Вы здесь

У истоков ПСТГУ: юбилей богословских курсов

В 2021 году ПСТГУ отмечает не только 80-летие отца ректора, но и 30-летие создания Богословско-катехизаторских курсов и избрания отца Владимира Воробьева на должность их ректора.

 

Юбилейные даты 2021 года обращают наше внимание к начальной истории университета и тому периоду в истории Русской Церкви, когда закончилось время гонений и началось повсеместное возрождение церковной жизни. Изменения происходили быстро и кардинально: восстановление из руин приходов и монастырей, прославление древних и новых святых, возрождение активной приходской жизни, начало просветительской, социальной и миссионерской работы. Все было отмечено таким энтузиазмом, радостью и готовностью к подвигу, что в памяти участников событий осталось своего рода «церковной весной».

К началу 1990-х годов относятся и первые страницы в летописи ПСТГУ. 6 февраля 1991 года в Москве начали действовать Богословско-катехизаторские курсы. Им предшествовал открытый в конце 1980-х годов по инициативе протоиерея Димитрия Смирнова духовно-просветительский лекторий. Отец Димитрий, отец Владимир Воробьев и близкие им священники провели цикл из четырех встреч, местом проведения стал кинотеатр на Олимпийском проспекте. Темы лекций отца Владимира следовали содержанию Символа веры. По его воспоминаниям, «кинотеатр был наполнен до отказа, яблоку негде было упасть. Мы читали лекции и отвечали на записки. Записок были горы. Нас просто не выпускали оттуда». Часть вопросов касалась модной в то время астрологии. Слушателям запомнился ответ, который дал протоиерей Валентин Асмус на вопрос о влиянии звезд на человека: «Вообще-то христианство освобождает от этого влияния. Если на Вас влияют звезды, значит с Вашей духовной жизнью что-то не то».

Вскоре отец Димитрий договорился с более вместительным кинотеатром на Красной Пресне, и там был проведен аналогичный лекционный цикл. Увидев востребованность лектория, директор магазина «Православное слово» Светлана Ивановна Горлевская арендовала зал Дома культуры железнодорожника на Площади трех вокзалов, где был проведен первый годовой лекторий — с привлечением большего числа преподавателей и более основательной программой. Этот лекторий стал началом систематической просветительской деятельности, в феврале 1991 года оформленной в Богословско-катехизаторские курсы.

По воспоминаниям секретаря курсов Ирины Владимировны Щелкачевой, в состав инициативной группы, разработавшей их идею, входили священники Владимир Воробьев, Димитрий Смирнов, Глеб Каледа, Сергий Романов и Аркадий Шатов (ныне епископ Пантелеимон): «Чаще всего они собирались в приходском доме отца Димитрия Смирнова — покосившейся хибаре рядом с только что переданным Церкви полуразрушенным храмом святителя Митрофана Воронежского. Внутри было несколько помещений, и в самом большом, отделенном занавеской от плиты и раковины, проходило обсуждение устава и программы будущих курсов… Долгое время шли споры по поводу названия — «богословские» или «катехизаторские». «Богословские» казалось слишком высокой планкой. Главной задачей курсов было соединить академическую свободу учебного процесса и каноническое послушание Священноначалию... Это было удивительное время подъема, первые годы внезапно наступившей свободы для Церкви. Трудно было поверить, что это время продлится: все невольно оглядывались на прошедшую эпоху и старались предусмотреть возможность ее возвращения».

Занятия курсов проходили в арендованных помещениях МГТУ им. Н.Э. Баумана. Слушатели курсов ходили на занятия мимо Елоховского собора, куда в том же феврале 1991 года были перенесены из Ленинграда недавно переданные Церкви мощи преподобного Серафима Саровского. Вспоминает Ирина Владимировна: «В тот год обретение мощей казалось удивительным, непостижимым чудом. Перед занятиями слушатели заходили в собор и прикладывались к мощам, на обратном пути, когда собор был уже закрыт, мысленно обращались к преподобному Серафиму. Было ясное чувство, что он присутствует при наших занятиях и благословляет нас». Летом 1991 года москвичи проводили мощи преподобного в Дивеево, став свидетелями исполнения пророчества святого Серафима: в беседах с Н.А. Мотовиловым он говорил, что «плотью будет лежать не в Сарове, а в Дивеево».

На первые Богословско-катехизаторские курсы было зачислено 300 слушателей, занятия вели шесть преподавателей. Первыми слушателями большей частью были прихожане отцов-организаторов, но были и учащиеся, пришедшие по объявлению. Обучение предполагало проведение как поточных лекций, так и семинаров, где слушатели делали доклады. В каждой группе числилось около 50 слушателей, и почти все посещали занятия — на практических занятиях присутствовало до 40 человек. Учебников в то время не было, поэтому выручали конспекты лекций: слушатели-энтузиасты расшифровывали записи лекций и распечатывали их на пишущей машинке. Без этих конспектов, исполнивших роль первых учебных пособий, было бы сложно сдать сессии. Первая сессия богословских курсов состояла из пяти экзаменов.

По словам Ирины Владимировны, унификация требований была делом будущего и первые экзамены заметно отражали личные особенности преподавателей: «Так, отец Глеб Каледа довольно точно угадывал слушателей, имевших высшее техническое образование, и относился к ним с особым благоволением. Преподаватели Московских духовных школ отличались мягкостью и ставили, как правило, хорошие и отличные оценки. Отец Владимир Воробьев умел поставить в тупик самыми простыми вопросами, например: «Зачем нужен священник в таинстве Покаяния? Разве перед Богом нельзя покаяться?» Экзамен по Ветхому Завету приходилось сдавать, пользуясь только текстом Библии. В то время не было издано еще ни одного учебного пособия. Многие пользовались книгой протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий», хотя этого было явно недостаточно: уровень курсов оказался довольно высоким, что и позволило всего через год создать на их базе высшее учебное заведение».

Первым ректором курсов был протоиерей Глеб Каледа, доктор геолого-минералогических наук. Еще в 1972 году отец Глеб был тайно рукоположен епископом Иоанном (Вендландом) и на открытое священническое служение вышел только в 1990 году. Весной 1991 года отца Глеба пригласили работать в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации; в 1992 году он станет первым московским священником, начавшим служить в тюрьмах и духовно окормлять заключенных. В связи с новым служением отец Глеб попросил снять с него обязанности ректора курсов, и 29 мая 1991 года тайным голосованием членов Ученого совета ректором Богословско-катехизаторских курсов был избран протоиерей Владимир Воробьев. В новом учебном году поменялось и помещение для занятий — с сентября лекции проходили в аудитории Э.В. Готье на территории Первой градской больницы.

В марте 1992 года курсы были преобразованы в Православный богословский институт, получивший имя прославленного в 1989 году Святейшего Патриарха Тихона (Белавина). Оба набора Богословско-катехизаторских курсов были зачислены соответственно на второй и третий курсы вечернего отделения ПСТБИ. После создания института Богословские курсы короткое время еще продолжали действовать при институте, но были быстро закрыты: они прекратили свое существование, исполнив роль закваски для быстро развивавшегося высшего богословского образования.

Пресс-служба ПСТГУ