Восемь на восемь (ввосьмером по восьми странам) Часть 3 (Италия).
Продолжение (Первая часть; Вторая часть ).
Говорят, что не стоит брать маленьких детей в отпуск – у них ничего не откладывается. Но вот недавно, пару дней назад, моя самая младшая дочь – Маша – играя на диване, собирает какие-то тряпки в сумку. Спрашиваю: Ты что делаешь? Отвечает: Это мы с Кириллом на море собираемся. Значит, помнит! Все недаром. И она готова побежать на море через две тысячи километров, из осени – в лето. С выступившими на глазах слезами пишу продолжение.
Итак, мы плывем на пароме из Игуменицы в Бари по Адриатическому морю – к мощам святителя Николая. Плыть недолго – всего одну ночь. Плывем весьма своеобразно. Внизу, в кемпере – оставили ночевать детей. А сами поднялись в каюту, которую сняли по недоразумению – я думал, что в машине ночевать нельзя. Оказалось – можно, и кемпер даже к электричеству подключают, но это сравнительно новая услуга (мы, кстати, так и не подключились – не взяли с собой европереходник). Но не пропадать же каюте! Поэтому оставляем детей и пользуемся евросервисом. Дети позже рассказывали, что Кирилл (7 лет), заснувший еще задолго до погрузки на паром, ночью проснулся, вышел на палубу, а потом вернулся и в восторге стал будить братьев и сестер: Смотрите, мы по морю плывем!
Утром в кемпер не пустили – нижняя палуба закрыта до прибытия. Пытаюсь объяснить, что у меня там в кемпере дети – не помогает, разводят руками. Раньше, в одну из моих предыдущих поездок, на этом пароме было несколько русских матросов – из Одессы. Теперь одни итальянцы, а объясниться с ними непросто (знай, повторяют: not possible). Ладно, ждем прибытия и любуемся на итальянский берег, солнце и море.
Приплыли, съехали с парома, и поехали сразу к базилике св. Николая – благо, это недалеко. В городе мест для парковки не найти, но на набережной удается припарковаться. Вокруг – средневековая Италия.
Спускаемся вниз, в крипту – к мощам святителя. Приходим приблизительно к 11.00 – в это время наш русский священник с подворья ежедневно совершает молебен, а дважды в неделю, как мы позже узнали – литургию в маленьком православном приделе (появился этот придел недавно – по согласованию с местными католиками, раньше его не было). Сегодня – день памяти пророка Илии (2-е августа), поэтому на молебне читаются молитвы пророку. Мы знакомимся с настоятелем подворья о. Андреем, поем на молебне и затем общаемся. В Италии много православных церквей (почти в каждом городе) – это одна из самых больших наших зарубежных епархий. Отец Андрей описывает святыни Италии, советует побывать в Неаполе (там хорошая община), и призывает к осторожности – Италия криминальна, и напасть на туриста могут прямо на улице. Следуя «туристской» схеме поведения, фотографируюсь с отцом Андреем на фоне православного придела:
Непосредственно к мощам приложиться не удалось – сегодня они закрыты; приложились к решетке перед мощами. Наверху, в базилике, мои девочки увлечены картиной католического венчания: играет орган (Бах и Мендельсон) и идет венчальная месса.
Тут венчаний – целый конвеер (как нам объяснил о. Андрей). Николай Мирликийский у католиков – это местночтимый святой провинции Апулия, и его почему то считают покровителем брака. Поэтому венчаться едут со всей провинции. Потом мы погуляли по старому Бари – характерному итальянскому городу. Итальянские городки совсем не похожи на греческие. Дома в несколько этажей и каменные, стоят купно, близко-близко друг к другу – почти совсем нет зелени. Город издалека напоминает целиковый каменный замок – строится он обычно на горе или даже на скале. Очень красиво!
Надо решать, куда дальше ехать, и мы, уставшие от передвижений, выбираем на карте кемпинг между Неаполем и Римом – отдохнуть и покупаться. Теперь надо пересечь полуостров и выехать к Тирренскому морю. Тут проблем не возникает: навигатор проводит нас по улочкам Бари (встречаем аварию со скутером – тут их множество, и ездят они немыслимо, а столкнувшись, начинают ругаться с чисто итальянским темпераментом). Затем – на автобан («воюем» с итальянскими платежными автоматами). К вечеру доехали – но в выбранном кемпинге нет мест. Едем дальше – кемпингов на побережье много (на карте не отмечено и половины). Вообще в Италии море кемперов и кемпингов – складывается впечатление, что автодома есть почти у каждой семьи (впрочем, их немало сдается в прокат – прямо рядом с автобанами). Мы находим почти пустой кемпинг. Пытаемся договориться с хозяином – это целая проблема (мы хотели поговорить по-итальянски, но гугл-разговорник не работает т.к. исчез интернет – глушь). Дедушка-хозяин отправляется в деревню на поиски итальянца, говорящего по-английски (учтите – это итальянская провинция, и английского почти никто не знает – нашим переводчиком оказался школьник). В результате платим 90 евро за четыре дня – это самый дешевый кемпинг за всю поездку. Правда, удобства соответствуют этой дешевизне: электричество постоянно выбивает, душ – это целая песня! (опускаешь монетку – пару минут льется вода; только намылился – вода прекращается и надо ухитриться высунуться наружу и опустить еще монету – дедушка нам наменял этих 50-центовиков). Правда, душ есть в кемпере, и я предпочитаю пользоваться им. Пресная вода солоноватая – пить ее можно с трудом. Зато до моря – 30 метров, а за спиной – красивейшие горы. Море потрясающее: теплое, прозрачное. Заходишь – и маленькие рыбки подплывают и покусывают ноги. Вот он, эконом-вариант отдыха:
Приближается воскресенье, и надо куда-то ехать в храм. Ближайший православный – в Неаполе, в полутора часах езды. А «сниматься» с места ой как не хочется… Я уже был готов на компромисс – пойти в ближайший католический, посмотреть, как месса служится. Но выяснилось, что и католического поблизости тоже нет – ни в одной из деревень рядом. Вот тебе благочестивая Италия! А я еще превозносил католическое благочестие: пожилые итальянки на пляже купаются в платьях…
В результате, рано с утра выехали в Неаполь, оставив вещи и тент в кемпинге. Наш храм находится в центре Неаполя, в базилике, предоставленной католическим погребальным братством. Покрутились в нашей громадной машине по пустым улицам Неаполя – воскресенье. И ухитрились припарковаться! Община действительно большая и дружная: в основном здесь украинцы и грузины. Символ веры читается на трех языках: итальянском, славянском и грузинском. Евангелие на двух: итальянском и славянском. И еще несколько ектений – тоже на итальянском (есть перевод всей литургии).
Замечательный хор (я позже узнал, что управляла им родная сестра о. Димитрия Ефанова – он служит в храме Покрова в Братцево). Но самая большая неожиданность была в том, что настоятель неапольского храма – отец Игорь – родом из Москвы, из Строгино, и меня знает (как то будучи в Москве, заходил приватно в наш храм). Это «официальное» фото: мы вдвоем на фоне алтаря.
Принял он нас, как родных! После службы провел в трапезную – наверх. И накормил различными итальянскими блюдами (пастой, конечно-же), напоил знаменитой неапольской лимонеллой (закон о промилле за рулем – заверил он – для Италии не актуален). Везде средневековые интерьеры, росписи:
Пользуясь возможностью выйти в интернет, я нашел русскоязычного гида в Риме, и договорился с ним об экскурсии. Все это несложно, и выбор немалый. Затем мы опять отправились в кемпинг – купаться. А через день утром выехали в Вечный город: до Рима было около двух часов езды. Утро и буддень – и никаких особых пробок! Заехали в центр Рима и припарковались на Циркус Максимус ¬– так нам сказал экскурсовод Игорь. А он нас нашел – кемпер с российскими номерами в Риме нечасто встретишь. А дальше – экскурсия по Риму на минивене-мерседесе. Часа так на три-четыре – все устали (температура «за бортом» – выше сорока). Римские фотографии я буду давать почти без комментариев. В моей голове смешалось и перепуталось то море информации, которое обрушил на нас экскурсовод. Смешалось все: Капитолий, Форум, Пантеон, Колизей, Ватикан (в котором мы так и не побывали – только мимо проехали). И осталась мечта: приехать сюда этак на месяц-два, и побродить не торопясь по достопримечательностям и музеям.
Капитолийская волчица с Ромулом и Ремом:
Памятник Виктору-Эммануилу, который не любят современные римляне (называя его «вставной челюстью»):
Одна из римских колонн:
А вот тут экскурсовод Игорь случайно в кадр попал:
А это он нас всех сфотографировал на фоне одного из римских фонтанов (как его раньше называли – «показ воды»):
Вот они, римские улицы:
Это – римская «стрелка»:
На въезде в Вечный город, на вратах – его покровители, апостолы Петр и Павел:
Колизей:
Дети – везде дети:
А это – римские йоги (как они, кстати, это проделывают – я так и не понял):
Ну, и последние римские кадры. Это мы на смотровой площадке, на фоне Вечного города:
А это развалины Циркус Максимус – на этой площади заканчивается наша экскурсия и мы прощаемся со Старым Римом.
За все про все вместе с минивеном – 300 евро. В Венеции экскурсия будет дешевле. Проголодались и устали – «затворяемся» в своем автодоме и обедаем (перед этим – пробежка по римским продуктовым магазинам). А затем – консилиум. Все (кроме меня) дружно голосуют за то, чтобы остановиться еще на денек-два в кемпинге на пути в Венецию (она у нас запланирована) – и купаться. Приходится пожертвовать Флоренцией.
Едем по автобану на другой берег итальянского «сапожка» – теперь к Адриатическому морю. По пути ищем кемпинг – уже не по карте, а методом «тыка». Кемпингов много, на дорожных знаках они отмечаются коричневым цветом. Сначала натыкаемся на отсутствие мест, но затем нас «привечают» – в кемпинге «Флоренс». Это самый большой, благоустроенный и дорогой кемпинг. Дети сразу побежали на детскую площадку, где проводилась детская музыкальная викторина. Ну а мы – сразу на море. Море здесь совсем другое – немного похоже на наше Азовское – очень мелкое (чтобы забраться на глубину, нужно долго идти). Оно очень теплое – теплее человеческого тела, погружаешься как будто в теплую ванну. И море – зеленое, непрозрачное. Все в растительности и живности (ракушки, рыба). В общем, нам не очень понравилось – Тирренское лучше (напомню, что Адриатическое – третье наше море за поездку).
Кемпинг – «рай» для детей. Обычно караванинг – это семейный отдых. В автодом обязательно берут детей. Поэтому в кемпинге детей много, особенно маленьких. И дети друг с другом моментально находят общий язык, несмотря на языковой барьер. А языковой барьер – вещь серьезная. Обычно в кемпингах Италии и Греции можно встретить, кроме итальянцев и греков, еще немцев и англичан (видели однажды и болгар). Русских нет вообще. С соседями-англичанами контакт наладился довольно быстро (они нам подарили упаковку газировки, мы – диски). Общение с остальными – проблема. Но не для детей. Моя младшая – Маша (4 года) – по приезде уже через десять минут играет со сверстницей соседкой (немкой, по-моему), носит ей в подарок какие-то игрушки и фрукты, ходит в кости в кемпер. Потом к нам в автодом приводит девочку постарше (итальянку) – смотреть мультфильмы… И рассуждает: Вот девочка маленькая, а уже говорит по-иностранному! Ну, правда, сейчас она уже забыла об этом, и утверждает, что все ее эти разные подружки говорили по-русски! Дети понимают друг друга без слов.
В этом кемпинге супермаркет и ресторан – не один, мы накупили итальянских пицц и наелись. С интернетом – тоже все в порядке, и я пытаюсь найти индивидуального русского гида для экскурсии по Венеции. Получается раза с пятого-шестого (все заняты). Через день с утра – снова в дорогу, к городу на воде. Ехали до Венеции – часа полтора (я пожалел, что не выехал на автобан, а поехал по более короткой боковой дороге, со светофорами и остановками). Едем по длиннющему мосту, который соединяет «большую землю» с Венецией, и приезжаем на Площадь Рима, где все оставляют машины (здесь несколько многоэтажных стоянок). Но кемпер там оставить не получилось – он не входит по габаритам в многоэтажные стоянки. Спросили у полицейского – он нас отправил на Трочетто – немного назад. Там действительно, есть платная стоянка для кемперов (на ней можно остановиться и жить несколько дней). Мы собрались и пошли встречаться с экскурсоводом. Дальше – на водное такси и на экскурсию (на автомобиле по Венеции не проехать). Мы отплываем:
Вот мы плывем по Канал Гранте (что где – я не помню):
Это, по моему, т.н. «мост всех влюбленных» (тут есть еще «мост вздохов»):
В средневековье большая часть домов в Венеции была расписана снаружи (Венеция была цветной), теперь росписи сохранились лишь кое-где:
Это – доминиканский монастырь:
Потом мы высадились на площадь св. апостола Марка – покровителя Венеции (это как-бы врата города):
Слева и справа – древняя венецианская тюрьма:
Побывали в соборе св. Марка (над входом – известная квадрига, вывезенная из Константинополя):
Собор меня поразил. Он был построен как точная копия разрушенного византийского храма, и сохранил византийские реалии X-XII вв. В храме – две преграды (иконостаса). Первая – перед солеей (она отделяла клириков, находящихся на солее, от мирян). Вторая – собственно перед алтарем. В храме – чудом сохранившийся т.н. «венецианский алтарь» – подлинник XII в. И потрясающие мозаики и росписи XII в., сделанные привезенными византийскими мастерами. Но главное – мощи ап. Марка, к которым мы приложились.
Слева от собора – башня со знаменитыми часами:
Затем мы бродили по венецианским улочкам:
Накупили сувениров, наелись мороженного, и опять – на водное такси. И – прощай, Венеция:
Уселись в кемпер – жара невыносимая. Теперь наш путь лежит в Австрию, в Вену. Италия напоследок заявила о себе: час простояли в пробках на автобане (просело дорожное полотно). Но ожидание было награждено: нас ожидала красивейшая дорога через итальянские Альпы. Туннели, горы, озера. К сожалению, наблюдал эту красоту я один – за рулем (фотографировать тоже было некому). Все остальные, уставшие после экскурсии, крепко спали. Я безуспешно пытался несколько раз их разбудить – крепки венецианские сны.
Автор: прот. Георгий Крылов