, издалека, с максимальным приближением, поэтому нечеткое):
Ночью бдим. Вот что получилось у Артема из попытки тайком снять ночное богослужение. Общее впечатление верное: темнота, электричества нет.
После литургии и трапезы мы с еще одной «паломнической семьей» (отец и двое детей) садимся в автобусик (заранее заказали) и едем по афонским монастырям. На Афоне дороги – узкие и грунтовые – быстро по ним не поедешь. Но все лучше, чем пешком (особенно при жаре в 40°). Всего – не объехать (в горной части Афона вообще дорог нет – только тропы), но хотя бы что-нибудь, за то короткое время, пока мы здесь.
И дальше – чреда монастырей, с каждым из которых у меня связано немало воспоминаний. Каракалл: «филофеитский» монастырь (здесь обосновались ученики великого афонского подвижника XX в. Иосифа Исихаста). Это – лесенка в архондарик (монастырскую гостиницу):
В монастыре обязательно имеется башня: с нее высматривали заранее приближение разбойников. Фотографировать, между прочим, было поручено Артему. Так что все претензии к его фотоэкспериментам – к нему лично:
Далее – монастырь Филофей (я в нем впервые) – здесь сравнительно недавно игуменом был ученик Иосифа Исихаста Ефрем (I).
За толстыми монастырскими стенами, обычно в середине дворика – храм.
Перед входом в храм – водосвятная беседка и двери в трапезную (трапеза в монастырском понимании – продолжение богослужения). А кельи монахов – в стенах.
Колоколов на Афоне почти нет. В основном используется древняя форма колокола – било. С его помощью ночью будят монахов на богослужение. Деревянное било обычно монах «будильник» носит по монастырю, а железное – стационарное.
При посещении Афона сначала обычно паломники идут на поклонение к Иверской иконе Богородицы – в монастырь Ивирон – взять у Богородицы благословение на путешествие по Ее земле. У нас не получилось вначале – получилось в середине.
А это часовня, где находится Иверская икона Пресвятой Богородицы (рядом с вратами обители):
В Иверском монастыре, и в следующем монастыре, куда мы поехали – в Ватопеде – есть церковные лавки (это исключение – в большинстве афонских монастырей ничем не торгуют). Так что мы, как и все русские паломники, «закупились» (в дальнейшем выяснилось, что не зря – в Салониках большинство церковных магазинов было закрыто из-за кризиса). Едем в знаменитый Ватопед, прикладываемся ко святыням и снимаем:
Артем «засек» монастырские заготовки «на зиму» – все как в России:
Затем мы едем назад, в Агиа Павла, и с утра уплываем дальше, на север – к оконечности Афона. После Агиа Павла дороги заканчиваются – остаются только тропы (единственный способ добраться сюда – на пароме и затем на муле, или пешком). Большие монастыри закончились, и начинаются скиты (Агиа Анна, Микро Агиа Анна). Скит – это несколько келий. В центре – Кириакон (это главный храм, куда келлиоты в праздники собираются на совместную молитву). Афонские скиты – место сугубых аскетических подвигов.
Дальше подплываем к Каруле – обычно отсюда начинают свое путешествие на гору паломники. «Внутренняя Каруля» – отвесная скала, к которой лепятся каливы – малюсенькие кельи подвижников. Это самое суровое место Афона. Добраться до этих калив можно только «по цепям» – руки держатся за цепь (прибита костылями к скале), а ноги нужно аккуратно переставлять в выемки, спускаясь по от отвесной скале. Вот она, Каруля:
А это самый «край» Афона – причал скита Капсокалива. Когда то к этому скиту я дошел пешком – через горы. Теперь вот доплыл:
Вначале мы хотели здесь выйти, и затем – пешком по камням до Великой Лавры. Но дети мои притомились, да и температура за бортом – более 40 (все таки пешком по Афону лучше путешествовать осенью или весной – когда попрохладнее). Поэтому решили плыть назад и ехать до Лавры сушей. Значит, плывем до Дафни, затем автобусом (единственный большой автобус на Афоне – только дорога Дафнии-Карея может его вместить) до Кареи. Карея – это своеобразная столица Афона. Здесь находится Протат (орган управления Св. горой), а также некоторые необходимые государственные учереждения.
Здесь же находится старейший на Афоне храм, и в нем икона «Достойно есть». С этой иконой связано обретение самой молитвы «Достойно есть»: ее написал Архангел Гавриил пальцем на камне (камень сделался мягким, как пластилин).
От Кареи садимся на маленький автобусик и едем до Лавры. Ехать – более двух часов. Преподобный Афанасий Афонский основал этот первый общежительный монастырь на Афоне вдали от торных дорог. В Лавре нам дали келью в архондарике, мы поспали перед вечерней. Это наша келья (два окошка над аркой):
После вечерни походили по Лавре и около нее. Это – вход в трапезу (сам храм не фотографировал, потому что он – в лесах, идет реставрация).
Это – кухня с обратной стороны трапезы (большая печь с трубой посередине):
А это – вид из кельи (осколочек монашеского быта):
А это – первый храм, построенный преп. Афанасием. Днем начиналась стройка, а за ночь, к утру бесы разрушали построенное. Тогда преподобному было открыто, что храм нужно построить за один день – что и было сделано:
Перед сном паломники традиционно собираются в беседке перед входом в монастырь. Сюда же собираются и монастырские кошки – в ожидании подаяний:
Утром, после литургии мы уезжаем с Афона – через Карею и Дафни. Заезжаем по дороге, как традиционно делают все паломники, к «Агиасме» – чудесному источнику с Св. водой, который забил на месте явления Богородицы преп. Афанасию Афонскому (он отчаялся и собирался уйти со Св. горы, но на пути повстречал Женщину – Пресвятая Богородица утешила его, обещала помогать, и с этой минуты стала игуменией Великой Лавры – ее икона находится на игуменском месте). Это икона явления Богородицы преп. Афанасию над источником:
Пронзительная тоска – не хочется уезжать от святынь. Но женская часть семьи ждет… До кемпинга нас подвез его хозяин – встретил по дороге и узнал. Искупались, переночевали, и с утра отправились в Уранополис – показывать Афон женщинам.
Из Уранополиса плавает прогулочный теплоходик – мимо внутренней части Афона. У женщин есть возможность издалека посмотреть на монастыри, и даже приложиться к некоторым святыням – их монахи привозят на теплоход. Нам привозили мощи из монастыря Григориат – десницу великомученицы Анастасии. А это – наши сопутешественники, прогулочный корабль из Салоник, который тоже доплывает до Афона:
Приплыв в Уранополь, мы садимся на свой автодом и уезжаем от Афона: дальше по Греции. Сначала едем в Салоники – это не очень далеко, часа два пути. Раньше дорога проходила через живописные маленькие греческие городки с храмами и узкими улочками, но теперь построили объездные трассы – греческой провинции мы почти не видим.
По русской «простоте» мы въезжаем в центр Фессалоник на громадине автодома, ухитряемся разворачиваться в лабиринте улиц и припарковываемся на улице Агиа Димитриа, перекрыв половину улицы «хвостом» автодома (здесь это, кстати, никого не смущает – нас извиняют). И идем в собор великомученика Димитрия Солунского – приложиться к его мощам:
Затем гуляем по Салоникам, заходим в многочисленные храмы, на главную улицу-площадь – АристотЕли, к раскопкам и на набережную.
Город красивый, но грязный и неубранный, на улице – спящие бомжи. Я останавливался здесь в предыдущие свои путешествия, по дороге на Афон и на обратном пути – и прикипел к этому городу сердцем. Но – путь зовет, и мы, купив еды и фруктов, движемся дальше по направлению к МетЕорам – комплексу горных монастырей, где нам бы хотелось побывать. Выезжаем на автобан Салоники-Афины, затем сворачиваем с него и ищем место для ночлега. В Греции его найти непросто: съездов с автобанов нет, поля засеяны «впритирку» – ни одного свободного метра. Тем не менее, порядком отъехав от автобана, ночуем на обочине табачного поля.
С утра – все еще спят – а папа за рулем. Часам к девяти утра приезжаем в Метеоры. Когда-то, лет десять назад, дорога до Метеор занимала полдня. Это была петляющая по скалам узкая горная дорога – быстро не разгонишься. Теперь построили (уже почти полностью достроили) автобан на ИгумЕницу. Дорога – одни тоннели! Очень красивая и быстрая (доехали раза в два, а то и в три быстрее). И дорогая – я отдал на пункте оплаты около 20 евро.
Метеоры – комплекс горных монастырей. Строили их монахи на отвесных скалах – на горных «пальцах» – для защиты от разбойников. Дороги к каждому из монастырей нет – гостей и пищу поднимали в специальных сетках на веревке, а воду собирали дождевую. Первый монастырь у нас на пути – святого Стефана:
В храме – нетленная глава первомученика. Монастырь женский. Поражает восточная любвеобильность: при попытке чего-то купить в лавке монахиня за прилавком восклицает «Евлогия» – и дарит понравившуюся священнику из далекой России вещь (деньги давать бесполезно). Артем ухитряется тайком сделать снимок росписей храма:
Едем дальше. Следующий монастырь – Лавра:
Тут уже толпы туристов. Подъем в сорокоградусную жару к монастырю очень непрост. Но поднявшийся бывает вознагражден: тут целый музей. Древние бочки для воды и вина, инструменты, полностью восстановлена монастырская трапеза позапрошлого века (с тарелками и ложками). Пара залов посвящена греческой истории и археологическим находкам. Мой семилетний Кирилл, увидев манекены греческих воинов в полном обмундировании, с саблями, кинжалами и пистолетами 18 века – от восхищения впал в прострацию. Пришлось по выходе из монастыря на рыночке купить ему копию средневековой пищали (с которой он не расставался потом всю поездку). Вот виды сверху (дух захватывает):
Раньше это был единственный способ попасть в монастырь – посредством подъемника в башне (он работает до сих пор):
Но сейчас используются более современные способы для доставки грузов (а иногда и людей):
Внутри монастыря – рай земной.
Это – монастырь преп. Варлаама:
А это, по-моему, Руссос (фото издалека, с максимальным «зуммом»):
Дальше мы взбиоаемся к монастырю Св. Николая. Сверху видны аскитерии (пещеры подвижников) и разрушенные монастыри:
Спустившись, утомленные паломники готовятся ехать дальше:
Прощай, горное монашеское царство:
Теперь наш путь лежит в Игуменицу – греческий порт. По изумительной горной дороге приезжаем к берегам Адриатического моря, плутаем по улицам городка и выезжаем на набережную. Ужинаем вкусными греческими пирогами с сыром. Теперь нужно найти, где продаются билеты на паром. Наш дальнейший путь – в Италию, через море, в город Бари, к мощам святителя Николая.
Автор: прот. Георгий Крылов