В гражданской войне победителя нет
С недавних пор в российских школах ученикам предлагают самостоятельно дополнить учебник главой – «Мой род в истории». Всегда продуктивен подобный замысел и на поле серьезной литературы. Очередное доказательство тому – книги Марины Грей «Мой отец генерал Деникин» и М.Г. Жуковой «Маршал Жуков – мой отец».
Обе книге противостоят модной культурной тенденции – описывать отношения между поколениями как вечный конфликт. Обе дочери с некоторым вызовом признаются в любви к своим знаменитым отцам. И все-таки их сочинения очень разные.
Книга о Деникине издательства «Парад» – очень ровная, подробная, солидная, снимающая практически все вопросы о жизненном пути белого генерала. Книга о Жукове издательства Сретенского монастыря настолько наивна, что как-то даже и не совсем книга. Она очень отрывочна и скорее похожа на длинное открытое письмо – с жалобами на недодачу почестей отцу, на глухоту его славы.
Но главная разница не в стилистике. Решающее отличие – в сюжетах, которые авторам не пришлось придумывать, в действии Божьего промысла в судьбах двух великих стратегов.
Белые генералы Африкан Богаевский, Антон Деникин, Петр Краснов (слева направо)
Ровно сто лет назад в – в 1919 году «98-тысячная Белая армия подходила к Москве… 13 октября генерал Кутепов вошел в Орел… Семьсот километров территории было освобождено за шестьдесят дней. Москва была уже не более, чем в 300 километрах. Армии Деникина занимали теперь территорию в 143000 кв. км с населением в 42 миллиона человек… Везде царила уверенность, что окончательная победа белых есть вопрос дней и, может быть, часов…» – так написано в книге Марины Грей. И вдруг победная позиция начинает рушиться. В конце октября Антон Деникин растерянно пишет в письме жене: «…мы выдыхаемся несомненно…»
Началось поражение, под знаком которого прошла вся оставшаяся жизнь Деникина. И хотя мужество и доблесть не оставят белого генерала в его эмигрантских скитаниях, горький вкус разгрома будет чувствоваться в каждом его слове. Этот дух обреченности пронизывает и старательную работу Марины Грей.
Красный генерал Георгий Жуков
И совсем другой – победоносный – мотив сквозит в непростой судьбе Георгия Жукова и в книге его дочери. Когда у маршала Василевского… спросили, чем выделялся Жуков во время Великой Отечественной войны среди других маршалов, тот ответил: «Суворовским озарением». Мария Георгиевна Жукова пишет: «На исходе войны отец придумал начать Берлинскую операцию ночью с применения мощных прожекторов. 140 прожекторов были расположены через каждые 200 метров!.. Немцы долго не могли разобраться, какое новое оружие применили русские… Небольшие предметы, кусты вырастали в какие-то огромные, причудливые, гигантские сооружения. Немцы… ошалели. Солдаты не знали, что делать, в кого стрелять. Сначала растерянность, а потом все нарастающая паника…»
За каждым из двух знаковых русских командующих была своя Россия, но одному Господь даровал победу, а другому нет. Такое впечатление, что в 1919 г. Деникину не хватило одного гениального хода, озарения свыше. Видимо, потому, что в Гражданской войне не могло быть победы, которая не обернулась бы в конце концов поражением.
Андрей Николаев