Рождественские Образовательные Чтения: «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси»
Три дня с 21 по 23 января в Москве проходили XXIII Международные Рождественские образовательные чтения «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси», посвященные 1000-летию преставления равноапостольного великого князя Владимира Красное Солнышко. В Чтениях приняли участие и наши прихожане.
Женские лица в истории отечества
По следам рождественских образовательных чтений
Этот крупнейший церковно-общественный форум проходил под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В конференциях, круглых столах, секциях, отражающих разные стороны церковной и общественной жизни, были задействованы все главные общественно-политические силы страны. Знаменательно, что
В рамках Чтений состоялось первое в истории выступление в Государственной Думе Патриарха Кирилла и проведение III Рождественских Парламентских встреч. На70 площадках Москвы в Чтениях приняли участие более 15000 тысяч человек.
Прихожане нашего храма тоже были участниками этого форума. На последний день 23 января для нашего прихода было заказано 50 билетов. В этот день в Храме Христа Спасителя состоялась конференция на тему: «Святые русские княгини в истории отечества от равноапостольной Ольги до преподобномученицы Елисаветы». Тема особенно близкая прихожанам нашего Храма, ведь в нем, в одном из немногих, есть икона с частицами мощей Преподобномученицы Великой Княгини Елисавета и инокини Варвары. Да и прихожане храма Новомучеников и Исповедников российских, как и других храмов, в основном — женщины, и тема о значении женщин в истории России и Церкви им особенна интересна.
Приятно было встречать в огромном зале церковных соборов знакомые лица, хотя зал расчитанный на 1300 человек, фойе и балконы, перетекающие друг в друга, занимали такую большую площадь, что можно было ходить здесь часами и не встретиться. Атмосфера была благожелательной, очень доброй и свободной. Конференция длилась 4 часа без перерыва, но это не напрягало: можно было, не покидая собрания, встать со своего места, пройти к столам с литературой, сувенирами, попить чаю, незаметно для других снова занять свое кресло. Ряды кресел расположены так, что головы впереди сидящих не мешают видеть сцену, да и спинки кресел такие высокие, что из-них вообще не видно впереди сидящих. Сцена с президиумом и трибуной отовсюду видна как на ладони.
Президиум возглавил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. В работе конференции приняли участие: Председатель правления «Фонда имени великой княгини Евдокии Московской», телеведущая Любовь Акелина; секретарь рабочей группы при Президенте Российской Федерации по подготовке мероприятий, посвящённых памяти святого равноапостольного великого князя Владимира — Крестителя Руси Марина Белогубова; председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Громова; председатель Попечительского Совета Всероссийской демографической программы «Святость материнства» Наталья Якунина и другие.
На конференции выступил председатель Оргкомитета Чтений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Он сказал, что в истории отечества женщины сыграли огромную роль, но отметил одно упущение, сказав: «Марина Николаевна Белогубова сегодня посетовала, что в Кремлёвском дворце, когда был показан видеоряд великих людей, послуживших нашему Отечеству, подобно князю Владимиру, не было женских лиц. Принимаю полностью эту критику. Думаю, сегодняшняя конференция как раз и призвана это восполнить».
О роли женщины в истории России и в сегодняшней духовной жизни наших приходов говорил и протеирей Всеволод Чаплин и все последующие выступавшие.
Были сделаны великолепные доклады, героями которых были:
Благоверная княгиня Анна, во святом крещении Ирина, Новгородская (+ 1050) урожденная Ингигерда - жена великого князя киевского Ярослава Мудрого, мать святого благоверного князя Владимира Новгородского. Она была старшей дочерью шведского короля Олофа Скетктунга, прозванного «всехристианнейшим королем» за огромные услуги, оказанные им христианству в его стране, а стала за свою благочестивую жизнь русской святой Анной.
Княжна Предслава - святая инокиня Ефросинья, известная как преподобная Ефросинья Полоцкая. Праправнучка равноапостольного князя Владимира и княгини Рогнеды. Преподобная Ефросинья была выдающийся представителницей культурно-просветительского движения в Полоцком княжестве XII века.
Святая благоверная княгиня Мария Ясыня - первая жена Всеволода Большое гнездо. Мария Ясыня – аланка (осетинка), но она сумела создать модель мощного русского государства - большую семью, родив двенадцать детей. Она же построила храм пресвятой Богородицы во Владимире, способствовала написанию многих икон. За свою подвижническую деятельность Мария-Ясыня стала третьей святой земли русской.
Святая благоверная княгиня Анна Кашинская, дочь ростовского князя Димитрия Борисовича, в 1294 году стала супругой святого благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского, родила ему 4 сыновей и дочь. Супруг был замучен татарами в Орде в 1318 году, в Орде был замучен и ее старший сын - великий князь Тверской Димитрий "Грозные очи". В 1327 году второй сын Александр разбил татарское войско, опустошавшее тверские земли. В отместку хан разгромил Тверь. Княгине Анне со снохами и внуками пришлось долго скитаться, пока сыновья ее были в бегах. В 1339 году князь Александр и его сын Федор были убиты в Орде. Много и других скорбей выпало на ее долю, которые она переносила с христианской стойкостью и смирением. В старости Анна удалилась в Тверской Софийский монастырь и приняла постриг с именем Евфросиния. Затем, переселившись в Кашинский Успенский монастырь, постриглась в схиму с именем Анна. Там она мирно скончалась в 1338 году.
Святая благовернапя княгиня Мария Ивановна Серпуховская, в схиме – Марфа одна из подвижниц Русской земли – основательница Богородице-Рождественского монастыря. Она похоронила двадцатипятилетнего супруга Боровско-Серпуховского князя Андрея Ивановича, а через некоторое время и сына-первенца. Князь Андрей имел святого отца – благоверного князя Иоанна Калиту; святого деда – хозяина Москвы преподобного князя Даниила; и святого прадеда – самого Александра Невского. На сороковой день по кончине супруга, у княгине Марии родился сын - князь Владимир Андреевич Храбрый.
Судьбу Марии Ивановны и ее близких во многом определило духовное влияниеТроице-Сергиевой Лавры, находящейся на принадлежавших ей радонежских землях. Княгиня и ее сын, князь Владимир Андреевич Храбрый, были духовными детьми преподобного Сергия и находились у него в полном послушани.
Святая Равноапостольная Благоверная Княгиня Ольга (890-969) – Великая Княжна, вдова убитого древлянами Великого Князя Игоря Рюриковича правила Русью за малолетством их сына Святослава. В 954 году княгиня Ольга отправилась в Царьград, где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Величие христианских храмов и собранных в них святынь возбудило в ней желание обрести новую веру. Таинство крещения над нею совершил Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником стал сам император. По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы
Святая Преподобная Благоверная княгиня Евдокия (Ефросинья) Московская (ок. 1353—7.07.1407) — покровительница Москвы, великая княгиня, дочь князя Суздальского Дмитрия Константиновича. Жена великого князя Дмитрия Донского, родившая ему 12 детей, двое из которых, Василий и Юрий, впоследствии заняли Московский великокняжеский престол. Известна усердием к Церкви. Евдокия Дмитриевна построила несколько монастырей и церквей, в том числе основала в Московском кремле Вознесенскую обитель, где и умерла в постриге под именем Евфросиния. Монастырь был уничтожен в годы советской власти. В конце июля 2014 года Президент России Владимир Путин выдвинул Идею о воссоздании Чудова и Вознесенского монастырей в Кремле.
Тучкова Маргарита Михайловна (1781 — 1852) - дочь подполковника Михаила Петровича Нарышкина от брака с княжной Варварой Алексеевной Волконской. Сестра декабриста М. М. Нарышкина, Жена героя Отечественной войны 1812 года генерала А. А. Тучкова. Впоследствии инокиня Мелания - основательница Спасо-Бородинского монастыря.
В 1806 г. Маргарита Тучкова вторично вступила в брак с А.А. Тучковым, впоследствии убитым в сражении при Бородине. После бесплодных поисков трупа мужа она решила на месте битвы построить церковь. В 1820 г. храм был освящен. Добродетельная жизнь привлекала к ней массу обездоленных женщин, вдов, и в 1833 г. была утверждена Спасо-Бородинская община. В 1838 г. Маргарита Михайловна постриглась в монахини, а в 1839 г. община по Высочайшему повелению переименована в Спасо-Бродинский общежительный монастырь.
Святая Преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна была вторым ребенком в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. В 1884 году Элла сочеталась браком с великим князем Сергеем Александровичем, братом российского императора Александра третьего. Ее младшая сестра — Алиса стала впоследствии императрицей Российской Александрой Феодоровной - женой Николая второго.
Елизавета Федоровна великая княгиня царствующего дома Романовых, почётный член и Председатель Императорского православного Палестинского общества с 1905 по 1917 годы. 4 февраля 1905 года её супруг был убит террористомИваном Каляевым, который метнул в него ручную бомбу. После гибели мужа - основательница Марфо-Мариинской обители в Москве. В 1918 году Елизавета Фёдорона была арестована чекистами и латышскими стрелками по личному распоряжению Ф.Э. Дзержинского и вскоре была отправлена в Алапаевск. Вместе с ней находилась сестра из Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева. В ночь на 18 июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска.
На конференции упоминались и другие великие женщины, сыграшие большую роль в истории отечества. Это :
Великая княгиня София Витольдовна жена великого князя владимирского и московского Василия первого мать великого князя московского Василия Темного.
Великая княгиня Мария Ярославовна жена великого князя Московского Василия второго Темного, мать великого князя Ивана третьего
Великая княгиня московская София Палеолог - вторая жена царя Ивана третьего, мать василия третьего, бабушка Ивана четвертого Грозного. Происходила из императорской династии Палеологов.
Упоминались и другие исторические имена, а именно великих княгинь и цариц, захороненых в судной палате под Архангельским собором московского Кремля. Все доклады были иллюстрированы фотоматериалами. И вроде бы все эти имена на слуху и мы их знаем, но как много нового услышали мы на конференции о сложных их судьбах, и эти Святые княжны стали нам ближе и понятней, и хочется теперь глубже изучить и и х историю и историю госсударства Российского.
В этот же день состоялась торжественная церемония закрытия Чтений, состоялся показ
литературно-художественной композиции «Вот повести минувших лет о том, как была крещена Русь», подготовленной совместно Синодальным отделом религиозного образования и катехизации, Фондом просвещения «Мета» и духовным театром «Глас». Сценическое произведение рассказывает о событиях, происходивших на Руси в Х веке, и об историческом выборе русского народа — принятии христианства.
Текст и фото: Вера Дмитриева