Тайна Креста Георгия Великанова
Незадолго до своей гибели Георгий Великанов отправил в редакцию портала Православие.ру свою статью посвященную "Тайне Креста". На Крестопоклонной седмице редакция портала опубликовала эту статью. Далее приведен полный текст последней статьи Георгия Великанова.
Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. (Рим. 8: 17)
Нет ни одного человеческого переживания, в котором бы не присутствовал Христос.
Если ты одинок и беспомощен – Он здесь. Если тьма вокруг тебя сгустилась и ты не знаешь, куда идти, – Он с тобой в твоей ночи.
Если ты жаждешь мести, если боль и обиды не отпускают тебя – что ж, и это Ему понятно. Не потому, что Он Сам обижался и мстил, а потому, что все это Он взял на Себя: в водах Крещения, в каждодневном подвиге общения и – окончательно, бесповоротно и навсегда – на Голгофе. Каждый день Иисус поднимался «весьма рано» (Мк. 1: 35) для того, чтобы в безмолвной беседе с Отцом принять на Себя бремя всех тех, кого Он встретит в этот день. Каждый день Он «брал на Себя наши немощи и нес болезни» (ср.: Ис. 53: 4). И «все, кто прикасался к Нему, исцелялись» (ср.: Мф. 14: 36) – но не знали, какой ценой.
Ибо исцеление требует жертвы. Если ты готов умереть за каждого, кого приносишь Богу в молитве, – она будет услышана.
Но «человекам это невозможно» (Мф. 19: 26). Это возможно лишь по мере приобщения к Крестному подвигу Христа. Он «истязуем был, но страдал добровольно» и «не отверзал уст Своих» (Ис. 53: 7) – только душа Его вопияла к Отцу «с воплем крепким и многими слезами» (Евр. 5: 7).
И вот теперь ты свободен и чист. Твое бремя легло на Него, каким бы оно ни было: физическая болезнь, эмоциональные травмы, скорбь духа, потерявшего Бога, – но глубже всего этого, в твоей ночи или при ярком свете дня, в буре или покое – Он, сказавший: «Боже Мой, Боже Мой! Почему Ты Меня оставил?» (Мф. 27: 46) – и не получивший ответа. Ибо ответом был Он Сам.
И теперь в твоей душе навсегда запечатлен Крест Единородного Сына. Это последний критерий. Им проверяется все. Если ты не знаешь, как поступить, если многие пути манят и зовут тебя – взгляни на Распятие. Иди туда, где оно. Чтобы ненароком не встретить Господа, идущего на второе распятие вместо тебя, и услышать свой собственный изумленный вопрос: «Quo vadis, Domine?»
Все святые держали в своем сердце Распятие. Говорят, что оно в буквальном смысле было отпечатано на сердце мученика Игнатия Богоносца.
Оттуда, с Голгофского Креста, приходит легкое дуновение – «глас хлада тонка» (3 Цар. 19: 12), прохладный ветер Духа Святого, – и оживляет иссохшие тела и превратившиеся в прах кости (ср.: Иез. 37: 1–10). Оно напаяет жаждущие души и делает все, что было мертво, живым. С момента Крещения и Миропомазания – твоей личной Пятидесятницы – это Дыхание живет в твоих душе и теле, оно жаждет вести тебя и наполнить без остатка. Доверишься ли Ему? Да, быть может, до конца жизни твои шаги будут неуверенными и робкими, но если пойдешь, взяв Его руку, протянутую к тебе, шаг за шагом, след в след – то Он превратит твою жизнь в поэму любви, а ты этого даже и не заметишь… И тогда твои хрупкость и слабость станут окном, через которое виден Его Свет, даром, посредством которого на тебя и окружающих тебя будут изливаться Божия милость, Его прощение и любовь.
«Соблюдите заповеди Мои и пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (ср.: Ин. 15: 10).
«А заповедь Моя – чтобы вы веровали в Меня и любили бы друг друга, как Я возлюбил вас» (ср.: Ин. 15: 12; 1 Ин. 3: 23). Как все просто – если только есть всецелая отдача.
Стоять у Креста вместе с Девой-Матерью и любимым учеником, стоять у креста всех сынов человеческих – труднейшее, ужасающее, непосильное бремя, но – «все могу в Укрепляющем меня» (Флп. 4: 13), ибо Он Сам понесет его вместе со мной и вместо меня. Если только я захочу.
«При описании воскрешения Иисусом Лазаря о Нем говорится: “восскорбел духом” (Ин. 11: 33). Единственному Посреднику между Богом и людьми – Человеку Иисусу Христу необходимо было, поднимая нас на высоты, разделить с нами и земные страдания…
Я слышу также, как Он говорит: “Ныне душа Моя скорбит” (ср.: Мф. 26: 38; Мк. 14: 34). Что это значит? Как Ты можешь приказывать моей душе следовать за Тобой, когда я вижу, как скорбит Твоя душа? Как я понесу то, что оказывается столь тяжелым для такой силы? Какое основание обрету, если рушится скала?
Но, кажется, в мыслях отвечает мне Господь и говорит: “Тебе будет легче следовать за Мной, потому что Я встаю между тобою и твоим страданием. Ты слышал голос Моей силы, которая говорила с тобой; услышь во Мне голос своей слабости. Я даю тебе силы для бега, Я не мешаю тебе идти все быстрее и быстрее, напротив – принимаю в Себя твои страхи и расстилаю их как путь, который ты сумеешь пройти”. О Господи, Посредник мой, Бог над нами, Человек ради нас, узнаю Твое милосердие!» (Августин, блаженный. О Евангелии от Иоанна. 52: 1–2).