Вы здесь

В Великий Четверток Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию и чин освящения мира в Храме Христа Спасителя

29 апреля 2021 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию свт. Василия Великого и чин освящения святого мира в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы.

 

За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; епископ Звенигородский Феодорит, ректор Московской духовной академии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; игумен Иларион (Гоюк), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; иеромонах Митрофан (Матыцын), смотритель Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре, хранитель святого мира; духовенство г. Москвы.

За богослужением пел Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз», «Спас» и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции, а также прошение о врачах: «Призри Владыко Человеколюбие на жертвенный подвиг врачей наших, посли им здравие непоколебимое, силу и крепость духа, мудрость к совершению трудов во благо народа нашего и сотвори чрез них исцеление страждущим рабом Твоим, прилежно молим Ти ся скоро услыши и помилуй».

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

В процессии великого входа участвовали первенствующий священник — протопресвитер Владимир Диваков с алавастром древнего мира и две пары священников с сосудами нового мира. В царских вратах Святейший Патриарх принял алавастр и поставил его на престоле. Сосуды с новым миром были размещены справа и слева от престола.

После евхаристического канона Предстоятель совершил чин освящения мира. Перед началом чинопоследования Святейший Владыка обратился со словом к участникам богослужения:

«В Великий Четверг совершается таинство Церкви — освящение святого мира. Господу было угодно после Вознесения на небо даровать Духа Святого Своим ученикам, а через них — всем их последователям. Мы знаем, что это великое таинство и это великое чудо совершилось на пятидесятый день после Воскресения Христова, когда собравшиеся в Сионской горнице апостолы обрели этот дар и был дан видимый знак сошествия Святого Духа — огненные языки почили на каждом из апостолов.

Получив этот великий дар Божественной благодати, апостолы низвели его на своих ближайших учеников — тех, кто стал именоваться епископами, а через епископов Церкви этот дар низводится при рукоположении на каждого священника и диакона. Более того, обладая даром и правом низведения Духа Святого, Церковь получила возможность благословлять некое физическое вещество, которое мы называем миром, на которое по особой молитве Церкви в Великий Четверг низводится благодать Святого Духа — та благодать, которая почила на святых апостолах.

Святое миро используется для помазывания крещаемых. В соединении с таинством Крещения совершается таинство Миропомазания, и тело крещеного помазывается крестообразно святым миром — тем самым миром, которое содержит благодать Святого Духа, дарованную в день Пятидесятницы святым апостолам. И после этих слов мы все вместе помолимся, чтобы Господь ниспослал Духа Святого на Церковь нашу, укрепил в Духе Святом и в силе веры всех крещаемых, чтобы благословил Отечество наше, оградил его от всяких врагов, укрепил веру православную в народе нашем. А сейчас приступим к великому таинству освящения святого мира».

При пении тропаря Пятидесятницы Предстоятель влил древнее миро из алавастра в каждый сосуд с новоосвященным миром. Затем Святейший Патриарх Кирилл по традиции восполнил алавастр новоосвященным миром.

По окончании Божественной литургии хранитель святого мира иеромонах Митрофан (Матыцын) и другие священнослужители изнесли алавастр и сосуды с новым миром в храм Синодальной резиденции в Даниловом монастыре. Миро по благословению Предстоятель Русской Церкви будет передаваться во все епархии Московского Патриархата.

Проповедь перед причастием произнес епископ Звенигородский Феодорит.

В завершение богослужения Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Великий Четверг приравнивается по своему значению к двунадесятым праздникам, потому что событие, в честь которого он учрежден, имеет значение не меньшее, а может, и большее по сравнению с некоторыми из двунадесятых праздников. Ведь именно в этот день Господу было угодно установить Таинство Святой Евхаристии, которое преподобный Симеон Новый Богослов назвал Таинством Церкви.

Таинство Евхаристии — это продолжение Тайной Вечери Господа и Спасителя. Господу было угодно, чтобы с Его отшествием из этого мира не прекратилось Его пребывание — не только духовное, но и видимое — в этом мире. И на последней трапезе с учениками, которая была пасхальной, ибо совершалась во время еврейской Пасхи, Господь, взяв хлеб, благословил, преломил и сказал: это Тело Мое, за вы ломимое (то есть, за вас преломляемое) во оставление грехов (см. Мф. 26:26-28; 1 Кор. 11:24). В конце трапезы, как и полагалось по обряду еврейской пасхальной вечери, Он взял чашу, над которой обычно произносился барех, то есть, в переводе с еврейского, особое благословение, имевшее строго определенную формулу. Но Господь отклонился от этой формулы и, благословляя последнюю чашу после вечери, говорит: это чаша Крови Моей, и пейте от нея вси. Этими действами Господь учредил Таинство Тела и Крови Своей, Таинство Святой Евхаристии, в которой и через которую продолжается присутствие Господа и Спасителя, прославленного и воскресшего и Телом, и Кровью Своею.

С самого начала бытия Церкви, которая главным своим делом считала воскресное собрание верных и совершение Евхаристии, это Таинство окружалось особым поклонением, особым трепетом. Потому что через вкушение хлеба и вина, которые прелагаются в Тело и Кровь Христову, ученики, собравшиеся вокруг евхаристической трапезы, вновь и вновь переживают присутствие Господа и Спасителя. Снова и снова поколения христиан произносили слова, запечатленные в Апокалипсисе апостола Иоанна Богослова: ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22:20). Потому что через Таинство Евхаристии Господь не покинул землю, не покинул род человеческий — Он присутствует среди нас, и это дает нам надежду на Его пришествие во славе. Вот почему гимн ранних христиан «Ей, гряди, Господи Иисусе!» произносился в первую очередь в связи с совершением Таинства Евхаристии.

Апостол Павел назвал Церковь Телом Христовым в 1-м Послании к Коринфянам (1 Кор. 12:12-27), и это проистекает именно из учения о том, что Церковь совершает Таинство Святой Евхаристии и, приобщаясь Телу и Крови Спасителя, становится Телом Христовым. Учение о Церкви как о Теле Христовом содержится в творениях многих святых отцов, но особенно ярко оно выражено в творениях Симеона Нового Богослова, жившего уже во времена Византийской империи. Преподобный Симеон Новый Богослов, отталкиваясь от слов святого апостола Павла, справедливо утверждал, что Евхаристия и есть основание Церкви, то, без чего Церковь существовать не может, зримое присутствие в Церкви, в общине верующих Самого Господа и Спасителя.

Именно поэтому присутствие за евхаристическим собранием строго оберегалось от внешних. В богословии существует термин disciplina arcani, заимствованный из латинского языка. Что это означает в переводе на русский? То, что Таинство, все то, что священно в Церкви, должно особым образом оберегаться — и не только физически от всякого рода сумасшедших и иных людей, желающих совершить святотатство, но и вообще от всякого злонамеренного воздействия. И это понимание того, что хранящееся в Церкви есть Святая Святых, также проистекает из учения апостола Павла о том, что сама Церковь есть Тело Христово; апостол в 1-м Послании к Коринфянам об этом очень ясно говорит. Поэтому всякое посягательство на Церковь, всякое посягательство на святыню есть кощунство, особо страшный грех.

Церковь есть Тело Христово, и все, что совершается в Церкви, совершается для того, чтобы люди могли причащаться Тела и Крови Господней, чтобы было возможно прикосновение к этой святыне. Для этого произносятся проповеди и научается в истинах христианских народ, для этого крестятся дети и взрослые, для этого совершаются особые благословения людей на их жизненном пути через действия, именуемые Таинствами. Все это направлено на то, чтобы поддерживались вера и благочестие в роде человеческом и чтобы люди были способны принимать Тело и Кровь Христовы, которые не просто несут исцеление души и тела, но и являются залогом нашего спасения.

Сегодняшний день, когда мы вспоминаем Тайную Вечерю и установление Таинства Святой Евхаристии, действительно является особым днем, и верующие особенно настойчиво призываются в этот день к принятию Святых Христовых Таин. И запомните, мои дорогие: если даже в какие-то другие дни Великого поста или другие дни года вы не могли причаститься, то в Великий Четверг это нужно сделать непременно. Потому что если человек, называющий себя православным христианином, уклоняется от причастия, то он уклоняется от общения с Церковью и подлежит отлучению от Церкви. Только причастие Святых Христовых Таин предохраняет нас от того, чтобы подпасть под такое отлучение. В нынешней практике Церкви это отлучение не провозглашается, но это не значит, что оно не происходит на небесах. Потому что не может человек называть себя христианином и учеником Спасителя, если не причащается Тела и Крови Его, если не становится в ряд Его учеников, вкусивших Тело и Кровь Спасителя на последней Тайной Вечере в преддверии Его страданий. И будем помнить, что таинство Святой Евхаристии испепеляет наши грехи. Мы причащаемся в прощение грехов, в жизнь вечную, чтобы это величайшее Таинство давало нам силы бороться с грехом, преодолевать нашу человеческую неправду и сохранять надежду на вхождение в вечное Царство Божественной славы. И пусть молитвы Великого Четверга помогут нам со всей очевидностью осознать непреходящее великое значение Таинства Евхаристии для спасения, а значит, и для наследования Царства Небесного каждым из нас. Аминь».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси