Слово в Неделю 2-ю Великого поста (о зависти)
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
В прошлое воскресенье я говорил, что богослужение в великий пост сочетает в себе несколько исторических слоёв. Даже бутерброду его уподобил. И богослужения этого Воскресения такое же... (Читать проповедь полностью)
(Аудио файл. Продолжительность 16:00 минут)
Вчера на Утрене, если кто внимательно слушал, то слышал, что первый канон, который читался, был канон посвящённый притче о блудном сыне. Дело в том, что в древности в эту Неделю читалась притча о блудном сыне, поэтому канон был посвящён Евангельскому чтению. Потом, немножко попозже, когда было формировано богослужение Недель, предваряющих Великий пост, вторая Неделя, предваряющая Великий пост была о «блудном сыне» и Евангелие было перенесено на ту Неделю, а в эту Неделю стало читаться Евангелие о расслабленном, которое, однако, песнопениями какими-то не подкреплено на богослужении. Получается, что Евангелие о расслабленном – это вторая литургическая тема этого Воскресения. А первая связанна со старым Евангелием – Неделей о блудном сыне. И третья литургическая тема этого Воскресения – это память Григория Паламы. Он жил в 14 веке, прославен был довольно таки быстро, но память святителя в эту Неделю стала праздноваться аж в 17 веке. В старопечатных русских минеях её нет. Это третья литургическая тема. Сложное дело говорить проповедь. Нужно или все три объединить темы, что невозможно, или говорить на какую-то одну.
Вот читалось сейчас Евангелие о расслабленном. Проповедь надо говорить на Евангелие. Дело в том, что притча о расслабленном она встречается у трёх евангелистов и читается три раза в год. Получается, мы три раза слышим проповеди о расслабленном, об исцелении расслабленного, которого четыре человека спустили вниз на ложе. Задача священника сказать что-то, что не повторяется. Конечно, есть в храме несколько человек, которые первый раз пришли и слушают эту притчу, но для некоторых повторять проповеди, у которых это уже на слуху, я думаю, что не нужно. Я думаю, что и так все уже знают смысл притчи о расслабленном: расслабленный – это образ нашей души, и что надо просить Бога об исцелении этой души. Я думал над проповедью, что говорить, и нашёл одну общую тему.
Евангелие о блудном и Евангелие о расслабленном. И в том и в другом Евангелии есть тема зависти. Если вы помните Евангелие о блудном сыне, то там старший сын, когда приходит младший, и отец начинает его обнимать, а тот начинает завидовать. Он говорит: «Почему же когда я хотел, ты козлёнка не давал мне, чтобы я мог посидеть с моими друзьями, а этот блудник вернулся, и ты его так принимаешь?!.»
И в Евангелии о расслабленном эта тема тоже сильна. Потому что, когда Господь сказал: «Прощаются тебе грехи твои…» (Лк. 5:23), - фарисеи и книжники из зависти стали говорить: «Богохульник! Он хулит. Кто он такой, чтобы прощать ему грехи? Грехи прощать может только один Бог». Фарисеи много чего из зависти делали нехорошего по отношению ко Христу. Они работали все в одной сфере, если так можно сказать, они проповедовали. Только когда Господь проповедовал, Он подкреплял свои проповеди явлениями духовной силы. Он чудеса творил. Фарисеи так творить не могли, и поэтому их проповедь успеха не имела и, соответственно, они завидовали этому Человеку, скрежетали на Него зубами.
Вообще, зависть такая страсть, которая очень многое в нашей жизни определяет. Некоторые даже зависть называют такой вот русской национальной страстью. Может быть это отчасти и справедливо. Потому что русские, в особенности где-нибудь, не в городах, а в деревнях или в каких-то замкнутых компаниях не переносят, если человек чем-то лучше их. Они все усилия приложат, чтобы опустить этого человека до своего уровня. И именно из зависти! Именно из зависти так бывает. Приезжает священник в деревню. Он такой праведный, мяса ни ест, вина не пьёт. И деревенские начинают говорить: «Что это такое? Выше нас себя ставит!». И вот бабульки начинаю: «Батюшка, я тебя не выпущу из дома, пока ты со мной рюмочку не выпьешь!». И вот так приучают. Потом через несколько лет этот священник законченный алкоголик. И потом все на него тыкают и говорят: « Смотрите! А этот поп - алкоголик!». Вы же сами его сделали алкоголиком! Вы через собственную зависть!
Зависть очень многих мотивирует в жизни, и в любой ситуации этот мотив неправильный. Зависть добру служить не может никогда. Зависть – это страсть которая приносит муку. Другие страсти плотские могут принести наслаждение какое-то. Хочет человек поесть – наелся и ему приятно. Какую страсть не возьми, а зависть она мучает человека. Потому что, чего не дай человеку, а ему всё мало. Лестница зависти бесконечна. Лестница чревоугодия бесконечной быть не может. Наелся – и всё! Зависть толкает подчас на глупые, неоправданные поступки. Не хорошо, наверное, анекдоты с амвона рассказывать. Но есть такой известный анекдот, правда он не про русских, а про хохлов, но уж простите. К русским, я думаю, он относиться в той же мере. «Когда угодил один человек Богу, то явился ему Ангел и сказал: «Ты угодил, проси, чего хочешь, но с условием, чтобы у кума твоего было всё тоже, но в два раза больше чем у тебя!». Человек ответил -: «Господи, выколи мне один глаз». Вот так завить помрачает человека и его поступки становятся не чёткими и не обдуманными. Человек чего только не готов отдать, лишь бы приобрести всё то, что и у соседа и ещё лучше.
Великий пост – это время, когда нам надо заглянуть в собственную душу. И мотивы, те что нами руководят, постараться увидеть, проанализировать их, и посмотреть, достойные ли это мотивы. Например, хочет человек стать начальником. Хочет из всех сил. Чего хорошего в том, чтобы стать начальником? Он дни и ночи на работе проводит, зарплата на две копейки выше чем твоя, и все окружающие люди его судят, осуждают, потому что он начальник. Станешь начальником – тоже самое у тебя будет. Отвернуться от тебя, будешь впахивать, ответственность нести за всех, а все над тобой смеяться будут. Нужно оно тебе? Проанализируйте это. Хочется человеку купить машину. Грубый пример, но купить туже машину, что и у соседа. Оно надо? Твоя машина ездит. Возит тебя? Возит! Ломается? Не ломается. Заводиться? Заводится. Вмещает то, что надо? Купишь дорогую, у тебя зарплаты не хватит чтобы её обслуживать. Зачем нужно? Ну вот нужно.
Евангелие заставляет задуматься, в принципе, о том, на что нужно ориентироваться. В Советское время, те люди, что постарше, помнят было соцсоревнование. Люди соревновались друг с другом. Соревнование приводило к страшным подчас результатам, вплоть до нечистых способов победить, потому что премии давались. И вообще часто соревнование делает человека уродом. Вот в спорте, например, он на всё готов. Себя уродует, жизнь свою уродует, во чтобы не встала эта победа. Это зависть плюс тщеславие, гордость. Но тем не менее, соревнование Священным Писанием каким-то чудесным образом благословляется. Апостол Павел об этом говорит. Соревнование без страсти. Смотришь на человека, что он молится как следует, поститься как следует, мяса не ест, вина не пьёт. Ну вот почему мне так не делать?! Почему я завидую ерунде всякой? Поставь себя рядом с этим человеком и скажи себе: «Сегодня пост. Попробую я ему хоть немножко ему подражать».
Конечно, в духовном мире зависть тоже штука такая… Например, живёт подвижник, молится, и все в порядке. Потом вдруг приходит другой подвижник, убежал от славы, поселился рядом. Постепенно к нему люди начинают ходить. Славу получил. Может бесов изгонять. И тот начинает ему завидовать. И святые говорят, что такие начинают завидовать до страшной силы. Готовы убить его. Потому, что я тут всю жизнь жил – никто не подходил, а тут этот сопляк пришёл и за что ему это все? Начинается зависть. Я думаю, что для нас с вами это не очень актуально. А вот ставить себя с человеком более благочестивым и попробовать ему подражать, а не завидовать – я думаю, что это можно и нужно.
Память святителя Григория Паламы, которая сегодня празднуется – она чем актуальна для нас с вами в пост, тем, что она учит нас молится не по обрядоверию, не вычитывать молитвы. Чтобы молитва погружалась в глубь человека, чтобы человек пропитывался этой молитвой, а не просто встать пробубнить и уйти. Конечно читать молитвы нужно, никто не спорит. Нет золотого ключика, который мог бы открыть эти внутренние двери, и душа действительно пела.
Бывает такое часто, человек пришёл в православие. Потом как-то раз, один или два, три и тут такое начинает открываться и думаешь: «Вот оно! Вот как здорово! Я понял. Ради этого можно всё бросить, все оставить, работу перечеркнуть и жить только ради этого, ради Бога, ради такого состояния». И человек, что-то бросает, что-то перечеркивает. А дальше молиться, хочет вернуть то состояние, а оно не возвращается. Он просит: «Господи, верни!». А Бог ему отвечает: «Фигушки!». Не надо это состояние сразу возвращать. Чтобы это состояние вернуть, нужно трудиться долгие годы и десятилетия над своей душой. Вот тогда оно вернётся, обязательно вернётся. И вот человек трудиться, лоб разбивает, на языке мозоль от молитвы. И когда начинает унывать, то проблеск этого состояния, то, что он может получить, если он будет дальше трудиться, у него оно появляется, человек утишается. Человеку и дальше будет. Вот он наш хлеб.
Но состояние это, о котором Григорий Палама пишет, о том, что можно Бога вкусить и Бога познать, энергию божественную познать. Самого Бога, кончено, нельзя познать. И если эта энергия входит в человека, то она его всего преображает. Вот это чувство нужно получить. Пусть кусочек этого чувства хранить и к этому стремиться, чтобы жизнь была преображена, чтобы человек был преображен. А не просто свечку поставил, молитву пробубнил, а потом домой и продолжаешь жену и детей ругать и всё прочее. Вот поэтому во вторую Неделю Церковь поставила память Григория Паламы.
Давайте же братья и сестры в Великий пост смотреть в собственную душу, смотреть что там. Смотреть и что-то в ней переделывать. Переделывать не самостоятельно, а Бога внутрь пустить, чтобы Он переделал и преобразил что-то в душе. Чтобы мы пришли к празднику светлой Пасхи преображенными. Именно этот Праздник сегодня вспоминается. Чтобы мы вместе с вами, со святителем Григорием Паламой и фаворским светом, чтобы мы пришли на Пасху преображенными, и чтобы Пасха была продолжением великопостного преображения. Аминь!