Толкование на псалом 50
Отец Марк (Думитру; 1910–1999) был мучеником за веру. Он всю свою жизнь принес в жертву Христу. Лучшие годы, с 19 до 54 лет, он с небольшими перерывами провел в тюрьмах, в нечеловеческих условиях, как политзаключенный, вернее, как исповедник. И то, что он остался после всего этого жив, – великое чудо Божие. У отца Марка не было возможности получить образования. Бедный крестьянский мальчик из многодетной семьи, он смог выучиться только на портного, но посмотрите, какое великолепное толкование на псалом 50 он составил! Не каждый богослов способен уловить в этом тексте, известном каждому, столько смыслов и столько глубины.
Толкование это стало известно знаменитому румынскому духовнику архимандриту Клеопе (Илие), бок о бок подвизавшемуся с тихим и безмолвным монахом Марком в монастыре Сихастрия. Старец Клеопа немедленно записал это замечательное толкование, благодаря чему оно и не пропало втуне. Ознакомимся же с ним и мы, чтобы самим увидеть великое чудо – как Бог отверзает умы избранников Своих, любящих Его, и будем внимать словам тех молитв, которые возносим Богу.
Предисловие архимандрита Клеопы (Илие)
Почти за каждым церковным богослужением мы слышим псалмы 50-й и 142-й, но немногие постигают их духовный смысл. На Божественной литургии перед малым входом – выходом со святым Евангелием – поются также блаженства, которые напоминают нам о знаменитой Нагорной проповеди Иисуса Христа, Спасителя нашего, и показывают, как мы, грешные, можем стать счастливыми (блаженными) уже в этой земной жизни.
В ходе нескольких бесед с одним верующим, пребывающим сейчас в возрасте «трудов и болезней» (Пс. 89: 10) и прошедшим за свою жизнь через многие и тяжкие испытания, которые он верой и благодатию Божией препобедил, я обнаружил у него глубокое духовное разумение Священного Писания и святых отцов. Это побудило меня попросить его поделиться с нами своим духовным опытом и разъяснить те смыслы, которые складываются у него в уме, когда он слышит или читает эти псалмы и блаженства.
***
Бог попустил Давиду совершить эти великие грехи, чтобы он всему миру оставил уникальную покаянную молитву
Как всем нам, верующим, известно, псалом этот составлен был пророком Давидом после его впадения в два великих греха: убийство и прелюбодеяние. Святые отцы говорят, что Бог попустил ему совершить эти великие грехи, чтобы он всему миру, всем поколениям, у которых пробудится сознание своей греховности, оставил уникальную покаянную молитву.
Святые отцы призывают даже пророков и служителей Божиих внимать себе, ибо Давид был пророком и все равно впал в грех. А также царей и людей, несущих бремя большой ответственности, тоже внимать себе, ибо Давид был царем и все равно согрешил. А также старцев, ибо Давид уже был стар, но впал в такие грехи. А также всех поколений людей, ибо, будучи человеком, ты всегда подвергаешься опасности впасть в грех; поэтому пророк Нафан и сказал напоследок Давиду: «Ты человек, который сделал это дело» (2 Цар 12: 7).
Отсюда нам становится ясно, что, когда мы совершаем какой-нибудь грех, мы все остаемся потомками Каина, ибо потомки Каина назывались людьми, в то время как сыны Сифа назывались сынами Божиими (см.: Быт. 2)[1].
И вот еще что следует заметить: совесть Давида уже не была живой, трезвенной, просвещенной Духом Святым, она была затуманена, помрачена; он уже не был внимателен к своим поступкам и позволил слепому, но сильному инстинкту подтолкнуть его на дело, которое и воспоследовало. Поэтому он даже не понял намека пророка Нафана, и лишь после того, как пророк возгласил громким голосом, подобным грому: «Ты – тот человек, который сделал это», – совесть его пробудилась, и он признал свой грех, говоря: «Согрешил я пред Господом», – и тогда Нафан сказал Давиду: «И Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь» (2 Цар. 12: 13).
В 50-м псалме три части, и в каждой части содержится по семь идей. Первая часть является признанием, которое Давид приносит Богу, с великим умилением и усердием взывая к Его щедротам.
Вторая часть содержит другие семь идей, представляющие собой способы, которые необходимо использовать каждому человеку, чтобы стяжать спасение, и которые в действительности являются семью Таинствами, учрежденными Спасителем для нашего очищения, освящения и получения помощи на то, чтобы нам жительствовать в добродетели.
Третья часть указывает на то, что человек должен совершать миссию и знать, как ее совершать. Она также описывает радость, которая бывает у человека после получения помощи от Бога, и хвалу, которую он должен воздавать Богу, и какие именно похвалы угодны Ему; какие еще молитвы и о чем именно должен возносить человек Богу, чтобы они послужили ему на пользу и были Богу угодны.
А теперь некоторое пояснение. Я где-то нашел такое сравнение и утверждение, что Бог сотворил всё из ничего, но человек тоже кое-что сотворил из ничего, а именно – грех, за которым последовало беззаконие, ибо грех был непослушанием Богу (см. далее толкование блаженств).
После того как первые люди, Адам и Ева, согрешили, они были изгнаны из рая. Впоследствии, особенно после того, как сыны Сифа стали жениться на дочерях человеческих (происходивших из семени Каина), люди стали грешить всё больше и больше, пока совесть у них совсем не помрачилась и они уже ничего не понимали из того, что угодно Богу. Это заставило Бога сказать Ною: «Конец всякой плоти пришел, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли» (ср.: Быт. 6: 13). И люди погибли в потопе, кроме Ноя и его семьи.
Затем люди снова стали умножаться и снова грешить всё больше и больше. Бог, видя, что по причине грехов у них помрачились ум и совесть, так что они уже ничего не понимают из того, что нужно делать по воле Его, решил дать им Закон писанный. Но и его со временем они презрели и стали нарушать, смешиваясь, таким образом, с грехом и беззаконием. Поэтому Давид, вдохновляемый Духом Святым, сознаёт, что согрешил пред Богом и совершил беззаконие.
А поскольку Закон дан был Богом и записан совсем недавно, то он должен был его соблюдать. Поэтому, взывая к милости и щедротам Божиим, он несколько раз повторяет свою мольбу о том, чтобы его беззаконие было стерто, омыто и очищено (3–4). Далее он говорит, что знает свое беззаконие и грех, и они всегда перед ним (5).
Святые отцы говорят, что Давид согрешил только раз, а каялся в соделанном грехе всю жизнь, поэтому и мы должны каяться, чтобы снова не впасть в какие-нибудь грехи.
6: «Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти» («Только Тебе я согрешил, ибо сделал то, что плохо пред Тобою, так что Ты прав в Своем решении и в Своем всечистом суде»). Эти слова достаточно ясны и не нуждаются в пояснении.
7: «Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» («Ибо я зачат в беззакониях и во грехах родила меня мать моя»). Он прежде всего упоминает о своем зачатии в беззаконии, поскольку закон дан был Богом недавно, и ему, естественно, следовало лучше помнить о нем и соблюдать его. То есть чтобы зачатие совершалось только во исполнение плана Божия – для увековечения рода человеческого, а не побуждаясь инстинктом ради удовольствия, сопровождающего этот акт.
«И во гресех роди мя мати моя». Бог сказал: «В болезни будешь рождать детей» (Быт. 3: 16), а святые отцы говорят, что это Божественное установление служит спасению женщины, которая согрешила первой. А женщина в муках рождения в действительности скорее ропщет на это установление, и поэтому Давид говорит: «И во гресех роди мя мати моя».
И вот еще что: после грехопадения первых людей мы все наследуем их грех.
8: «Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси» («Ибо Ты возлюбил истину; неявленное и сокровенное мудрости Твоей явил Ты мне»). Из этого стиха явствует, что далее речь пойдет о семи Таинствах.
9: «Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся» («Ты окропишь меня иссопом и очистишь; омоешь, и стану белее снега»). Здесь имеются в виду два Таинства, которые обычно совершаются вместе, одно за другим: Крещение и Миропомазание (помазание святым миром). «Окропиши мя иссопом, и очищуся» представляет Крещение, которое очищает все грехи крещаемого, в том числе грех прародительский. И поскольку в Крещении говорит «окропиши мя», а на Миропомазании «омыеши мя», то осмелюсь сказать, что этими двумя Таинствами Дух Святый омывает всё человеческое существо, чтобы оно стало совершенно чистым и получало помощь на то, чтобы жить впредь в добродетели: «паче снега убелюся».
10: «Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя» («Слуху моему Ты дашь радость и веселие: возрадуются кости смиренные»). Здесь речь идет о Соборовании (Елеосвящении). Если это Таинство совершается по всему последованию Церкви – так, чтобы вместе с тем, над кем совершается Елеосвящение, постились и его самые близкие, чтобы они молились, как велел священник, по возможности подавали милостыню, исповедовались, исполняли назначенную им епитимию и, если священник сочтет нужным, причащались, исполняя всё со смирением, – тогда соборуемый снова обретет состояние сына Божия и, став таковым, ощутит в душе и во всем своем существе состояние радости и веселья, как гласит стих псалмопевца.
11: «Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти». Понятно, что речь здесь идет о Святой Исповеди, принося которую как можно лучше, человек будет всё больше ощущать изменение своего существа к лучшему.
12: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Это Таинство Святого Причастия. После того как человек хорошо исполнит все Таинства, описанные до сих пор, и по благословению священника причастится Тела и Крови Спасителя, будучи хорошо подготовлен, и ощутит в сердце своем состояние великой радости, счастья, услаждения столь интенсивных, что их и описать нельзя, но в то же время переплетающихся с чувством сожаления о грехах, соделанных до сих пор, – тогда человек сможет понять, что сердце его очистилось (ибо иначе он не мог бы иметь этих состояний), и впоследствии будет видеть очами духа и постигать духовный смысл того, что слышит, о чем читает и молится и чего до сих пор не понимал.
13: «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отими от мене». Это Таинство Брака. Человек по причине многих и больших грехов бывает отвержен Богом, и его покидает Дух Святой; а больше всего он падает по причине блуда. Святой Нифонт говорит, что видел в видении ангела, горько плачущего перед домом некой блудницы. Когда он спросил его, отчего он так горько плачет, ангел отвечал, что человек, которого он поставлен хранить, грешит там вместе с блудницей и сам, по своей воле предает себя в руки сатаны, и он, ангел, уже не сможет помочь ему ничем. Святой же Нифонт говорит, что грех этот крайне нечист и мерзок пред Богом.
В житиях святых есть несколько свидетельств, в которых бесы, вынуждаемые Божественной силой, говорили некоторым святым, что больше всего они хвастают блудным грехом и посредством этого греха приобретают для ада больше всего людей. Поэтому Бог и учредил Таинство Брака, о котором святой апостол Павел говорит: «Тайна сия велика» (Еф. 5: 32), поскольку благодаря ему человек соработничает с Богом для исполнения Его плана. Если же человек препятствует зачатию каким бы то ни было способом или делает аборт, тогда он действует против воли и плана Бога и получит в аду великую кару и мучения, если не покается (как человеку каяться, пускай посмотрит пояснения в начале блаженств, а также первые 5 блаженств или же послушает совета своего духовника).
Будучи благословлен Богом рукою священника в этом Таинстве и стараясь жить в браке по всем установлениям, переданным Богом Церкви, он более не станет грешить, а будет растить детей своих в страхе и наказании Божием, и тогда ему удастся таким образом спастись самому и вместе со всей семьей стяжать жизнь вечную.
14: «Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя». Это Таинство Священства, или хиротонии. Спасение, и особенно радость спасения, человек может улучить после того, как прежде пройдет все Таинства, установленные Богом и совершаемые рукою священника, которому дана от Бога благодать и власть совершать их. Человек испытывает благостные состояния, описанные выше, и затем просит, чтобы ему дан был «Дух Владычний» и он был утвержден в Нем. Но почему он просит этого? А просит он потому, что ощущает в себе, в своем существе и в своей душе, призвание от Духа Святого, чтобы он, человек, решив сначала с помощью благодати Божией проблему собственного спасения, стал совершать миссию – то есть чтобы отныне он сам стал помогать другим спастись, ибо говорит в следующем стихе: «Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся» (15).
Научая других, как им обратиться, жить по воле Божией и спасаться, он будет сталкиваться со многими трудностями и противоборством людей, особенно людей, наущаемых самим врагом человеческим, диаволом. Враг будет среди прочего подстрекать и его тем или иным образом мстить тем, кто противится ему, чтобы сделать таким образом напрасным весь свой труд по спасению других. Поэтому лучше терпеть всякое противление и, если нужно будет, пожертвовать собой ради спасения других, запечатлев спасение ближнего даже собственной кровью, как это делали святые апостолы, мученики и исповедники, ибо псалмопевец говорит: «Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего» (16).
Когда святой апостол Петр, желая защитить Спасителя в Гефсиманском саду, извлек меч и урезал ухо Малху, Спаситель сказал: «Вложи меч в ножны» (Ин. 18: 11), – и исцелил Малху ухо. Из этого мы можем лучше понять слова «избави мя от кровей».
«Возрадуется язык мой правде Твоей». Из всех органов речи – язык, зубы, губы – язык является самым внутренним, и он первым чувствует, понимает и ощущает то, что происходит внутри, в душе и духе человека. Поэтому и на этот раз он первым ощутил правду, которую Бог сотворил с человеком. То есть когда в человеке пробудится совесть, и он осознает ошибки, которые совершил; когда совесть начнет угрызать его, чтобы он исповедал свои грехи, получил епитимию и исполнял ее; когда он почувствует и станет понимать помощь, которую Бог подал ему на то, чтобы он исправился и спасся, а также стал полезным для спасения других, – тогда он скажет: «Возрадуется язык мой правде Твоей».
17: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» (или «восхвалят Тя»). Человек своим умом, просвещенным Духом Святым, начнет видеть и понимать все благодеяния, полученные им от Бога с самого начала до сих пор, и ощутит потребность благодарить Его, благословить Его, славить Его своими устами как можно больше.
18: «Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши» («Если бы Ты захотел жертвы, я дал бы Тебе, но Ты всесожжения не желаешь»). Бог не принимает всесожжений в качестве жертвы, благоугодной Ему, Он принимает дух сокрушенный: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (19). Мы знаем, что дух сокрушенный – это сознание собственной греховности, и, если у человека в уме и в сердце будет как можно больше и чаще это сознание и сокрушение, Бог более не будет наказывать его, не будет на него гневаться, потому что человек сам постоянно наказывает себя в уме своем. Как святые отцы говорят о Давиде, он согрешил только раз, а каялся всю жизнь.
20: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския» («Сотвори, Господи, благо в благоволении Твоем Сиону…»). Сион – это гора, на которой стоит город Иерусалим. Но здесь не идет речи ни о горе, ни о городе Иерусалиме. Речь идет о человеке, у которого есть ум в голове, в самой высокой, высшей его части; о сердце человека, которое находится, подобно Иерусалиму, на этой горе, то есть в человеке. В сердце человека находится Храм, или Церковь Божия, с алтарем Божиим, где правде Божией приносится жертва хвалы.
Поэтому говорится: «Сотвори, Господи, благо в благоволении Твоем Сиону», то есть: «Просвети, Господи, ум мой, дабы мне видеть Тебя, и разуметь духовный смысл поучений Твоих, и поклоняться Тебе».
«И да созиждутся стены Иерусалимския», то есть: «Окружи, Господи, благодатью Твоей сердце мое, как стеной, чтобы враг уже не мог войти в него со своими советами как тогда, когда оно было без окружающей стены».
21: «Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы». Когда человек своим умом, просвещенным Духом Святым, будет видеть Бога или въяве, или чувством сердца своего, или духовным смыслом Его поучений, как же он не исполнится радости духовной и не сумеет благодарить Его за всё это? Благословлять Его, восхвалять, славить, поклоняться Ему, молить Его обо всем, в чем нуждается!
Таким образом, когда у человека ум, сердце и всё существо будут очищены и освящены, поскольку он стал совершенно безвинным, тогда Бог соблаговолит и примет эти жертвы, по правде принесенные Ему подобно невинным и чистым тельцам Ветхого Закона.
Толкование монаха Марк (Думирту)
записал архимандрит Клеопа (Илие)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова