Владимир Хотиненко: «Разговор никогда не может быть полным, когда речь о Христе»
Как в кино говорить о вере?
На вопросы корреспондента газеты «Спас» отвечает кинорежиссер Владимир Хотиненко
– Владимир Иванович, о вере проще говорить языком художественного или документального кино?
Владимир Хотиненко (rg.ru)
– Независимо от того, документальное кино снимается или игровое, говорить о вере всегда сложно. Это вопрос очень деликатный, очень внутренний. И здесь нужно в любом случае это делать тонко, профессионально. Потому что иначе люди не будут верить увиденному.
Ведь в основном все делается для людей, которые на пути к вере, и их надо как-то просветить, продвинуть в этом направлении.
Например, когда я снимал документальную картину «Паломничество в Вечный город», мне было важно, чтобы и апостолы – Петр и Павел, – и мученики предстали перед зрителями прежде всего живыми людьми, а не просто людьми с иконы. Чтобы к ним относились как к живым людям и так переживали за них. Я просил ведущих говорить так, как будто они все видели своими глазами и как очевидцы описывают происходившие события. Нельзя здесь отстраненно читать «по-написанному».
Кадр из фильма Владимира Хотиненко "Паломничество в вечный город". Ведущая - Ирина Купченко
Когда о вере с экрана говорится не талантливо – это всегда во вред, я считаю.
Очень важно, чтобы человек, который смотрит фильм, себя в той или иной степени идентифицировал. А смог бы я? Потому это должны быть прежде всего человеческие истории. Только через них можно прийти к некоему пониманию.
У меня в «Мусульманине» упоминается история Макария Египетского, когда он подумал, что уже достиг высот определенной святости, а ему был голос: «Пойди в такой-то город, там живут две женщины, они превзошли тебя». Он пришел к ним и спрашивает, в чем их подвиг? Они отвечают: «Да мы ничего особенного не делаем. Просто живем, работаем, молимся. Худого слова друг другу за всю жизнь не сказали». Последняя фраза – ключевая. И у зрителя возникает вопрос: а он бы смог хотя бы один день не подумать, не сказать худого слова? Попробуйте когда-нибудь для начала просто не гневаться, дня два, неделю, худого слова не сказать. Душа обязана трудиться. Это тоже требует тренировки.
Кадр из кинофильма "Поп"
– В каких художественных фильмах вам удалось раскрыть вопросы веры?
– Об этом не мне судить. Судя по благодарным отзывам, в определенном смысле удалось даже в фильме «Бесы». Ведь не обязательно касаться темы только с одной стороны, можно и с противоположной посмотреть.
Были положительные отзывы и на фильм «Поп». Хотя есть священники, которые мне говорили: «Ну что главный герой у вас такой идеальный?» Но мы делали человека нормального, не идеального, живого. Это и есть самое сложное. Смотрели много хроники…
Кадр из фильма Мэла Гибсона "Страсти Христовы"
– Если брать мировой кинематограф, где, вам кажется, разговор о вере состоялся?
– В картине Мэла Гибсона «Страсти Христовы». Это сильное высказывание, дошедшее до людей. Потому что там показаны страдания Христа как Человека. Страшные страдания.
Понятно, разговор никогда не может быть полным, когда речь идет о Христе. Но задача, которую ставил перед собой режиссер, – достигнута. Зритель сопереживает Спасителю, воочию представляя, каков был Его крестный путь.
Александр Парвус
– Недавно каналы «Россия» и «Культура» показали Ваш новый восьмисерийный телефильм «Демон революции»…
– Картина снималась к столетию революции, это во многом – продолжение «Бесов». И Парвус – новый персонаж, про которого особо никто ничего не знает, но который сыграл очень важную роль во всех этих событиях…
Как показывает история человечества, она ничему человека не учит, но это не означает, что нужно опустить руки. Все равно нужно продолжать и продолжать делать, продолжать напоминать. Я считаю, что изготавливаю картинный клей, который склеивает поколения, времена.
Беседовала Оксана Головко
Газета «Спасъ»