Старец Паисий о кризисе семьи и его преодолении
Источник: Православие.ру
Автор: Виктор Касьяненко
Преподобный Паисий Святогорец (Эзнепидис) (25 июля 1924–12 июля 1994) — афонский старец, православный святой XX века, проповедник и духовник, пользующийся огромным авторитетом в Греческой и Русской Православной Церкви.
«Люди XX века, чего же они достигли своей культурой и цивилизацией! Они свели мир с ума, они загрязнили атмосферу, они испортили все на свете. Если колесо сойдет с оси, то продолжает вращаться без цели. Так и люди — сойдя с оси Божией гармонии, они мучаются»[1].
По данным Единой Межведомственной Информационно-Статистической Системы (ЕМИСС) за 2020 год развелись – 73% супружеских пар[2]. Больше всего разводов приходится на пары, возраст которых составляет от 18 до 35 лет. Но нужно отметить, что людям, вступающим в достаточно молодом возрасте в брак, легче его сохранить, чем людям в зрелом возрасте. Старец Паисий так говорил об этом:
«После тридцати выбрать жизненный путь уже непросто. И чем больше прожитых лет остаётся у человека за спиной, тем больше трудностей он испытывает. Юному человеку легче приспособиться к выбранной жизни — будь то брак или монашество. Ведь взрослый человек всё меряет и щупает посредством здравого смысла. У него уже сформировавшийся характер, подобный литой бетонной конструкции, — такой непросто изменить. Погляди: люди, вступившие на путь семейной или монашеской жизни в молодом возрасте, до самой старости сохраняют детскую простоту. Я был знаком с супругами, поженившимися юными. Жена во всем — в манере говорить, в поступках — была подобна мужу. Поскольку они поженились молодыми, один из супругов перенял все привычки другого: и в речи, и в манере поведения. Но и притереться друг к другу им было легче [чем тем, кто женится поздно]»[3].
Выбор жизненного пути и спутника жизни очень важен, и необходимо подойти к этому вопросу очень ответственно. Путаница в этом деле может грозить человеку серьёзными жизненными неприятностями, которые могут повлиять на всю его жизнь.
Целомудрие
Старец Паисий учил о том, что юному человеку нужно сдать экзамен на целомудрие. Это он считал великим делом для юношей и девушек, которое помогает всё остальное расставить по своим местам:
«Какие же несчастные, искалеченные девушки подчас ко мне приходят, — говорил старец, — они беспорядочно живут в грехе с молодыми людьми, не понимая, что цели, которые те преследуют, нечисты. И таким образом несчастные становятся калеками. ‟Что мне делать, отче?” — спрашивают они меня. ‟Владелец кабака, — отвечаю я им, — хотя и водит дружбу с пьяницей, но дочь свою за него замуж не выдает. Прекратите греховные связи. Если те, с кем вы грешите, вас действительно любят, то они оценят это должным образом. Если же они вас оставят, то это будет значить, что они вас не любят, и вы не будете зря тратить время”»[4].
Люди сами загоняют себя в ловушку, из которой потом трудно выбраться. Старец Паисий говорил, что лукавый использует юный возраст, когда плоть бунтует, в своих целях, дабы уловить в свои сети. Молодые люди не имеют опыта духовной жизни, чтобы дать отпор врагу. Поэтому старец говорил о необходимости прибегать к советам старших и более опытных в духовной жизни, чтобы не скатиться по «сладкой» горке, как он называл впадение в грех, и чтобы грех не удалил совсем человека от Бога и не поселил в душе тревогу и тоску:
«Чтобы оставаться умиротворёнными, молодым следует вверять себя Богу. Ведь Благий Бог, как нежный Отец, действует там, где мы уже не можем ничего сделать по-человечески. Юным не следует торопиться и принимать незрелые решения о том, по какому пути они пойдут. В результате они запутываются ещё больше. Всё сразу сделать нельзя, и проблемы таким образом не разрешаются. Для того чтобы помочь себе, они должны как следует в себе разобраться и разложить все по полочкам. Сперва нужно получить диплом, потом найти работу (юношам, кроме этого, еще и отслужить в армии). И только после этого, уже будучи зрелым, можно принимать решение и, с помощью Божией, вступать в брак и создавать добрую семью»[5], — говорил старец.
Алкоголизм и наркомания
«Брак, дойдя сегодня до такого состояния, которое мы видим, потерял свой смысл. Семьи распадаются ни с того ни с сего»[6], — говорил старец Паисий.
Одной из основных причин разводов в настоящее время социологи называют алкоголизм и наркоманию.
«Сколько раз бывали у меня в келлии молодые парни... несчастные, разрушенные наркотиками и вином. Просят теперь помощи, бедные. И мне удалось помочь одному-двум — но сердце-то за всех разрывается... Ищут помощи, но как им всем поможешь?»[7]
В этих словах старца Паисия мы видим скорбь и боль за наше поколение. По статистике, совсем ещё недавно, пока за эту проблему не взялись общественные организации и Церковь, в России употреблялось более 18 литров чистого спирта на душу населения. Этот показатель говорил о том, что страна находится на грани вымирания. Сейчас этот показатель остаётся по-прежнему высоким, но всё же есть положительная динамика – он составляет порядка 13 литров на душу населения. По официальным данным, количество алкозависимых мужчин составляет около 2 миллионов человек, а женщин — около полумиллиона. Понятно, что эти данные ниже в разы, ведь статистика говорит нам только о тех случаях, когда человек признал у себя наличие такой проблемы, но ведь много т. н. употребляющих умеренно и редко, что также является видом алкозависимости.
Выпивать начинают уже в подростковом возрасте, и этот грех сопровождает человека в дальнейшей жизни. Пьют юноши и девушки. И, что самое страшное, случается, что дети получают алкоголь из рук родителей или видят перед собой пример пьющих взрослых.
«Сегодня в мире живет злоба. Детей хотят развратить с пелёнок. Вместо того чтобы удержать детей от зла, пока они не придут в совершенный возраст, им препятствуют даже в добром. Потом, впадая в грех и мучаясь, несчастные дети хотят встать и не знают, как это сделать. Ведь покатившись вниз по ‟сладкой” горке, им уже непросто остановиться»[8], — говорил старец Паисий о влиянии внешней среды на детей.
«И не упивайтесь вином, в нем же есть блуд, но паче исполняйтеся Духом» (Еф. 5, 18), — пишет апостол Павел в послании к Ефесянам.
Не меньшим зло, чем алкоголь, являются наркотики.
«Сколько же молодых, принимающих наркотики, прошли нынешним летом через мою каливу! Большинство этих несчастных — дети из распавшихся семей. Парню 27 лет, а он находится в отчаянии и просит помощи!»[9] — говорил старец Паисий про положение дел в Греции.
Но и у нас, в России, проблема наркомании, к сожалению, только растёт. По некоторым данным, наркотики принимают до 15 миллионов человек, что приводит к большому количеству смертей, распространению тяжёлых заболеваний, таких как ВИЧ, и др. Страдает вся семья, где есть наркозависимый.
«Мучения людей не имеют конца. Общее разложение — целые семьи, взрослые, дети... Каждый день сердце мое обливается кровью. Большинство домов полно расстройствами, волнениями, тревогой. Только в тех домах, где живут по Богу, людям хорошо. В других же — там разводы, здесь банкротства, где болезни, где несчастные случаи, кто на психотропных лекарствах, кто на наркотиках... Несчастные: у кого-то больше, у кого-то меньше, но у каждого есть боль»[10], — с состраданием говорил старец Паисий о современном человеке.
Измены
Около четверти подавших заявление о разводе указывают как причину развода — измену. В слове о семейной жизни старец Паисий говорит:
«Тяга женского пола к мужскому и наоборот свойственна человеческой природе. Юноши и девушки, с раннего возраста культивирующие в себе тягу к противоположному полу, нажимают на ‟кнопку”, не дожидаясь, когда придёт подходящий для этого час. А потом, когда благоприятный час приходит, их ‟кнопка” уже нажата, и они не способны пережить радость, потому что пережили её раньше — в неподходящее время»[11].
Люди, утратившие понятие о грехе, не могут измениться моментально, даже вступив в законный брак. Те навыки, которые они приобрели в опыте сожительства или же нецеломудренной жизни, когда при возникновении проблемы человек может просто уйти и начать жить уже в новом сожительстве, — этот принцип решения проблем люди применяют и в официальном браке.
Когда юноша и девушка только создают семью, они полны решимости любить друг друга вечно. Для этого даже не очень воцерковлённые пары идут в Церковь, чтобы венчаться. Таинство Венчания для них скорее красивый обряд и желание с помощью Божией, но без своего духовного труда укрепить свой брак, как бы неким магическим действием. Забывая, что нашим главным делом жизни является спасение своей бессмертной души, а спасение не происходит без нашего непосредственного участия и нашей веры. И здесь очень важно, когда супруги молятся друг за друга, стараются жить духовно, и Господь даёт им Свою благодать, видя их усердие, и помогает сохранить и укрепить семью. Старец Паисий говорил о высоте той любви, которая должна быть между супругами:
«Между собой супруги должны иметь очищенную любовь — для того, чтобы получать друг от друга взаимное утешение и быть в состоянии исполнять свои духовные обязанности. Чтобы прожить в согласии, они должны, прежде всего, положить в основание жизни любовь — ту драгоценную любовь, которая заключается в духовном благородстве, в жертвенности, а не любовь ложную, мирскую, плотскую»[12].
Но, не имея веры и не работая над собой духовно, супруги постепенно теряют ту привязанность друг к другу, которая у них была в начале их знакомства. Семейная жизнь переходит в привычку и бытовую рутину. Супруги начинают тяготиться такими отношениями в семье, и, как результат бездуховной жизни, происходят измены.
Есть статистика, что чаще изменяют мужчины, но в последнее время отмечается, что и женщины стали изменять больше, чем это было раньше. Женщины стали позволять себе то, что раньше было недопустимо. Они, как воспринимающие всё более эмоционально, бывают более боримы сверхчувствительностью, в отличие от мужчин, у которых преобладает рассудочность. Старец Паисий говорил:
«Если ум женщины окажется хоть и небольшим, но отточенным в лукавстве, а в ее характере будет больше злобы и меньше любви, и это она будет считать мужеством и будет гордиться этим, тогда — Боже упаси! — в непогрешимости она может превзойти даже Римского Папу, а в жестокости — Муссолини»[13].
Аборты и нежелание иметь детей
Женщины добровольно отказываются рожать по различным причинам, например: желая получить определённый уровень образования, сделать карьеру, быть более свободной, аргументируя свой отказ от детей как обузы, и ещё по многим причинам, которые они придумывают сами, чтобы оправдать своё поведение. Но не перестают жить в грехе, и следствием этого является незапланированная беременность. Хорошо, когда женщина в браке, и супруги решаются оставить ребёнка, но бывает и так, что идут на тяжкий грех детоубийства.
«Страшный грех — аборты!.. Аборт является убийством, — говорит старец Паисий, — пусть авторитетнейшие христианские врачи не устают извещать женщин, что около 95% несчастных, делавших аборты, страдают тяжелыми формами рака. Ведь организм, когда в женщине зарождается малыш, настраивается для развития младенца: например, грудь приуготовляется производить молоко и т. д. Но, когда женщина делает аборт, все эти процессы резко обрываются, и возникают определенные физиологические последствия, например, такие как рак»[14].
Об осложнениях после аборта свидетельствуют многие врачи, но отношение людей к ним остаётся всё равно чересчур необдуманным.
Старец Паисий говорил, что женщины должны иметь больше благоговения. Благоговение привлекает благодать Божию, и люди, чувствуя благодать в человеке, тянутся к такому человеку. Но если женщина теряет благоговение, она доходит до тяжёлых проступков. Со временем первая влюблённость проходит, и её должно заменить нечто большее. Нужен определённый труд супругов над тем, чтобы взрастить настоящую, крепкую, жертвенную любовь друг к другу. И если этого нет, то в семьях обиды могут накапливаться годами, и наступает такой момент, когда доходит дело до измен и, как следствие, до развода.
Некоторые мужья говорят о том, что жена должна бояться мужа, проявлять особое почитание и послушание, забывая, что Священное Писание говорит о том, что муж должен любить свою жену, и от этого рождается послушание жены к мужу. Жёны же сопротивляются тому, что Господь поставил над ними главою мужа, и тем самым идут против воли Божией.
«Доходят до того, — говорил старец Паисий, — что (женщины) спрашивают: ‟Почему это жена должна бояться мужа?” (Еф. 5, 33)
Однако в страхе присутствует почтение, а в почтении — любовь. Если я что-то почитаю, то я его уже и люблю, и то, что я люблю, — почитаю. Жена должна иметь почтение к мужу. Муж должен любить жену. Но сегодня люди истолковывают Евангелие шиворот-навыворот и поэтому уравнивают все, а после распадаются семьи. ‟Жена должна быть послушной”, — говорит муж. Но если у тебя нет любви, то ты не сможешь заставить быть тебе послушной даже кошку»[15].
Бесплодие и ЭКО
Ещё одной причиной разводов является невозможность иметь детей. Это является серьёзной медико-социальной проблемой нашего общества. К бесплодию приводит около 30 различных болезней, как утверждают врачи, и даже качественное лечение может не привести к выздоровлению.
«Есть женщины, которые бесплодны, потому что в юности они жили беспорядочной, греховной жизнью. Есть и такие, причина бесплодия которых — в дурном питании, потому что многие продукты содержат в себе целую кучу химикатов и гормонов»[16], — говорит старец Паисий о причинах бесплодия.
С проблемой чадородия сталкивались и святые. Так Авраам и Сарра, Захария и Елисавета, Иоаким и Анна долго не имели детей. Бесплодие в древнем Израиле считалось большим злом, и такие супруги подвергались оскорблениям в обществе. Но, не имея возможности завести детей, они не теряли надежду и просили Бога о помощи.
«Часто супруги, обращающиеся ко мне, — говорил старец Паисий, — делятся своим беспокойством относительно рождения детей и спрашивают моего мнения. Некоторые супружеские пары хотят родить одного-двух детей, а другие — стать многодетными. Однако лучше, если они возложат проблему деторождения на Бога. Супруги должны вверять свою жизнь Божественному Промыслу и не составлять собственных планов. Они должны верить в то, что Бог, заботящийся и о птицах небесных, проявит намного большую заботу об их детях»[17].
Чтобы справиться с бесплодием, медиками была разработана процедура под названием экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО). Это технология искусственного оплодотворения «в пробирке», когда эмбрион развивается в инкубаторе, и лишь потом пересаживается во чрево матери. При этом «лишние» эмбрионы удаляются при помощи аборта, чтобы оставить нужное количество. Сейчас эта технология меняется, и аборты не делают, но метод остаётся столь же далёким от человечности. Теперь «лишних» эмбрионов не убивают, а замораживают в жидком азоте с целью сохранения – на тот случай, если эмбрион в теле матери не приживётся. Иногда эти эмбрионы остаются невостребованными по различным причинам, и так и остаются в жидком азоте. Но ведь это уже человек, хоть и в эмбриональном состоянии, который имеет свой уникальный набор генов, и, конечно, имеет душу. Метод ЭКО остаётся малоизученным, от него страдает здоровье женщин, а также рождённых ими детей. Из таких детей многие являются инвалидами — такое заявление сделал главный педиатр России ещё в 2009-м году.
Русская Православная Церковь в «Основах социальной концепции»[18] ясно сформулировала своё отрицательное отношение к этому методу, который попирает Промысл Божий о человеке. Старец Паисий говорил:
«Рождение детей зависит не только от человека. Оно зависит и от Бога. Видя, что у супругов, испытывающих затруднения в связи с рождением детей, есть смирение, Бог может не только дать им ребёнка, но и сделать их многодетными. Однако, видя в супругах настырность и эгоизм [Бог не исполняет их желания, потому что], исполнив их прошение о рождении детей, Он удовлетворит их настырность и эгоизм. Супруги должны всецело предать себя Богу. Они должны сказать: ‟Боже мой, Ты печешься о нашем благе, да будет воля Твоя” (Мф. 6, 10). В этом случае их прошение исполнится»[19].
Принятие воли Божией является источником благодати, которую даёт Господь тем, кто, по-настоящему желает её исполнить. С какой любовью о людях заботится Бог, для Которого нет ничего невозможного. И, желая спасения для каждого, Он подаёт людям то, что наиболее полезно для спасения души. Но человек беспокоится, пытается всё сделать сам, и тем самым препятствует помощи Божией.
Для супругов, у которых нет детей, но они хотят ребёнка, есть возможность усыновить сироту. Тем самым помочь брошенному ребёнку обрести семью, дать ему родительскую любовь и воспитание – и тем самым угодить Богу.
В банке данных Минпросвещения сейчас около 48 тысяч анкет детей-сирот. Это величина снизилась за последние 5 лет, но остаётся ещё очень высокой. К тому же государство поддерживает ежемесячно финансами родителей, которые усыновляют детей, и эта сумма составляет в среднем до 16 тысяч рублей на приёмного ребёнка. Всё больше бездетных супружеских пар, а также семей, где есть свои дети, берут детей сирот. Старец Паисий говорил о тех, кто страдает от бесплодия, но желает усыновить малыша:
«Да, таким людям лучше усыновить ребёнка, им не нужно [эгоистично] упорствовать в желании родить собственное дитя. Желание человека и воля Божия — это не всегда одно и то же»[20].
Но есть такие супружеские пары, которые могут отказываться от рождения детей из-за отсутствия собственного жилья.
Бытовая неустроенность
Надо сказать, что для многих покупка своего жилья так и остаётся несбыточной мечтой. Так, молодая семья должна найти средства для первоначального взноса, который может составлять 20%–30% от стоимости жилья, т. е. в среднем это около 2 миллионов рублей за однокомнатную квартиру. Семья должна быть платёжеспособной, т. к. выплаты по ипотечному кредиту достаточно велики. В Москве банки рассматривают в качестве клиентов только тех, у кого общий семейный доход превышает 100 тысяч рублей. И, чтобы расплатиться с банком, в течение 15 лет семье за купленное жильё нужно отдавать из своего бюджета порядка 36%, что в среднем равняется 50 тысячам рублей. Поэтому не каждая семья может себе позволить покупку собственного жилья, и это становиться камнем преткновения и, как следствие, ведёт к разводу.
Старец Паисий рассказывал духовным чадам:
«Помню одного моряка, который женился, будучи 18 лет от роду. И сам он был бедняк, и девушку взял из бедной семьи. Сняли они какой-то подвал и там ютились. У жены его тоже была низкооплачиваемая работа, и жили они очень скудно. Представьте: вместо стола у них был ящик от персиков, которые им как-то посчастливилось купить! Потом у них появились дети. Для того чтобы их вырастить, они перебивались с хлеба на воду. И, однако, постепенно они разбогатели и стали жить хорошо»[21].
Современный человек беспокоится о своём будущем, но возлагает заботу чаще на себя, чем на Бога. Желание всего добиться и лишь потом обзавестись семьёй и детьми приводит к тому, что человек не имеет ни того, ни другого. Жизнь превращается в сплошную гонку, где человек не находит себе покоя. Стремление к обладанию всё большими земными благами заставляет человека прикладывать всё больше усилий для обеспечения желаемого уровня комфорта, и вся эта гонка становится для человека адской мукой:
«Если мы видим человека, страдающего от сильной душевной тревоги, огорчения и печали, несмотря на то, что у него есть все, чего ни пожелает душа, — то надо знать, что у него нет Бога. В конце концов, от богатства люди тоже мучаются. Ведь материальные блага оставляют их внутренне пустыми, и они мучаются вдвойне. Я знаю таких людей — имеющих все, при этом не имеющих детей и испытывающих терзания. Им в тягость спать, им в тягость ходить, все, что ни возьми, — для них мука»[22], — говорил старец Паисий.
За всем этим человек забывает, что прежде нужно искать Царствие Небесное, а о земном дать позаботиться Богу, Который видит, кто в чём нуждается, и даёт необходимое. Но человек упорствует и доверяет больше деньгам и своим усилиям. Такое состояние характерно для человеческого падшего естества, когда Бог уходит на второй план, и заботы века сего становятся на первое место. Всё переворачивается в жизни человека с ног на голову. От этого и сами люди страдают, и причиняют страдание друг другу.
По-настоящему человеку не так много и надо, но те же СМИ диктуют ему определённые стандарты жизненного успеха. У человека складывается устойчивая зависимость и потребность в определённом образе жизни. Так, со временем у человека отключается критическое мышление, и он становится типичным потребителем, нет уже поиска истины, смысла жизни, нет времени задуматься о том, что ждёт его в вечности.
«‟Какие же счастливцы те, кто живут во дворцах и наслаждаются всеми благами”, — говорят люди мира сего. Однако блаженны те, кому удалось упростить свою жизнь, освободить себя от удавки этого мирского усовершенствования — от множества удобств, равных множеству затруднений, и избавиться от страшной душевной тревоги нынешней эпохи. Если человек не упростит свою жизнь, то он будет мучиться. Тогда как, упростив ее, он избавится и от этой душевной тревоги»[23], — говорил старец Паисий, подчёркивая необходимость простоты.
Человеку нужно научиться ценить и беречь то, что у него уже есть. Не бояться трудностей, а больше доверять Богу. В этом случае Господь даёт человеку Свою благодать. Поэтому все нестроения в бытовом плане, которые могут возникнуть у молодой семьи, Господь помогает преодолеть.
Конфликты с родственниками
На вмешательство родственников в дела семьи как причину указывают некоторые супруги при разводе. Если между родными возникают недоразумения, то старец Паисий советовал поговорить с ними, но деликатно, чтобы молчание не привело ко злу. Но если разговор приводит к недопониманию и обидам, то нужно оставить их в покое и молиться за них.
Ситуации, когда между родными людьми возникают конфликты, не редкость. У каждой семьи есть свои темы, которые лучше избегать в общении, и обострение которых точно приведёт к конфликту. И так бывает, что люди в семье ведут себя хуже, чем с чужими людьми. В семье человек себе позволяет быть менее сдержанным, чем с коллегами на работе, например.
«Человек, который хочет жить мирно, должен быть особо внимательным в отношениях с родными и друзьями. Он не должен обманываться той воспитанностью и хорошими манерами, которые, возможно, встречает в других. Мирская вежливость и хорошие манеры могут привести к немалому злу, потому что они имеют в себе лицемерие. Внешнее поведение человека может представлять его совершенным святым в глазах других, однако когда другим откроется его внутренний мир, окажется, что на деле всё было наоборот»[24], — говорил старец Паисий.
Конфликт разгорается там, где люди не хотят друг друга услышать, но если они сохраняют любовь и уважение между собой, где каждый не считает, что он абсолютно прав, а другой абсолютно виноват, — в таких случаях можно прийти к согласию и всё решить миром.
Требуется труд для преодоления своих недостатков, но некоторые не способны к созидательному труду и только усугубляют обстановку в семье своим поведением. Все понимают, что ссоры и конфликты никому не нужны, но уже к ним так привыкли, что считают это нормальными отношениями в семье и между родными.
Для христианина особо стоит обратить внимание на то, как он общается со своими близкими, сохраняет ли он мир со всеми людьми:
«Большая польза, если человек прост в своих отношениях с другими, если он всегда имеет о них добрый помысл и не относится ко всем людям всерьёз. Надо избегать споров и бесед, которые начинаются якобы ради духовной пользы, а приводят чаще к головной боли. Не надо ждать духовного понимания от людей, которые не веруют в Бога. Лучше молиться за таких людей, чтобы Бог простил и просветил их. С каждым надо говорить на том языке, который он понимает, и [верующему человеку] не надо открывать перед другими те великие истины, в которые он сам верит и которые переживает, потому что другие его не поймут, поскольку он говорит на иной частоте, находится на [духовной] волне иной длины»[25].
Попробуем вкратце сформулировать основные советы старца Паисия для православных христиан касательно семейной жизни:
- Выбор между семейной жизнью и монашеством желательно сделать в молодости.
- К созданию семьи юноша и девушка должны быть готовы, подойдя к этому вопросу серьёзно.
- До свадьбы надо хранить целомудрие.
- Нельзя тратить время и силы души на так называемый «гражданский брак».
- Избегать увлечения алкоголем и наркотиками.
- Хранить верность своим избранникам.
- Не делать таких страшных грехов, как аборт.
- Не бояться иметь детей. Если же Господь их не даёт, довериться Богу.
- В общении с родственниками быть внимательным и не вести таких разговоров, которые могут привести к конфликтам и ссоре.
- В отношении земного благополучия уповать на Бога, Который подаёт нужное в своё время.
8 июля 2022 г.
[1] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. С. 141.
[2] Государственная статистика ЕМИСС. [Электронный ресурс] // URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения 10.10.2021).
[3] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. С. 25.
[4] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. С. 280.
[5] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. С. 22.
[6] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. С. 59.
[7] Паисий Святогорец, прп. О семье христианской. [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/o-semye-khristianskoj/ (дата обращения: 12.10.2021).
[8] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. С. 112.
[9] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. С. 60.
[10] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. С. 26.
[11] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. С. 35.
[12] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. С. 46.
[13] Паисий Святогорец, прп. Письма. С. 130.
[14] Паисий Святогорец, прп. О семье христианской. [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/o-semye-khristianskoj/ (дата обращения: 17.10.2021).
[15] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. С. 293.
[16] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. С. 75.
[17] Там же. С. 71.
[18] Проект документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения» [Электронный ресурс] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5768019.html (дата обращения: 17.10.2021).
[19] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. С. 76.
[20] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. С. 79.
[21] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. С. 71.
[22] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. С. 174.
[23] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. С. 188.
[24] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. С. 177.
[25] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. С. 177.